Контрольные вопросы и задания
Какой процесс называется марковским, стационарным, ординарным?
Рассматривается процесс: система представляет техническое устройство, которое осматривается в определенные моменты времени (например, через сутки) и её состояние регистрируется. Каждый осмотр – шаг процесса. Возможные состояния следующие:
s1 – полностью исправно; s2 – частично исправно, необходима наладка;
s3 – серьёзная неисправность, требует ремонта; s4 – непригодно.
Постройте граф состояний для системы.
Магазин продаёт две марки автомобилей А и В, для каждой своя матрица переходных вероятностей, соответствующая состояниям: «исправен», «требует гарантийного ремонта». Для А РА = , для В РВ = . Требуется найти вероятности состояний через два года после эксплуатации, если в начальном состоянии автомобиль исправен и определить марку автомобиля наиболее предпочтительную.
В городе работают три мобильных оператора: Билайн, МТС и Мегафон и предположим каждый пользуется услугами одного, но может поменять его или нет на другого каждые полгода. Причём результаты опроса показали, что в среднем 15 % Билайн переходят на МТС, 10 % на Мегафон; 20 % МТС переходят на Билайн, 5 % на Мегафон; 5 % Мегафон уходят на МТС и 10 % на Билайн. Постройте матрицу переходных вероятностей. Предположив, что изначально клиенты были распределены равномерно, найти распределение через полтора года, определить какой оператор будет пользоваться наибольшим спросом.
Пусть имеется система с состояниями: S0 – оба узла работают исправно; S1 – первый работает, второй сломан;
S2 – второй работает, первый сломан; S3 – оба неисправны. Возможные переходы из одного состояния в другое изображены на графе. Пусть исправность первого узла приносит доход 10 у. е., а второго – 6 у. е., а их ремонт требует расходов 4 у. е. и 2 у. е. соответственно. Оценить экономический эффект возможности уменьшения вдвое времени на ремонт, если придётся вдвое увеличить затраты.
На вход горячей линии, имеющей 9 каналов, поступает в среднем
120 заявок в час. Заявка получает отказ, если все каналы заняты. Среднее время обслуживания в канале равно 4 мин. Все потоки простейшие. Определить вероятность отказа и среднее число занятых каналов.
В ремонтную мастерскую с 4 мастерами принимают не более 7 заявок в день, известно среднее число поступающих в час заявок (λ) и среднее время обслуживания (Тобс). Найти основные показатели эффективности.
№ вар. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
λ | 5 | 6 | 8 | 7 | 4 | 9 | 10 | 5 | 6 | 3 |
Тобс | 1 | 0,5 | 0,5 | 1 | 0,5 | 0,5 | 1 | 2 | 1 | 2 |
При проектировании СМО с ограниченной очередью n, число каналов обслуживания m, производительность обслуживания µ заявок в час было рассчитано на характерную для района интенсивность потока заявок λ. Но плотность заявок по некоторым причинам удвоилась (2λ в час). Что целесообразнее для минимизации отказов: удвоить количество каналов или удвоить производительность канала. Рассмотрите случаи: a) m = 1, n = 3, λ = 1,5 , µ = 0,5; b) m = 1, n = 3, λ = 4 , µ=2.
На мойке машин имеется три места для мойки и еще не более трёх для стоянки ожидающих машин. Если все эти места заняты, машина уезжает. В среднем за час прибывает 2 машины, среднее время мойки одной машины 1 час. Найти вероятность отказа и среднюю длину очереди.
Входной поток покупателей в магазин – простейший с плотностью 3 покупателя в мин. Среднее время обслуживания 2 мин. Работает 8 продавцов, доступ неограничен. Будет ли магазин справляться с потоком? Найти характеристики системы.
Диспетчерский пункт принимает заявки на ремонт по нескольким телефонам. Известно среднее число заявок, поступающих в час (λ) и среднее время оформления Тоб. Требуется определить минимальное количество телефонов, при котором вероятность отказа будет менее 10 %. При найденном значении m определить абсолютную пропускную способность и среднее количество занятых каналов (см. таблицы).
