4. Реорганизация заправочной станции
Интервалы времени между прибытиями автомашин на заправочную станцию характеризуются распределением, приведенным в таблице.
Интервалы времени между прибытиями (сек.) | Суммарная относительная частота | Интервалы времени между прибытиями (сек) | Суммарная относительная частота |
Меньше 0 | 0 | 400 | 0,81 |
100 | 0,25 | 500 | 0,9 |
200 | 0,48 | 600 | 1,0 |
300 | 0,69 |
|
|
Время обслуживания машин подчинено распределению, приведённому в таблице.
Время обслуживания (сек.) | Суммарная относительная частота | Время обслуживания (сек.) | Суммарная относительная частота |
Меньше 100 | 0,0 | 500 | 0,77 |
200 | 0,06 | 600 | 0,83 |
300 | 0,21 | 700 | 1,0 |
400 | 0,48 |
|
|
Заправочная станция оборудована пятью бензоколонками и открыта с 7 ч до 19 ч. В 19 ч выключается свет. Машины, приехавшие после 19 ч, не обслуживаются, а машины, попавшие на заправку до 19 ч и стоящие в очереди, должны быть обслужены.
Водитель машины останавливается на обслуживание, если он находит свободную колонку или колонку, освобождения которой ожидает не более одной машины. Иначе он уезжает и тем самым уменьшает потенциально возможную прибыль заправочной станции.
Прибыль с одной обслуженной машины составляет в среднем $ 1. Служащий, работающий на заправочной станции, может обслуживать не только одну, но и несколько бензоколонок (в порядке очереди).
Заработок служащего составляет $ 2,5 в час и выплачивается только за 12-часовой рабочий день (обслуживание оставшихся машин после 19 ч не оплачивается). Постоянные расходы на бензозаправке составляют $ 75 в день.
Владельцу колонки нужно определить, сколько служащих следует нанять для того, чтобы максимизировать дневную прибыль. Постройте имитационную модель системы и проведите моделирование для каждого числа нанятых служащих в течение 5 рабочих дней.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ 4
5. Моделирование переездов
Двухколейная железная дорога имеет между станциями А и В одноколейный участок с разъездом С. На разъезде имеется запасной путь, на котором один состав может пропустить встречный поезд. К станциям А и В поезда прибывают с двухколейных участков каждые 40 ± 10 мин. Участок пути АС поезда преодолевают за 15 ± 3 мин., а участок пути ВС – за 20 ± 3 мин. Со станций А и В поезда пропускаются на одноколейный участок до разъезда только при условии, что участок свободен, а на разъезде не стоит состав. После остановки на разъезде поезда пропускаются на участок сразу после его освобождения. Поезд останавливается на разъезде, если по лежащему впереди него участку пути движется встречный поезд.
Смоделировать работу одноколейного участка железной дороги при условии, что в направлении АВ через него должны проследовать 50 составов. Определить среднее время ожидания составов на станциях А и В, а также среднее время ожидания на разъезде С и коэффициент загрузки запасного пути.
6. Моделирование работы госпиталя
В госпиталь на протяжении суток поступают раненые и потерпевшие от катастрофы, которых доставляют на пятиместных (70 %) и трёхместных (30 %) автомобилях. Время прибытия автомобилей распределено согласно закону Эрланга второго порядка со средним значением 45 мин.
В госпитале бригада из трёх терапевтов и одного хирурга на протяжении 4 ± 2 мин. осматривают раненых и потерпевших, определяют необходимый вид предоставления медицинской помощи и направляют в соответствующую палату согласно таблице. После операционной 55 % больных направляют в палату реанимации, а 45 % – в палату интенсивной терапии. Промоделировать работу госпиталя на протяжении 10 суток. Оценить среднее время пребывания пострадавших в госпитале и необходимое количество мест в палатах (см. таблицу).
Таблица распределения пациентов по палатам
Вероятность направления | Палата | Количество мест | Время предоставления помощи, мин |
0,15 | интенсивной терапии | 20 | Распределено равномерно в интервале 1 440–2 060 |
0,25 | операционная | 6 | Распределено равномерно в интервале 20–120 |
0,35 | реанимации | 20 | Распределено равномерно в интервале 2 880–3 660 |
0,15 | хирургическая | 25 | Распределено нормально со средним значением времени 1 800 мин. и среднеквадратическим отклонением 60 |
0,1 | терапии | 30 | Распределено равномерно в интервале 1 200–2 200 |
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ 4
7. Модель производственного цеха
Цех располагает шестью группами различного оборудования, в каждой группе содержится оборудование определённого типа (см. таблицу).
