7.1. Стиль изложения.
Ясность мысли, простота и логичность расположения материала – таковы основные требования к стилю изложения пояснительной записки.
При работе над текстом курсовой работы (проекта) следует добиваться точного, законченного и в тоже время наиболее простого и понятного построения фраз, формулировок и выводов. Необходимо избегать длинных и запутанных предложений. При этом без ущерба излагаемой мысли повышается эффективность ее восприятия.
В научно-технической литературе приняты неопределенно-личная и безличная формы изложения, подчеркивающие объективный характер явлений и процессов, общепринятый характер действий и решений.
Анализ стилистики курсовых проектов показывает, что некоторые студенты ведут изложение от собственного имени, что попросту неграмотно. Например, пишут, «выбираю диод ...», «принимаю равным ...», «рассчитываю по формуле ...» и т.п. Многие употребляют обороты с местоимением «мы»: «выбираем транзистор ...», «округляем до ...», «выбираем схему ...» и т.д.
Правильно писать в зависимости от времени свершение действия: «выбирается диод ...» или «выбран диод ...», «принимается равным ...» или «принята равным ...» и т.д.
Предложения рекомендуется строить, например, так:
- Смещение на базе транзистора определено графическим построением на его входной динамической характеристике (рис. 6).
- Сопротивление резистора Rб выбрано таким, что входной ток увеличивается не больше чем в два раза.
- Четырехзарядный счетчик импульсов построен на интегральных микросхемах серии К155.
- Коэффициент гармоник Kг находится по формуле (3).
- Расчет нагрузочной характеристики стабилизатора ведется по формуле ...
- Для крупносерийного производства однослойных печатных плат общего применения из фольгированного пластика выбирается способ печати через трафарет [6].
Больше всего стилистических погрешностей студенты допускают при изложении расчетов, когда в состав предложений входят формулы. Предложение с формулой нужно строить так, чтобы слова, символы и знаки формулы составляли грамматически правильную конструкцию с законченным смыслом.
Например:
Неправильно
Мощность, рассеиваемая на коллекторе транзистора, рассчитана по формуле
Определяется напряжение источника питания Eп :
Необходимое число вентилей в плече выпрямительного моста находится по формуле
| Правильно
Мощность, рассеиваемая на коллекторе транзистора,
Напряжение источника питания
Необходимое число вентилей в плече выпрямительного моста
|
При описании процессов в электронных схемах, принципа действия устройств, конструкции элементов и узлов, при изложении расчетов не следует смешивать в одной фразе настоящее время с прошедшим или будущим, совершенный вид с несовершенным и т.д. Например:
Неправильно
Мультивибратор опрокидывается, когда напряжение на базе запертого транзистора станет равным нулю. | Правильно
Мультивибратор опрокидывается, когда напряжение на базе запертого транзистора становится равным нулю. |
Не следует злоупотреблять страдательным залогом, так как он утяжеляет речь. Например:
Не рекомендуется
Советскими учеными было сделано много открытий в области квантовой электроники. Транзистором была совершена настоящая революция в электронике. | Рекомендуется
Советские ученые сделали много открытий в области квантовой электроники. Транзистор совершил настоящую революцию в электронике. |
Страдательный залог уместно употреблять в предложениях, в которых нет и не должно быть указаний на действующее лицо. Например:
За короткий период транзисторы подверглись значительным усовершенствованиям. На развитие электронной промышленности были направлены значительные средства.
Описывая технологические операции и процессы, нужно с осторожностью пользоваться возвратными глаголами. Например:
Неправильно
После сборки плата устанавливается на стенд, регулируется, а затем передается на контроль | Правильно
После сборки плату устанавливают на стенд, регулируют, а затем передают на контроль |
При описании схем, операций и устройств некоторые студенты вместо прямой и точной глагольной формы сказуемого часто прибегают к сочетанию отглагольного существительного того же корня, что и глагол, из которого оно образовано, с глаголами типа «осуществлять», «производить», «оказывать», «подвергать» и т.д. Такие фразы утяжеляют речь. Например:
Не рекомендуется
Регулирование частоты колебаний мультивибратора осуществляется путем изменения напряжения смещения, подаваемые на базы транзисторов
Повышение температурной стабильности режима работы усилителя осуществляется включением термистора | Рекомендуется
Частота мультивибратора регулируется изменением напряжения смещения, подаваемого на базы транзисторов
Температурная стабильность режима работы усилителя повышается включением термистора |
Некоторые студенты злоупотребляют словосочетанием «имеет место» и глаголами «имеется», «предусмотрена» и «бывают» в значении «есть». Их следует заменять прямыми и точными словами. Например:
Не рекомендуется
Для крепления платы к блоку на ее углах имеются отверстия Наибольшие потери в изоляции имеют место на высоких частотах | Рекомендуется
Для крепления платы к блоку на ее углах пробиты отверстия Наибольшие потери в изоляции наблюдаются на высоких частотах |
Если в первом левом предложении лишь упоминается о существовании отверстий, то в правом предложении при этом же количестве слов содержится указание на способ их изготовления.
