1.7 Процессы, протекающие на протяжении жизненного цикла информационной системы
Понятие жизненного цикла является одним из базовых понятий методологии проектирования информационных систем. Жизненный цикл информационной системы представляет собой непрерывный процесс, начинающийся с момента принятия решения о создании информационной системы и заканчивается в момент полного изъятия ее из эксплуатации.
Существует международный стандарт, регламентирующий жизненный цикл информационных систем — ISO/IEC 12207.
ISO — International Organization of Standardization (международная организация по стандартизации). IEC — International Electrotechnical Commission (международная комиссия по электротехнике).
Стандарт ISO/IEC 12207 определяет структуру жизненного цикла, содержащую процессы, действия и задачи, которые должны быть выполнены во время создания информационной системы. Согласно данному стандарту структура жизненного цикла основывается на трех группах процессов:
основные процессы жизненного цикла (приобретение, поставка, разработка, эксплуатация, сопровождение);
вспомогательные процессы, обеспечивающие выполнение основных процессов (документирование, управление конфигурацией, обеспечение качества, верификация, аттестация, оценка, аудит, разрешение проблем);
организационные процессы (управление проектами, создание инфраструктуры проекта, определение, оценка и улучшение самого жизненного цикла, обучение).
Рассмотрим каждую из указанных групп более подробно.
Основные процессы жизненного цикла
Среди основных процессов жизненного цикла наибольшую важность имеют три: разработка, эксплуатация и сопровождение. Каждый процесс характеризуется определенными задачами и методами их решения, исходными данными, полученными на предыдущем этапе, и результатами.
Разработка
Разработка информационной системы включает в себя все работы по созданию информационного программного обеспечения и его компонентов в соответствии с заданными требованиями. Разработка информационного программного обеспечения также включает:
оформление проектной и эксплуатационной документации;
подготовку материалов, необходимых для проведения тестирования разработанных программных продуктов;
разработку материалов, необходимых для организации обучения персонала.
Разработка является одним из важнейших процессов жизненного цикла информационной системы и, как правило, включает в себя стратегическое планирование, анализ, проектирование и реализацию (программирование).
Эксплуатация
Эксплуатационные работы можно подразделить на подготовительные и основные. К подготовительным относятся:
конфигурирование базы данных и рабочих мест пользователей;
обеспечение пользователей эксплуатационной документацией;
обучение персонала.
Основные эксплуатационные работы включают:
непосредственно эксплуатацию;
локализацию проблем и устранение причин их возникновения;
модификацию программного обеспечения;
подготовку предложений по совершенствованию системы;
развитие и модернизацию системы.
Сопровождение
Службы технической поддержки играют весьма заметную роль в жизни любой корпоративной информационной системы. Наличие квалифицированного технического обслуживания на этапе эксплуатации информационной системы является необходимым условием для решения поставленных перед ней задач, причем ошибки обслуживающего персонала могут приводить к явным или скрытым финансовым потерям, сопоставимым со стоимостью самой информационной системы. 46
Основными предварительными действиями при подготовке к организации технического обслуживания информационной системы являются следующие:
выделение наиболее ответственных узлов системы и определение для них критичности простоя. Это позволит выделить наиболее критичные составляющие информационной системы и оптимизировать распределение ресурсов для технического обслуживания;
определение задач технического обслуживания и их разделение на внутренние (решаемые силами обслуживающего подразделения) и внешние (решаемые специализированными сервисными организациями). Таким образом производится четкое определение круга исполняемых функций и разделение ответственности;
проведение анализа имеющихся внутренних и внешних ресурсов, необходимых для организации технического обслуживания в рамках описанных задач и разделения компетенции. Основные критерии для анализа: наличие гарантии на оборудование, состояние ремонтного фонда, квалификация персонала;
подготовка плана организации технического обслуживания, в котором необходимо определить этапы исполняемых действий, сроки их исполнения, затраты на этапах, ответственность исполнителей.
Обеспечение качественного технического обслуживания информационной системы требует привлечения специалистов высокой квалификации, которые в состоянии решать не только каждодневные задачи администрирования, но и быстро восстанавливать работоспособность системы при сбоях.
Вспомогательные процессы
Среди вспомогательных процессов одно из главных мест занимает управление конфигурацией. Это один из вспомогательных процессов, поддерживающих основные процессы жизненного цикла информационной системы, прежде всего процессы разработки и сопровождения. При разработке проектов сложных информационных систем, состоящих из многих компонентов, каждый из которых может разрабатываться независимо и, следовательно, иметь несколько вариантов реализации и/или несколько версий одной реализации, возникает проблема учета их связей и функций, создания единой структуры и обеспечения развития всей системы. Управление конфигурацией позволяет организовывать, систематически учитывать и контролировать внесение изменений в различные компоненты информационной системы на всех стадиях ее жизненного цикла.
