8.1 Информационные ресурсы
Ресурс - запасы, источники чего-нибудь. Такая трактовка приведена в Словаре русского языка С.И. Ожегова.
В индустриальном обществе, где большая часть усилий направлена на материальное производство, известно несколько основных видов ресурсов, ставших уже классическими экономическими категориями:
материальные ресурсы - совокупность предметов труда, предназначенных для использования в процессе производства общественного продукта, например сырье, материалы, топливо, энергия, полуфабрикаты, детали и т.д.;
прupодные ресурсы - объекты, процессы, условия природы, используемые обществом для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей;
трудовые ресурсы - люди, обладающие общеобразовательными и профессиональными знаниями для работы в обществе;
финансовые ресурсы - денежные средства, находящиеся в распоряжении государственной или коммерческой структуры;
энергетические ресурсы - носители энергии, например уголь, нефть, нефтепродукты, газ, гидроэнергия, электроэнергия и т.д.
В информационном обществе акцент внимания и значимости смещается с традиционных видов ресурсов на информационный ресурс, который, хотя всегда существовал, не рассматривался ни как экономическая, ни как иная категория; никто специально о нем не говорил и тем более не вводил никаких определений.
Одним из ключевых понятий при информатизации общества стало понятие "информационные ресурсы", толкование и обсуждение которого велось с того момента, когда начали говорить о переходе к информационному обществу. Этому вопросу посвящено довольно много публикаций, в которых отразились и разные мнения и определения, и разные научные школы, рассматривающие эти понятия.
С принятием Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" большая часть неопределенности была снята. Руководствуясь не научной стороной этого вопроса, а скорее прагматической позицией потребителя информации, целесообразно воспользоваться тем определением, которое приведено в этом законе. Тем более нельзя не учитывать тот факт, что юридическое толкование во всех случаях является для пользователя информации опорой при защите его прав.
Информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других
Надо понимать, что документы и массивы информации, о которых говорится в этом законе, не существуют сами по себе. В них в разных формах представлены знания, которыми обладали люди, создававшие их. Таким образом, информационные ресурсы - это знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальном носителе.
Информационные ресурсы общества, если их понимать как знания, отчуждены от тех людей, которые их накапливали, обобщали, анализировали, создавали и т.п. Эти знания материализовались в виде документов, баз данных, баз знаний, алгоритмов, компьютерных программ, а также произведений искусства, литературы, науки.
В настоящее время не разработана методология количественной и качественной оценки информационных ресурсов, а также прогнозирования потребностей общества в них. Это снижает эффективность информации, накапливаемой в виде информационных ресурсов, и увеличивает продолжительность переходного периода от индустриального к информационному обществу. Кроме того, неизвестно, какой объем трудовых ресурсов должен быть задействован в сфере производства и распространения информационных ресурсов в информационном обществе. Несомненно, в будущем эти проблемы будут решены.
Информационные ресурсы страны, региона, организации должны рассматриваться как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости запасам сырья, энергии, ископаемых и прочим ресурсам.
Развитие мировых информационных ресурсов позволило:
превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человеческую деятельность;
сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг;
образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государств, к которым возможен сравнительно недорогой доступ;
повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, биржах, промышленности, торговле и др. за счет своевременного использования необходимой информации.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОДУКТЫ И УСЛУГИ
Информационные ресурсы являются базой для создания информационных продуктов. Любой информационный продукт обожает информационную модель его производителя и воплощает его собственное представление о конкретной предметной области, для которой он создан. Информационный продукт, являясь результатом интеллектуальной деятельности человека, должен быть зафиксирован на материальном носителе любого физического свойства в виде документов, статей, обзоров, программ, книг и т.д.
Информационный продукт - совокупность данных, сформированная производителем для распространения в вещественной или невещественной форме.
Информационный продукт может распространяться такими же способами, как и любой другой материальный продукт, с помощью услуг.
Услуга - результат непроизводственной деятельности предприятия или лица, направленный на удовлетворение потребности человека или организации в использовании различных продуктов.
Информационная услуга - получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов.
В узком смысле информационная услуга часто воспринимается как услуга, получаемая с помощью компьютеров, хотя на самом деле это понятие намного шире.
При предоставлении услуги заключается соглашение (договор) между двумя сторонами - предоставляющей и использующей услугу. В договоре указываются срок ее использования и соответствующее этому вознаграждение.
Перечень услуг определяется объемом, качеством, предметной ориентацией по сфере использования информационных ресурсов и создаваемых на их основе информационных продуктов.
Пример. Библиотеки являются местом сосредоточения значительной части информационных ресурсов страны. Перечислим основные виды информационных услуг, оказываемых библиотечной сферой:
предоставление полных текстов документов, а также справок по их описанию и местонахождению;
выдача результатов библиографического поиска и аналитической переработки информации (справки, указатели, дайджесты, обзоры и пр.);
получение результатов фактографического поиска и аналитической переработки информации (справки, таблицы, фирменное досье);
организация научно-технической пропаганды и рекламной деятельности (выставки новых поступлений, научно-технические семинары, конференции и т.п.);
выдача результатов информационного исследования (аналитические справки и обзоры, отчеты, рубрикаторы перспективных направлений, конъюнктурные справки и т.д.).
Информационные услуги возникают только при наличии баз данных в компьютерном или некомпьютерном варианте.
База данных - совокупность связанных данных, правила организации которых основаны на общих принципах описания, хранения и манипулирования данными.
