2.1. Понятие качества
Качество – это совокупность свойств изделия, определяющих его пригодность для использования по назначению. Это свойство является комплексным. Оно охватывает не только потребительские свойства, но и эстетические, эргономические, технологические и другие. ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения» устанавливает следующие группы показателей качества изделия (продукции):
- назначения (функциональные, технической эффективности, конструктивные),
- надежности,
- эргономические,
- эстетические,
- безопасности,
- патенто-правовые,
- экологичности.
Рассмотрение этих групп показателей позволяет разбить их на два блока: конструкторско-технологические (как объекта производства) и эксплуатационные (как объекта эксплуатации, проявляющиеся только в эксплуатации). Очевидно к последним относятся показатели надежности, эргономические, эстетические, экологичности, безопасности.
С другой стороны почти все группы показателей и их составляющие остаются неизменными во времени (функциональные, конструктивные, эргономические, эстетические, безопасности, экологичности, патенто-правовые), т.е. изначально установленные они не меняются (начальные показатели). Лишь одно свойство качества меняется со временем (временное качество) – это надежность.
При прочих равных условиях именно это свойство является определяющим в потребительской экспертизе, в выборе потребителя. Это связано с будущими расходами потребителя на техническую эксплуатацию изделия. Вследствие снижения надежности системы растут расходы потребителя на запасные части, комплектующие, вспомогательные материалы и др., которые являются одной из главных составляющих цены потребления (полной стоимости владения). Известно, что за срок службы сложного технического изделия расходы на его эксплуатацию в 8-13 раз превышают начальную стоимость. Низкая надежность объекта, например, вызванные отказами простои, могут свести на нет эффект от повышения паспортных характеристик его производительности. Из всех свойств качества именно надежность выступает ведущим фактором неценовой конкуренции на рынке технической продукции, а повышение надежности расценивается как «добавленное качество».
- Травин г.М., Токарев в.А., Родионова е.А.
- Кострома
- Содержание Лекция 1. Декомпозиция технологических систем 5
- Лекция 1. Декомпозиция технологических систем
- 1.1. Понятие системы
- 1.2. Классификация систем
- 1.3. Технологические системы и их элементы
- 1.4. Состояния и события технической системы
- Вопросы для самоконтроля
- 2.1. Понятие качества
- 2.2. Свойства надежности
- 2.3. Показатели оценки надежности
- 3.1. Факторы и процессы влияния
- 3.2. Изнашивание
- 3.3. Влияние скорости процессов на надежность технических систем
- 4.1. Классификация отказов
- 4.2. Характеристика потока отказов
- 5.1. Вероятность безотказной работы
- 5.2. Наработка на отказ, до отказа, интенсивность и параметр потока отказов
- 5.3. Законы распределения времени между отказами
- 6.1. Понятие физической и моральной долговечности
- 6.2. Технико-экономическая долговечность
- 6.3. Определение оптимального срока службы оборудования
- 6.4. Количественные показатели долговечности
- 6.5. Выбор показателей долговечности средств технологического оснащения и их элементов
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 7. Ремонтопригодность. Свойства и показатели оценки
- 7.1. Понятие и свойства ремонтопригодности
- 7.2. Характеристики свойств ремонтопригодности
- 7.3. Частные показатели оценки ремонтопригодности
- 8.1. Требования к информации о надежности
- 8.2. Методы исследования и оценки надежности
- 8.3. Комплексные показатели надежности
- 9.1. Избыточность как основной метод повышения надежности систем
- 9.2. Понятие о резервировании
- 9.3. Методы резервирования элементов
- 9.4. Методы резервирования систем
- 9.5. Использование алгебры логики для моделирования систем с резервированием
- Вопросы для самоконтроля
- 10.1. Расчет надежности резьбовых соединений
- 10.2. Расчет надежности сварных соединений
- 10.3. Расчет надежности соединений с натягом
- 11.1. Понятие и свойства надежности оперативного персонала
- 11.2. Виды и формы отказов персонала
- 11.3. Классификация ошибок оперативного персонала
- Библиографический список