Организационные процессы
Управление проектом связано с вопросами планирования и организации работ, создания коллективов разработчиков и контроля за сроками и качеством выполняемых работ. Техническое и организационное обеспечение проекта включает:
выбор методов и инструментальных средств для реализации проекта;
определение методов описания промежуточных состояний разработки;
разработку методов и средств испытаний созданного программного обеспечения;
обучение персонала.
Обеспечение качества проекта связано с проблемами верификации, проверки и тестирования компонентов информационной системы.
Верификация — это процесс определения соответствия текущего состояния разработки, достигнутого на данном этапе, требованиям этого этапа.
Проверка — это процесс определения соответствия параметров разработки исходным требованиям. Проверка отчасти совпадает с тестированием, которое проводится для определения различий между действительными и ожидавшимися результатами и оценки соответствия характеристик информационной системы исходным требованиям.
Полный жизненный цикл информационной системы включает в себя, как правило, стратегическое планирование, анализ, проектирование, реализацию, внедрение и эксплуатацию. В общем случае жизненный цикл можно, в свою очередь, разбить на ряд стадий. В принципе это деление на стадии достаточно произвольно. Мы рассмотрим один из вариантов такого деления, предлагаемый корпорацией Rational Software. Это одна из ведущих фирм на рынке программного обеспечения средств разработки информационных систем (среди которых большой популярностью за-.служенно пользуется универсальное CASE-средство Rational Rose). Согласно методологии, предлагаемой Rational Software, жизненный цикл информационной системы подразделяется на четыре стадии:
начало;
уточнение;
конструирование;
переход (передача в эксплуатацию).
Границы каждой стадии определены некоторыми моментами времени, в которые необходимо принимать определенные критические решения и в которые, следовательно, должны быть достигнуты определенные ключевые цели.
Начальная стадия
На начальной стадии устанавливается область применения системы и определяются граничные условия. Для этого необходимо идентифицировать все внешние объекты, с которыми должна взаимодействовать разрабатываемая система, и определить характер этого взаимодействия на высоком уровне. На начальной стадии идентифицируются все функциональные возможности системы и производится описание наиболее существенных из них.
Деловое применение включает:
критерии успеха разработки;
оценку риска;
оценку ресурсов, необходимых для выполнения разработки;
календарный план с указанием сроков завершения основных этапов.
Стадия уточнения
На этой стадии проводится анализ прикладной области, разрабатывается архитектурная основа информационной системы.
При принятии любых решений, касающихся архитектуры системы, необходимо принимать во внимание всю разрабатываемую систему в целом. Это означает, что необходимо описать большинство функциональных возможностей системы и учесть взаимосвязи между отдельными ее составляющими.
В конце стадии уточнения проводится анализ архитектурных решений и способов устранения главных элементов риска, содержащихся в проекте.
Стадия конструирования
На стадии конструирования разрабатывается законченное изделие, готовое к передаче пользователю.
По окончании этой стадии определяется работоспособность разработанного программного обеспечения.
Стадия перехода
На стадии перехода производится передача разработанного программного обеспечения пользователям. При эксплуатации разработанной системы в реальных условиях часто возникают различного рода проблемы, которые требуют дополнительных работ по внесению корректив в разработанный продукт. Это, как правило, связано с обнаружением ошибок и недоработок.
В конце стадии перехода необходимо определить, достигнуты цели разработки или нет.
- Конспект лекций
- Тема 1. Информационные системы (ис)
- 1.2 Процессы в информационной системе..........................................8
- Тема 2. Базы данных (бд)
- Тема 3. Субд
- Тема 4. Корпоративная сеть
- 4.1 Преимущества и проблемы использования корпоративной сети..................................................................................................................36
- 4.2 Классификация сетей по территориальному признаку..............38
- Тема 5. Информационно-технологическая сеть почтовой связи (итспс)
- Тема 6. Информационно-технологическая система обработки подписки «Подписка-рупс»
- 6.3 Основные функции программы «Подписка-рупс»...................47
- Тема 7. Информационно-технологическая система международной .Ускоренной почты
- Тема 8. Автоматизированная система контроля ежедневного сводного денежного отчета ос
- 8.2 Организация итс Контроля сдо ос на примере уОиКи.....55
- 8.4 Отчеты, составляемые на основании данных сдо...................59
- Тема 9. Информационно-технологическая система слежения за регистрируемыми почтовыми отправлениями
- Тема 10. Информационно- технологическая система электронных денежных переводов
- Введение
- Тема 1. Информационные системы (ис)
- 1.2 Процессы в информационной системе
- 1.3 Функции универсальной информационной системы:
- 1.4 Классификация информационных систем
- 1.5 Влияние ис
- 1.6 Разработка корпоративной информационной системы
- 1.7 Процессы, протекающие на протяжении жизненного цикла информационной системы
- 1.8 Архитектура ис
- 1.8.4 Распределенные ис
- 1.8.5 Интернет-технологии
- Тема 2. Базы данных (бд)
- 2.1 Проектирование бд
- 2 .1.1 Концептуальная модель
- 2.1.1.4 Пример er- диаграммы
- 2.1.2 Логическая модель данных.
