logo
Конспект лекций по надежности (2)

2.1. Понятие качества

Качество – это совокупность свойств изделия, определяющих его пригодность для использования по назначению. Это свойство является комплексным. Оно охватывает не только потребительские свойства, но и эстетические, эргономические, технологические и другие. ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения» устанавливает следующие группы показателей качества изделия (продукции):

- назначения (функциональные, технической эффективности, конструктивные),

- надежности,

- эргономические,

- эстетические,

- безопасности,

- патенто-правовые,

- экологичности.

Рассмотрение этих групп показателей позволяет разбить их на два блока: конструкторско-технологические (как объекта производства) и эксплуатационные (как объекта эксплуатации, проявляющиеся только в эксплуатации). Очевидно к последним относятся показатели надежности, эргономические, эстетические, экологичности, безопасности.

С другой стороны почти все группы показателей и их составляющие остаются неизменными во времени (функциональные, конструктивные, эргономические, эстетические, безопасности, экологичности, патенто-правовые), т.е. изначально установленные они не меняются (начальные показатели). Лишь одно свойство качества меняется со временем (временное качество) – это надежность.

При прочих равных условиях именно это свойство является определяющим в потребительской экспертизе, в выборе потребителя. Это связано с будущими расходами потребителя на техническую эксплуатацию изделия. Вследствие снижения надежности системы растут расходы потребителя на запасные части, комплектующие, вспомогательные материалы и др., которые являются одной из главных составляющих цены потребления (полной стоимости владения). Известно, что за срок службы сложного технического изделия расходы на его эксплуатацию в 8-13 раз превышают начальную стоимость. Низкая надежность объекта, например, вызванные отказами простои, могут свести на нет эффект от повышения паспортных характеристик его производительности. Из всех свойств качества именно надежность выступает ведущим фактором неценовой конкуренции на рынке технической продукции, а повышение надежности расценивается как «добавленное качество».