1.6 Разработка корпоративной информационной системы
Разработка корпоративной информационной системы, как правило, выполняется для вполне определенного предприятия. Особенности предметной деятельности предприятия, безусловно, будут оказывать влияние на структуру информационной системы. Но в то же время структуры разных предприятий в целом похожи между собой. Каждая организация, независимо от рода ее деятельности, состоит из ряда подразделений, непосредственно осуществляющих тот или иной вид деятельности компании. И эта ситуация справедлива практически для всех организаций, каким бы видом деятельности они ни занимались.
Таким образом, любую организацию можно рассматривать как совокупность взаимодействующих элементов (подразделений), каждый из которых может иметь свою, достаточно сложную, структуру. Взаимосвязи между подразделениями тоже достаточно сложны. В общем случае можно выделить три вида связей между подразделениями предприятия:
функциональные связи — каждое подразделение выполняет определенные виды работ в рамках единого бизнес-процесса;
информационные связи — подразделения обмениваются информацией (документами, факсами, письменными и устными распоряжениями и т. п.);
внешние связи — некоторые подразделения взаимодействуют с внешними системами, причем их взаимодействие также может быть как информационным, так и функциональным.
Общность структуры разных предприятий позволяет сформулировать некоторые единые принципы построения корпоративных информационных систем.
Информационная система предприятия разрабатывается как некоторый проект.
Проект — это ограниченное по времени целенаправленное изменение отдельной системы с изначально четко определенными целями, достижение которых определяет завершение проекта, а также с установленными требованиями к срокам, результатам, риску, рамкам расходования средств и ресурсов и к организационной структуре.
Каждый проект, независимо от сложности и объема работ, необходимых для его выполнения, проходит в своем развитии определенные состояния: от состояния, когда «проекта еще нет», до состояния, когда «проекта уже нет». Совокупность ступеней развития от возникновения идеи до полного завершения проекта принято разделять на фазы (стадии, этапы).
Можно выделить следующие фазы развития информационной системы:
формирование концепции;
разработка технического задания;
проектирование;
изготовление;
ввод системы в эксплуатацию.
Рассмотрим каждую из них более подробно.
Концептуальная фаза
Главным содержанием работ на этой фазе является определение проекта, разработка его концепции, включающая:
формирование идеи, постановку целей;
формирование ключевой команды проекта;
изучение требований заказчика и других участников;
сбор исходных данных и анализ существующего состояния;
определение основных требований и ограничений, требуемых материальных, финансовых и трудовых ресурсов;
сравнительную оценку альтернатив;
представление предложений, их экспертизу и утверждение.
Разработка технического предложения
Главным содержанием этой фазы является разработка технического предложения и переговоры с заказчиком о заключении контракта. Общее содержание работ этой фазы:
разработка основного содержания проекта, базовой структуры проекта;
разработка и утверждение технического задания;
планирование, декомпозиция базовой структурной модели проекта;
составление сметы и бюджета проекта, определение потребности в ресурсах;
разработка календарных планов и укрупненных графиков работ; Общие сведения об управлении проектами
подписание контракта с заказчиком;
ввод в действие средств коммуникации участников проекта и контроля за ходом работ.
Проектирование
На этой фазе определяются подсистемы, их взаимосвязи, выбираются наиболее эффективные способы выполнения проекта и использования ресурсов. Характерные работы этой фазы:
выполнение базовых проектных работ;
разработка частных технических заданий;
выполнение концептуального проектирования;
составление технических спецификаций и инструкций;
представление проектной разработки, экспертиза и утверждение.
Разработка
На этой фазе производятся координация и оперативный контроль работ по проекту, осуществляется изготовление подсистем, их объединение и тестирование. Основное содержание:
выполнение работ по разработке программного обеспечения;
выполнение подготовки к внедрению системы;
контроль и регулирование основных показателей проекта.
Ввод системы в эксплуатацию
На этой фазе проводятся испытания, опытная эксплуатация системы в реальных условиях, ведутся переговоры о результатах выполнения проекта и о возможных новых контрактах. Основные виды работ:
комплексные испытания;
подготовка кадров для эксплуатации создаваемой системы;
подготовка рабочей документации, сдача системы заказчику и ввод ее в эксплуатацию;
сопровождение, поддержка, сервисное обслуживание;
оценка результатов проекта и подготовка итоговых документов;
разрешение конфликтных ситуаций и закрытие работ по проекту;
накопление опытных данных для последующих проектов, анализ опыта, состояния, определение направлений развития.
Начальные фазы проекта имеют решающее влияние на достигаемый результат, так как в них принимаются основные решения, определяющие качество информационной системы. При этом обычно 30 % вклада в конечный результат проекта вносят фазы концепции и предложения, 20 % — фаза проектирования, 20 % — фаза изготовления, 30 % — фаза сдачи объекта и завершения проекта.
Кроме того, на обнаружение ошибок, допущенных на стадии системного проектирования, расходуется примерно в два раза больше времени, чем на последующих фазах, а их исправление обходится в пять раз дороже. Поэтому на начальных стадиях проекта разработку следует выполнять особенно тщательно.