- 2.1.3 Физическая модель данных
- Базовые понятия реляционной модели данных
- 2.3 Фундаментальные свойства отношений
- 2.4 Связывание таблиц
- Выделяют следующи евиды связей:
- Тема 3. Субд
- 3.1 Требования к субд
- 3.2 Субд foxpro
- 3.2.1 Знакомство с субд foxpro
- 3.2.2 Проектирование базы данных
- 3.2.3 Составление запросов
- Тема 4. Корпоративная сеть
- 4.1 Преимущества и проблемы использования корпоративной сети
- 4.2 Классификация сетей по территориальному признаку
- 4.3 Корпоративная сеть
- Тема 5. Информационно-технологическая сеть почтовой связи (итспс)
- 5.1 Состав итсп и решаемые задачи
- 5.2 Рассмотрим итспс используя многоуровневое представление корпоративной сети
- Используемые в настоящий момент технические решения
- 5.2.5 Системные сервисы
- Система передачи и обработки транзакций
- Тема 6. Информационно-технологическая система обработки подписки «Подписка-рупс»
- 6.1 Характеристика объекта автоматизации
- 6. 2 Техническое и программное обеспечение
- 6.3 Основные функции программы «Подписка-рупс»
- 6.4 Перспективы развития
- Тема 7. Информационно-технологическая система международной ускоренной почты
- 7.1 Общие сведения о международной ускоренной службе
- 7.2 Схема информационно-технологической сети службы ems
- 7.3 Система слежения ips’96
- 7.4 Сервер поиска ems отправлений на сайте руп “белпочта”
- Тема 8. Автоматизированная система контроля ежедневного сводного денежного отчета ос
- 8.1 Назначение и основные решаемые задачи
- В городе Минске функции контроля сдо ос осуществляет уОиКи - Участок обработки и контроля информации функционирует в составе производства «Минская почта» на правах структурного подразделения.
- 8.2 Организация итс контроля сдо оСна примере уОиКи
- Примечание - арм «Администратор» и арм «Отчеты» подробно рассматриваются на лабораторных работах по данной теме.
- 8.3 Технология ежедневного контроля отчетности отделений связи
- 8.3.1 Визуальный контроль за правильностью оформления сводного денежного отчета
- 8.3.2 Контроль за правильным составлением сводного денежного отчета
- 8.3.3 Ввод первичных документов
- 8.3.4 Работа с выявленными расхождениями
- 8.3.5 Контроль остатков кассы и товарно-материальных
- 8.3.6 Контроль за соблюдением лимитной дисциплины
- 8.3.7 Контроль за своевременным отражением излишков и подкреплений
- 8.3.9 Анализ полученных Актов расхождений
- 8.4 Отчеты, составляемые на основании данных сдо
- Тема 9. Информационно-технологическая система слежения за регистрируемыми почтовыми отправлениями.
- 9.1 Задачи, решаемые системой слежения
- 9.2 Система формирования, обработки и передачи информации
- 9.3 Уровни слежения за регистрируемыми почтовыми отправлениями
- 9.4 Обработка почтовых отправлений с использованием системы слежения и контроля за прохождением регистрируемых почтовых отправлений
- 9.5 Идентификация почтовых отправлений
- 9.6 Техническое обеспечение системы слежения
- Тема 10. Информационно- технологическая система электронных денежных переводов
- 10.1 Назначение и общие принципы электронных денежных переводов
- 10.2 Участки системы электронных денежных переводов
- 10.3 Программно-технические средства
- 10.4 Функции, осуществляемые ос
- 10.5 Функции центра электронных переводов рупс
- 10.8 Общие принципы обработки электронных денежных переводов на республиканском уровне
- 10.9 Схема прохождения документов в системе электронных денежных переводов
- 10.10 Средства криптографической защиты