Часто пропускаются предлоги при разделительных союзах «или», «либо» и при однородных словах, требующих разных предлогов, что иногда приводит к искажению смысла. Например:
Неправильно
Радиатор транзистора крепится к плате или панели Электрические соединители установлены на исследуемом блоке, термостате и блоке контроля | Правильно
Радиатор транзистора крепится к плате или к панели Электрические соединители установлены на исследуемом блоке, в термостате и на блоке контроля |
Из-за неумелого употребления местоимений третьего лица вместо существительных часто возникают смысловые ошибки. Вот характерный пример: «Для крепления платы к раме на ней имеются защелки». Здесь невозможно понять, где установлены защелки.
Нужно избегать засорения языка вводными словами, канцеляризмами, пустыми трафаретными выражениями, архаизмами. Часто употребляются такие портящие речь слова и выражения: на сегодняшний день, практически, фактически, вообще говоря и т.п.
- Оглавление
- Список сокращений
- Введение
- 1. Анализ технического задания
- 1.6. Пример конструкторского анализа тз и схемы электрической принципиальной модуля озу [1.14]
- 2. Алгоритм конструирования изделий эва
- 2.1. Определение базового конструктивно-функционального модуля (кфм).
- 2.4. Выбор типа соединителя.
- 3. Конструирование печатных плат
- 3.1. Выбор или обоснование типа печатной платы
- 3.2. Выбор или обоснование класса точности
- 3.3. Выбор габаритных размеров и конфигурации печатной платы
- 3.4. Размеры отверстий, пазов, вырезов, их форма и расположение
- 3.5. Размеры печатных проводников и их расположение
- Расстояние между элементами проводящего рисунка
- Электрическая прочность изоляции
- Проверка электрических параметров проводников печатного рисунка
- 3.9. Электрическое сопротивление печатных проводников
- 3.10. Нагрузочная способность по току
- 3.11. Размещение и выполнение экранов
- 3.12. Выбор, размещение и расчет контактных площадок
- 3.13. Трассировка печатных проводников
- 3.14. Конструктивные покрытия
- 3.15. Материалы, используемые для контактирования иэт к контактным площадкам пп.
- 3.16. Лакокрасочные защитные покрытия
- 3.17. Маркировка печатных плат
- 4. Размещение и установка навесных элементов (иэт)
- 5. Оценка помехоустойчивости
- 5.1. Паразитная емкость между двумя печатными проводниками
- 6.1. Оценка технологичности.
- 6.2. Показатели качества конструкции.
- 6.2.3. Коэффициент заполнения объема для конструктивного уровня:
- 7. Оформление пояснительной записки
- 7.1. Стиль изложения.
- 7.2 Сокращения
- 7.3. Нумерация страниц. Поля
- 7.4. Написание и нумерация формул
- 7.5. Таблицы и выводы
- 7.6. Ссылки на литературу
- 7.7. Указатель литературы
- Список литературы
- Стандарты
- Приложение 1. Варианты установки корпусных навесных элементов на платы
- Приложение 2. Варианты конструкции пп с использованием пми и имо.
- Приложение 3. Выписка из классификатора изделий.
- Приложение 4. Классификация пп.
- Приложение 5. Оформление спецификации к сборочному чертежу
- Приложение 6. Пример технических требований на чертеже печатной платы
- Приложение 7. Оформление сборочных чертежей и функциональных печатных узлов
- Приложение 8. График выполнения курсовой работы по дисциплине
- Приложение 9. Пример оформления тз на пп
- Приложение 10. Исходные технические данные