- Конспект лекций
- Тема 1. Информационные системы (ис)
- 1.2 Процессы в информационной системе..........................................8
- Тема 2. Базы данных (бд)
- Тема 3. Субд
- Тема 4. Корпоративная сеть
- 4.1 Преимущества и проблемы использования корпоративной сети..................................................................................................................36
- 4.2 Классификация сетей по территориальному признаку..............38
- Тема 5. Информационно-технологическая сеть почтовой связи (итспс)
- Тема 6. Информационно-технологическая система обработки подписки «Подписка-рупс»
- 6.3 Основные функции программы «Подписка-рупс»...................47
- Тема 7. Информационно-технологическая система международной .Ускоренной почты
- Тема 8. Автоматизированная система контроля ежедневного сводного денежного отчета ос
- 8.2 Организация итс Контроля сдо ос на примере уОиКи.....55
- 8.4 Отчеты, составляемые на основании данных сдо...................59
- Тема 9. Информационно-технологическая система слежения за регистрируемыми почтовыми отправлениями
- Тема 10. Информационно- технологическая система электронных денежных переводов
- Введение
- Тема 1. Информационные системы (ис)
- 1.2 Процессы в информационной системе
- 1.3 Функции универсальной информационной системы:
- 1.4 Классификация информационных систем
- 1.5 Влияние ис
- 1.6 Разработка корпоративной информационной системы
- 1.7 Процессы, протекающие на протяжении жизненного цикла информационной системы
- 1.8 Архитектура ис
- 1.8.4 Распределенные ис
- 1.8.5 Интернет-технологии
- Тема 2. Базы данных (бд)
- 2.1 Проектирование бд
- 2 .1.1 Концептуальная модель
- 2.1.1.4 Пример er- диаграммы
- 2.1.2 Логическая модель данных.
- 2.1.3 Физическая модель данных
- Базовые понятия реляционной модели данных
- 2.3 Фундаментальные свойства отношений
- 2.4 Связывание таблиц
- Выделяют следующи евиды связей:
- Тема 3. Субд
- 3.1 Требования к субд
- 3.2 Субд foxpro
- 3.2.1 Знакомство с субд foxpro
- 3.2.2 Проектирование базы данных
- 3.2.3 Составление запросов
- Тема 4. Корпоративная сеть
- 4.1 Преимущества и проблемы использования корпоративной сети
- 4.2 Классификация сетей по территориальному признаку
- 4.3 Корпоративная сеть
- Тема 5. Информационно-технологическая сеть почтовой связи (итспс)
- 5.1 Состав итсп и решаемые задачи
- 5.2 Рассмотрим итспс используя многоуровневое представление корпоративной сети
- Используемые в настоящий момент технические решения
- 5.2.5 Системные сервисы
- Система передачи и обработки транзакций
- Тема 6. Информационно-технологическая система обработки подписки «Подписка-рупс»
- 6.1 Характеристика объекта автоматизации
- 6. 2 Техническое и программное обеспечение
- 6.3 Основные функции программы «Подписка-рупс»
- 6.4 Перспективы развития
- Тема 7. Информационно-технологическая система международной ускоренной почты
- 7.1 Общие сведения о международной ускоренной службе
- 7.2 Схема информационно-технологической сети службы ems
- 7.3 Система слежения ips’96
- 7.4 Сервер поиска ems отправлений на сайте руп “белпочта”
- Тема 8. Автоматизированная система контроля ежедневного сводного денежного отчета ос
- 8.1 Назначение и основные решаемые задачи
- В городе Минске функции контроля сдо ос осуществляет уОиКи - Участок обработки и контроля информации функционирует в составе производства «Минская почта» на правах структурного подразделения.
- 8.2 Организация итс контроля сдо оСна примере уОиКи
- Примечание - арм «Администратор» и арм «Отчеты» подробно рассматриваются на лабораторных работах по данной теме.
- 8.3 Технология ежедневного контроля отчетности отделений связи
- 8.3.1 Визуальный контроль за правильностью оформления сводного денежного отчета
- 8.3.2 Контроль за правильным составлением сводного денежного отчета
- 8.3.3 Ввод первичных документов
- 8.3.4 Работа с выявленными расхождениями
- 8.3.5 Контроль остатков кассы и товарно-материальных
- 8.3.6 Контроль за соблюдением лимитной дисциплины
- 8.3.7 Контроль за своевременным отражением излишков и подкреплений
- 8.3.9 Анализ полученных Актов расхождений
- 8.4 Отчеты, составляемые на основании данных сдо
- Тема 9. Информационно-технологическая система слежения за регистрируемыми почтовыми отправлениями.
- 9.1 Задачи, решаемые системой слежения
- 9.2 Система формирования, обработки и передачи информации
- 9.3 Уровни слежения за регистрируемыми почтовыми отправлениями
- 9.4 Обработка почтовых отправлений с использованием системы слежения и контроля за прохождением регистрируемых почтовых отправлений
- 9.5 Идентификация почтовых отправлений
- 9.6 Техническое обеспечение системы слежения
- Тема 10. Информационно- технологическая система электронных денежных переводов
- 10.1 Назначение и общие принципы электронных денежных переводов
- 10.2 Участки системы электронных денежных переводов
- 10.3 Программно-технические средства
- 10.4 Функции, осуществляемые ос
- 10.5 Функции центра электронных переводов рупс
- 10.8 Общие принципы обработки электронных денежных переводов на республиканском уровне
- 10.9 Схема прохождения документов в системе электронных денежных переводов
- 10.10 Средства криптографической защиты