11.2. Виды и формы отказов персонала
Согласно ГОСТ 26387-84 «Система «человек-машина» отказ человека-оператора это невыполнение им предписанных действий или снижение качества их выполнения за пределы, необходимые для достижения цели деятельности.
Все отказы подразделяются на две группы: связанные с прекращением или снижением уровня деятельности и не обусловленные уровнем деятельности. Отказы вследствие внешних причин, не позволяющих выполнять рабочие действия, в технической литературе принято относить к организационным. С позиции надежности производственной системы окончательные отказы, связанные с прекращением деятельности (смерть, травма, заболевание) носят разовый характер и не оказывают систематического влияния на результаты функционирования производства. Наибольшее влияние на результаты функционирования производственной системы оказывают отказы, связанные со снижением уровня деятельности: психофизиологические и мотивационные (утомление, стресс, нежелание) и не связанные с прекращением или снижением уровня деятельности. ГОСТ 26387-84 определяет отказ человека-оператора, не связанный с прекращением деятельности как ошибку.
Для промышленного персонала все виды отказов с позиции их влияния на комплексную надежность производства можно свести к 4 основным группам: невыход на работу, прекращение работы, снижение производительности, ошибки. Первые две группы – это отказы, связанные с прекращением деятельности; третья – со снижением уровня деятельности; четвертая группа – отказы, не связанные как с прекращением, так и с уровнем деятельности.
Все отказы, имеющие место в деятельности персонала, возникают под воздействием множества факторов, которые можно объединить в следующие группы: психофизиологические, личностные, социальные, социально-психологические. Степень влияния перечисленных групп факторов на возникновение отказов, а, следовательно, и на надежность персонала, различна.
- Травин г.М., Токарев в.А., Родионова е.А.
- Кострома
- Содержание Лекция 1. Декомпозиция технологических систем 5
- Лекция 1. Декомпозиция технологических систем
- 1.1. Понятие системы
- 1.2. Классификация систем
- 1.3. Технологические системы и их элементы
- 1.4. Состояния и события технической системы
- Вопросы для самоконтроля
- 2.1. Понятие качества
- 2.2. Свойства надежности
- 2.3. Показатели оценки надежности
- 3.1. Факторы и процессы влияния
- 3.2. Изнашивание
- 3.3. Влияние скорости процессов на надежность технических систем
- 4.1. Классификация отказов
- 4.2. Характеристика потока отказов
- 5.1. Вероятность безотказной работы
- 5.2. Наработка на отказ, до отказа, интенсивность и параметр потока отказов
- 5.3. Законы распределения времени между отказами
- 6.1. Понятие физической и моральной долговечности
- 6.2. Технико-экономическая долговечность
- 6.3. Определение оптимального срока службы оборудования
- 6.4. Количественные показатели долговечности
- 6.5. Выбор показателей долговечности средств технологического оснащения и их элементов
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 7. Ремонтопригодность. Свойства и показатели оценки
- 7.1. Понятие и свойства ремонтопригодности
- 7.2. Характеристики свойств ремонтопригодности
- 7.3. Частные показатели оценки ремонтопригодности
- 8.1. Требования к информации о надежности
- 8.2. Методы исследования и оценки надежности
- 8.3. Комплексные показатели надежности
- 9.1. Избыточность как основной метод повышения надежности систем
- 9.2. Понятие о резервировании
- 9.3. Методы резервирования элементов
- 9.4. Методы резервирования систем
- 9.5. Использование алгебры логики для моделирования систем с резервированием
- Вопросы для самоконтроля
- 10.1. Расчет надежности резьбовых соединений
- 10.2. Расчет надежности сварных соединений
- 10.3. Расчет надежности соединений с натягом
- 11.1. Понятие и свойства надежности оперативного персонала
- 11.2. Виды и формы отказов персонала
- 11.3. Классификация ошибок оперативного персонала
- Библиографический список