Номер группы | Тип оборудования | Число единиц оборудования |
1 | Отливочные блоки | 14 |
2 | Токарные станки | 5 |
3 | Строгальные станки | 4 |
4 | Сверлильные станки | 8 |
5 | Фрезерные станки | 16 |
6 | Шлифовальные станки | 4 |
Цех производит 3 типа деталей. Каждый тип детали изготовляется по технологии, которая характеризуется определенной последовательностью этапов выполнения технологических операций, а каждый этап связан с использованием единицы определённого оборудования. Время выполнения операций распределено по экспоненциальному закону (см. таблицу).
Тип детали | Технология изготовления детали | Среднее время выполнения операции (мин.) | |
| последовательность этапов | оборудование, используемое на этапе |
|
1 | 1 2 3 4 | Отливочный блок строгальный токарный шлифовальный | 125 35 20 60 |
2 | 1 2 3 | фрезерный сверлильный токарный | 105 90 65 |
3 | 1 2 3 4 5 | Отливочный блок фрезерный сверлильный строгальный шлифовальный | 235 250 50 30 25 |
Объём заказа для цеха на изготовление деталей в течение 8-часового рабочего дня составляет в среднем 50 деталей и описывается распределением Пуассона. На детали
1-ого типа приходится 24 % этого объёма, 44 % – на детали 2-ого типа и оставшиеся 32 % – на детали 3-его типа.
Построить имитационную модель, провести моделирование для пяти 40-часовых рабочих недель и в конце каждой недели вывести в файл результатов:
распределение времени выполнения заказа по типам деталей;
распределение количества изготовленных деталей по типам деталей;
распределение количества незавершённых работ (неизготовленных деталей) по типам деталей.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ 4
- Имитационное моделирование систем
- Предисловие
- Список сокращений
- Введение
- Глава 1. Основные понятия моделирования систем, классификация моделей и методов с точки зрения философии, моделирование представляет собой один из методов познания мира.
- 1.1. Основные понятия теории моделирования
- 1.2. Основные методы моделирования
- 1.3. Классификация моделей
- Глава 2. Математическое моделирование систем с использованием марковских случайных процессов
- 2.1. Элементы теории марковских случайных процессов, используемые при моделировании систем
- 2.2. Марковские цепи
- 2.3. Непрерывные цепи Маркова
- 2.4. Финальные вероятности состояний
- Необходимые и достаточные условия существования финальных вероятностей
- 2.5. Математическое представление потока событий
- 2.6. Компоненты и классификация моделей систем массового обслуживания (смо)
- 2.7. Расчёт основных характеристик смо на основе использования их аналитических моделей
- Одноканальные системы с отказами
- Одноканальные системы с ограниченной очередью
- Многоканальные системы с отказами
- Многоканальные системы с ограниченной очередью
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 3. Имитационное моделирование в среде gpss
- 3.1. Общие сведения о языке gpss
- Основные объекты языка gpss
- 3.3. Основные блоки языка gpss
- Поступление транзактов в модель
- Уничтожение транзактов
- Моделирование работы одноканальных устройств
- Моделирование очередей
- Моделирование многоканальных устройств (мку)
- Изменение маршрута движения транзактов
- Разработка модели и процесс моделирования в gpss. Пример создания модели
- Управление процессом моделирования
- Объекты вычислительной категории языка: переменные и функции. Сохраняемые ячейки
- Определение и использование функций
- Работа с параметрами транзакта, приоритеты
- Блок mark
- Применение в моделях копий и организация синхронизации движения транзактов
- Использование блока test
- Контрольные задания по моделированию Моделирование систем с условием перераспределения заявок в заданном статистическом режиме
- Заключение
- Библиографический список
- Основные элементы стандартного отчёта
- Системные числовые атрибуты (сча)
- Сча транзактов
- Сча блоков
- Сча одноканальных устройств
- Сча очередей
- Сча таблиц
- Сча ячеек и матриц ячеек сохраняемых величин
- Сча вычислительных объектов
- Сча списков и групп
- 10. Какое действие выполняет этот оператор: transfer both,lab1,lab2
- 11. Какое действие выполняет этот оператор: transfer 0.4,lab1,lab2
- 12. Правильно ли описана эта команда: transfer ,met:
- 13. Какое действие выполняет этот блок: lines1 storage 2
- Индивидуальные зачётные задания по имитационному моделированию систем
- 4. Реорганизация заправочной станции
- 8. Модель швейного цеха
- 10. Моделирование работы заправочной станции
- 11.Моделирование работы станции скорой помощи
- 13. Модель автобусной остановки
- 14.Моделирование работы кафе
- 15. Задача о конвейере
- 17.Моделирование цеха обработки
- Алфавитно-предметный указатель
- Рассказова Марина Николаевна имитационное моделирование систем
- 644099, Омск, Красногвардейская, 9