logo
ktop_kurs_2008

7.1. Стиль изложения.

Ясность мысли, простота и логичность расположения материала – таковы основные требования к стилю изложения пояснительной записки.

При работе над текстом курсовой работы (проекта) следует добиваться точного, законченного и в тоже время наиболее простого и понятного построения фраз, формулировок и выводов. Необходимо избегать длинных и запутанных предложений. При этом без ущерба излагаемой мысли повышается эффективность ее восприятия.

В научно-технической литературе приняты неопределенно-личная и безличная формы изложения, подчеркивающие объективный характер явлений и процессов, общепринятый характер действий и решений.

Анализ стилистики курсовых проектов показывает, что некоторые студенты ведут изложение от собственного имени, что попросту неграмотно. Например, пишут, «выбираю диод ...», «принимаю равным ...», «рассчитываю по формуле ...» и т.п. Многие употребляют обороты с местоимением «мы»: «выбираем транзистор ...», «округляем до ...», «выбираем схему ...» и т.д.

Правильно писать в зависимости от времени свершение действия: «выбирается диод ...» или «выбран диод ...», «принимается равным ...» или «принята равным ...» и т.д.

Предложения рекомендуется строить, например, так:

- Смещение на базе транзистора определено графическим построением на его входной динамической характеристике (рис. 6).

- Сопротивление резистора Rб выбрано таким, что входной ток увеличивается не больше чем в два раза.

- Четырехзарядный счетчик импульсов построен на интегральных микросхемах серии К155.

- Коэффициент гармоник Kг находится по формуле (3).

- Расчет нагрузочной характеристики стабилизатора ведется по формуле ...

- Для крупносерийного производства однослойных печатных плат общего применения из фольгированного пластика выбирается способ печати через трафарет [6].

Больше всего стилистических погрешностей студенты допускают при изложении расчетов, когда в состав предложений входят формулы. Предложение с формулой нужно строить так, чтобы слова, символы и знаки формулы составляли грамматически правильную конструкцию с законченным смыслом.

Например:

Неправильно

Мощность, рассеиваемая на коллекторе транзистора, рассчитана по формуле

Определяется напряжение источника питания Eп :

Необходимое число вентилей в плече выпрямительного моста находится по формуле

Правильно

Мощность, рассеиваемая на коллекторе транзистора,

Напряжение источника питания

Необходимое число вентилей в плече выпрямительного моста

При описании процессов в электронных схемах, принципа действия устройств, конструкции элементов и узлов, при изложении расчетов не следует смешивать в одной фразе настоящее время с прошедшим или будущим, совершенный вид с несовершенным и т.д. Например:

Неправильно

Мультивибратор опрокидывается, когда напряжение на базе запертого транзистора станет равным нулю.

Правильно

Мультивибратор опрокидывается, когда напряжение на базе запертого транзистора становится равным нулю.

Не следует злоупотреблять страдательным залогом, так как он утяжеляет речь. Например:

Не рекомендуется

Советскими учеными было сделано много открытий в области квантовой электроники.

Транзистором была совершена настоящая революция в электронике.

Рекомендуется

Советские ученые сделали много открытий в области квантовой электроники.

Транзистор совершил настоящую революцию в электронике.

Страдательный залог уместно употреблять в предложениях, в которых нет и не должно быть указаний на действующее лицо. Например:

За короткий период транзисторы подверглись значительным усовершенствованиям. На развитие электронной промышленности были направлены значительные средства.

Описывая технологические операции и процессы, нужно с осторожностью пользоваться возвратными глаголами. Например:

Неправильно

После сборки плата устанавливается на стенд, регулируется, а затем передается на контроль

Правильно

После сборки плату устанавливают на стенд, регулируют, а затем передают на контроль

При описании схем, операций и устройств некоторые студенты вместо прямой и точной глагольной формы сказуемого часто прибегают к сочетанию отглагольного существительного того же корня, что и глагол, из которого оно образовано, с глаголами типа «осуществлять», «производить», «оказывать», «подвергать» и т.д. Такие фразы утяжеляют речь. Например:

Не рекомендуется

Регулирование частоты колебаний мультивибратора осуществляется путем изменения напряжения смещения, подаваемые на базы транзисторов

Повышение температурной стабильности режима работы усилителя осуществляется включением термистора

Рекомендуется

Частота мультивибратора регулируется изменением напряжения смещения, подаваемого на базы транзисторов

Температурная стабильность режима работы усилителя повышается включением термистора

Некоторые студенты злоупотребляют словосочетанием «имеет место» и глаголами «имеется», «предусмотрена» и «бывают» в значении «есть». Их следует заменять прямыми и точными словами. Например:

Не рекомендуется

Для крепления платы к блоку на ее углах имеются отверстия

Наибольшие потери в изоляции имеют место на высоких частотах

Рекомендуется

Для крепления платы к блоку на ее углах пробиты отверстия

Наибольшие потери в изоляции наблюдаются на высоких частотах

Если в первом левом предложении лишь упоминается о существовании отверстий, то в правом предложении при этом же количестве слов содержится указание на способ их изготовления.

Часто пропускаются предлоги при разделительных союзах «или», «либо» и при однородных словах, требующих разных предлогов, что иногда приводит к искажению смысла. Например:

Неправильно

Радиатор транзистора крепится к плате или панели

Электрические соединители установлены на исследуемом блоке, термостате и блоке контроля

Правильно

Радиатор транзистора крепится к плате или к панели

Электрические соединители установлены на исследуемом блоке, в термостате и на блоке контроля

Из-за неумелого употребления местоимений третьего лица вместо существительных часто возникают смысловые ошибки. Вот характерный пример: «Для крепления платы к раме на ней имеются защелки». Здесь невозможно понять, где установлены защелки.

Нужно избегать засорения языка вводными словами, канцеляризмами, пустыми трафаретными выражениями, архаизмами. Часто употребляются такие портящие речь слова и выражения: на сегодняшний день, практически, фактически, вообще говоря и т.п.