4.1. Классификация отказов
Выбор принципов классификации определяется ее целью. В связи с этим существуют различные подходы к классификации отказов.
Наиболее простая и понятная классификация отказов механических систем предложена Прониковым А.С., согласно которой отказы делятся на функциональные и параметрические. Появление первых приводит к нарушению функционирования механизмов, а, следовательно, и машин в целом. Наличие параметрических отказов приводит к выходу параметров машин за установленные пределы (границы). Например, снижение точности обработки на металлорежущем станке, снижение производительности, пропуск стежков на швейной машине и др.
С позиций изучения характера и природы отказов, влияния различных факторов на их возникновение, интерес представляет классификация, предложенную Рахутиным при исследовании надежности шахтного оборудования. Классификация построена на рассмотрении значительного количества классификационных признаков.
1. По условиям возникновения разделяют отказы в нормальных и ненормальных производственных условиях. Ненормальные условия имеют место вследствие ошибок персонала или стихийных бедствий (наводнение, оледенение на ЛЭП и др.), или при других чрезвычайных ситуациях.
2. По причинам возникновения выделяют отказы не связанные с разрушением (разладки, засорения) и обусловленные разрушением (поломки, изнашивание).
3. По характеру возникновения: внезапные, связанные с резким изменением основных параметров, и постепенные под действием случайных факторов, обусловленные медленно протекающими необратимыми процессами (старение, ползучесть, изнашивание и другие).
4. По степени влияния на работоспособность: полные и частичные. Последние связаны с «частичной» потерей работоспособности системы, т.е. с пониженным уровнем функционирования. Такие отказы возникают в системах, имеющих большое количество автономных компонентов (рабочих органов). При отказе некоторых большинство остается работоспособными. Например, городская телефонная сеть, прядильная машина. При отказе телефона одного (или нескольких) абонентов, одного (или нескольких) веретен системы продолжают функционировать.
5. По признакам проявления: явные и неявные. Возникновение явного отказа обнаруживается органолептическими методами. При неявных отказах для их обнаружения требуется применение специальных приборов или устройств или значительный опыт и умение персонала.
6. По взаимосвязи между собой: независимые и зависимые, когда появление одного отказа влечет за собой возникновение других. Возможность возникновения зависимых отказов свидетельствует о серьезных ошибках в конструкциях систем, о недоработках конструкторов. Взаимосвязь отказов может привести к их лавинообразному нарастанию.
7. По последствиям различают отказы опасные и безопасные для здоровья и жизни персонала и для окружающей природной среды; тяжелые, ведущие к значительным материальным и финансовым и другим затратам и потерям, и легкие.
8. По способу устранения выделяют отказы, устраняемые заменой элементов, регулировкой, чисткой и самоустраняющиеся отказы или сбои.
9. По сложности устранения: простые и сложные, требующие специалистов высокой квалификации и значительных трудозатрат.
10. По частоте возникновения: единичные и систематические. Наличие последних обусловлено, главным образом, конструктивными недоработками, технологическими ошибками или нарушениями условий эксплуатации.
11. По возможности устранения: устранимые и неустранимые, при возникновении которых восстановление работоспособности системы технически невозможно или экономически неоправданно.
12. По происхождению: конструктивные, обусловленные недостатками конструкции; технологические – недостатками технологического процесса изготовления и сборки деталей и узлов и эксплуатационные, связанные только с условиями эксплуатации.
- Травин г.М., Токарев в.А., Родионова е.А.
- Кострома
- Содержание Лекция 1. Декомпозиция технологических систем 5
- Лекция 1. Декомпозиция технологических систем
- 1.1. Понятие системы
- 1.2. Классификация систем
- 1.3. Технологические системы и их элементы
- 1.4. Состояния и события технической системы
- Вопросы для самоконтроля
- 2.1. Понятие качества
- 2.2. Свойства надежности
- 2.3. Показатели оценки надежности
- 3.1. Факторы и процессы влияния
- 3.2. Изнашивание
- 3.3. Влияние скорости процессов на надежность технических систем
- 4.1. Классификация отказов
- 4.2. Характеристика потока отказов
- 5.1. Вероятность безотказной работы
- 5.2. Наработка на отказ, до отказа, интенсивность и параметр потока отказов
- 5.3. Законы распределения времени между отказами
- 6.1. Понятие физической и моральной долговечности
- 6.2. Технико-экономическая долговечность
- 6.3. Определение оптимального срока службы оборудования
- 6.4. Количественные показатели долговечности
- 6.5. Выбор показателей долговечности средств технологического оснащения и их элементов
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 7. Ремонтопригодность. Свойства и показатели оценки
- 7.1. Понятие и свойства ремонтопригодности
- 7.2. Характеристики свойств ремонтопригодности
- 7.3. Частные показатели оценки ремонтопригодности
- 8.1. Требования к информации о надежности
- 8.2. Методы исследования и оценки надежности
- 8.3. Комплексные показатели надежности
- 9.1. Избыточность как основной метод повышения надежности систем
- 9.2. Понятие о резервировании
- 9.3. Методы резервирования элементов
- 9.4. Методы резервирования систем
- 9.5. Использование алгебры логики для моделирования систем с резервированием
- Вопросы для самоконтроля
- 10.1. Расчет надежности резьбовых соединений
- 10.2. Расчет надежности сварных соединений
- 10.3. Расчет надежности соединений с натягом
- 11.1. Понятие и свойства надежности оперативного персонала
- 11.2. Виды и формы отказов персонала
- 11.3. Классификация ошибок оперативного персонала
- Библиографический список