№ вар. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
λ | 60 | 80 | 870 | 90 | 65 | 75 | 85 | 90 | 85 | 80 | 60 | 85 |
Тобс. | 5 | 2 | 3 | 2 | 4 | 2 | 33 | 1 | 2 | 3 | 3 | 2 |
№ вар. | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 240 |
λ | 60 | 80 | 70 | 65 | 90 | 75 | 75 | 75 | 70 | 80 | 75 | 65 |
Тобс. | 4 | 4 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 5 | 5 | 4 | 5 |
Указание. Поскольку явно из общей формулы для нахождения вероятностей выразить m нельзя, то нужно организовать (удобно на листе Excel) пошаговую процедуру определения Рn для каждого значения m (см. формулы на стр. 32). При этом нужно найти все промежуточные вероятности от Р0 до Рn. Убедиться, что их сумма равна 1 и последняя вероятность меньше 0,1.
- Имитационное моделирование систем
- Предисловие
- Список сокращений
- Введение
- Глава 1. Основные понятия моделирования систем, классификация моделей и методов с точки зрения философии, моделирование представляет собой один из методов познания мира.
- 1.1. Основные понятия теории моделирования
- 1.2. Основные методы моделирования
- 1.3. Классификация моделей
- Глава 2. Математическое моделирование систем с использованием марковских случайных процессов
- 2.1. Элементы теории марковских случайных процессов, используемые при моделировании систем
- 2.2. Марковские цепи
- 2.3. Непрерывные цепи Маркова
- 2.4. Финальные вероятности состояний
- Необходимые и достаточные условия существования финальных вероятностей
- 2.5. Математическое представление потока событий
- 2.6. Компоненты и классификация моделей систем массового обслуживания (смо)
- 2.7. Расчёт основных характеристик смо на основе использования их аналитических моделей
- Одноканальные системы с отказами
- Одноканальные системы с ограниченной очередью
- Многоканальные системы с отказами
- Многоканальные системы с ограниченной очередью
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 3. Имитационное моделирование в среде gpss
- 3.1. Общие сведения о языке gpss
- Основные объекты языка gpss
- 3.3. Основные блоки языка gpss
- Поступление транзактов в модель
- Уничтожение транзактов
- Моделирование работы одноканальных устройств
- Моделирование очередей
- Моделирование многоканальных устройств (мку)
- Изменение маршрута движения транзактов
- Разработка модели и процесс моделирования в gpss. Пример создания модели
- Управление процессом моделирования
- Объекты вычислительной категории языка: переменные и функции. Сохраняемые ячейки
- Определение и использование функций
- Работа с параметрами транзакта, приоритеты
- Блок mark
- Применение в моделях копий и организация синхронизации движения транзактов
- Использование блока test
- Контрольные задания по моделированию Моделирование систем с условием перераспределения заявок в заданном статистическом режиме
- Заключение
- Библиографический список
- Основные элементы стандартного отчёта
- Системные числовые атрибуты (сча)
- Сча транзактов
- Сча блоков
- Сча одноканальных устройств
- Сча очередей
- Сча таблиц
- Сча ячеек и матриц ячеек сохраняемых величин
- Сча вычислительных объектов
- Сча списков и групп
- 10. Какое действие выполняет этот оператор: transfer both,lab1,lab2
- 11. Какое действие выполняет этот оператор: transfer 0.4,lab1,lab2
- 12. Правильно ли описана эта команда: transfer ,met:
- 13. Какое действие выполняет этот блок: lines1 storage 2
- Индивидуальные зачётные задания по имитационному моделированию систем
- 4. Реорганизация заправочной станции
- 8. Модель швейного цеха
- 10. Моделирование работы заправочной станции
- 11.Моделирование работы станции скорой помощи
- 13. Модель автобусной остановки
- 14.Моделирование работы кафе
- 15. Задача о конвейере
- 17.Моделирование цеха обработки
- Алфавитно-предметный указатель
- Рассказова Марина Николаевна имитационное моделирование систем
- 644099, Омск, Красногвардейская, 9