logo
Конспект лекций по надежности (2)

1.2. Классификация систем

Процессы, происходящие в системах, можно охарактеризовать с помощью следующих понятий, заимствованных из разных наук: состояние, поведение, равновесие, устойчивость.

Понятием состояние характеризуют мгновенный срез, остановку в развитии системы; поведение – способность системы переходить из одного состояния в другое.

Понятием равновесие характеризуется способность системы в отсутствии внешних возмущающих воздействий (или при постоянных воздействиях) сохранять свое состояние сколь угодно долго; устойчивость – способность системы возвращаться в состояние равновесия после того, как была выведена из него.

Поведение системы, ее равновесие, устойчивость и развитие связаны с изменениями состояния системы.

Вследствие многообразия систем невозможно разработать их единую классификацию. Чаще всего на первом уровне выделяются три класса систем:

- естественные, существующие в объективной действительности – в живой, неживой природе и обществе (атом, живая клетка, организм, общество);

- концептуальные (идеальные), отражающие реальную действительность, объективный мир (литературные, музыкальные произведения, научные теории);

- искусственные, созданные человеком (технические, организационно-технические, организационные).

По степени организованности выделяют два класса систем: казуальные и целенаправленные.

Формирование казуальных систем есть результат действия причинно-следственных связей. К ним относится широкий круг неживых, искусственных и естественных систем. Особенность таких систем в отсутствии внутренне (имманентно) присущей цели. Если она имеется, то задается извне.

Основой формирования целенаправленных систем являются факторы целесообразности и целеполагания. Их главным отличием от казуальных является наличие информационных взаимодействий (программные, самовосстанавливающиеся, адаптивные, самовоспроизводящиеся, самосохраняющиеся, предвидящие, социальные и др. системы).