Базы данных являются источником и своего рода полуфабрикатом при подготовке информационных услуг соответствующими службами. Базы данных, хотя они так и не назывались, существовали и до компьютерного периода в библиотеках, архивах, фондах, справочных бюро и других подобных организациях. В них содержатся всевозможные сведения о событиях, явлениях, объектах, процессах, публикациях и т.п.
С появлением компьютеров существенно увеличиваются объемы хранимых баз данных и соответственно расширяется круг информационных услуг.
Рассмотрим классификацию баз данных с позиций их использования для систематизации информационных услуг и продуктов.
Базы данных принято разделять на библиографические и небиблиографические.
Библиографические базы данных содержат вторичную информацию о документах, включая рефераты и аннотации.
Небиблиографические базы данных имеют множество видов: в справочные, содержащие информацию о различных объектах и явлениях, например адреса, расписания движения, телефоны магазинов и т.п.;
полного текста, содержащие первичную информацию, например статьи, журналы, брошюры и т.п.;
числовые, содержащие количественные характеристики и параметры объектов и явлений, например химические и физические данные, статистические и демографические данные и т.п.;
текстово-числовые, содержащие описания объектов и их характеристики, например по промышленной продукции, фирмам, странам и т.п.;
финансовые, содержащие финансовую информацию, предоставляемую банками, биржами, фирмами и т.п.;
юридические, содержащие правовые документы по отраслям, регионам, странам.
Исходя из возможных видов информационных продуктов, баз данных и ресурсов классификация информационных услуг представлена на рис. 8.1.
Выпуск информационных изданий означает подготовку печатной продукции: библиографических и других указателей; реферативных сборников; обзорных изданий; справочных изданий.
Информационные издания подготавливаются практически всеми видами информационных служб, органов и систем. Эти издания содержат вторичную информацию, которая создается на основе работы с базами данных, предоставление работы с которыми также является услугой.
Ретроспективный поиск информации - это целенаправленный по заявке пользователя поиск информации в базе данных и пересылка результатов либо по почте в виде распечаток, либо по электронной почте в виде файла.
Рис. 8.1. Основные виды информационных услуг
Предоставление первоисточника является традиционной услугой библиотечных служб. Эта услуга предусматривает не только выдачу первоисточников, но и их копий, полученных с помощью устройств различного принципа действия.
Традиционные услуги научно-технической информации осуществляются по предварительному заказу и включают в себя:
подготовку обзоров в виде рукописей;
подготовку переводов текстов.
Дистанционный доступ к удаленным базам данных организуется в компьютерной сети в диалоговом режиме. Популярность услуг дистанционного доступа к базам данных нарастает быстрыми темпами и опережает все виды других услуг благодаря:
все большему числу пользователей, овладевших информационной технологией работы в коммуникационной среде компьютерных сетей;
высокой оперативности предоставления услуг;
возможности отказа от собственных информационных систем.
Традиционно основными пользователями услуг дистанционного доступа к базам данных являются организации. Однако за последние годы наметилась тенденция к существенному увеличению числа индивидуальных пользователей.
В основном эти услуги предоставляются специальными организациями, называемыми вычислительными центрами коллективного пользования, располагающими мощными ЭВМ с внешней памятью более сотен гигабайт и лазерными принтерами. Дистанционный доступ к базам данных может быть предоставлен по подписке на основе абонементной платы или по договорам. Схема оплаты может быть разная, но в основном это почасовая оплата, зависящая от объема получаемой информации.
Услуги дистанционного доступа к базам данных можно классифицировать следующим образом:
непосредственный доступ к базам данных может быть организован с локального места пользователя только при условии его обученности работе в коммуникационной среде. В противном случае следует воспользоваться услугами, предоставляемыми специальными организациями;
косвенный доступ включает организацию обучения пользователей, выпуск бюллетеня новостей, организацию справочной службы, организацию встреч с пользователем для выяснения интересующих его вопросов, рассылку вопросников пользователям;
услуга Down loading позволяет загрузить результаты поиска в центральной базе данных в свой персональный компьютер для дальнейшего использования в качестве персональной базы данных;
регулярный поиск предусматривает регулярное проведение поиска в массивах одной или нескольких центральных баз данных и предоставление результатов поиска на терминал пользователю в удобное для него время.
Подготовка и оказание информационных услуг:
связь (телефонная, телекоммуникационная) для предоставления осуществляемых в форме передачи данных информационных услуг;
обработка данных в вычислительных центрах;
программное обеспечение;
разработка информационных систем; в разработка информационных технологий.
- 1. Понятие и свойства информации
- 1.1 Понятие информации
- 1.2 Понятие о информатике
- 1.3 Структура информатики
- 2. Компьютерные технологии обработки информации.
- 2.1 Архитектура и структура персонального компьютера
- 2.2 Классификация компьютеров
- 2.2.1 Карманные пк
- 2.2.2 Блокнотные пк
- 2.2.3 Персональные компьютеры сферы автоматизации домашнего хозяйства
- 2.2.4 Базовые настольные персональные компьютеры
- 2.2.5 Сетевые персональные компьютеры
- 2.2.6 Высокопроизводительные настольные персональные компьютеры и серверы начального уровня
- 2.2.7 Многопроцессорные рабочие станции и серверы высокого уровня
- 2.2.8 Суперкомпьютеры и кластерные системы
- 2.3 Основные понятия программного обеспечения
- 2.4 Категории специалистов, занятых разработкой и эксплуатацией программ.
- 2.5 Характеристика программного продукта.
- 2.6 Жизненный цикл программного продукта.
- 2.7 Основные классы программных продуктов и их назначение.
- 3. Архитектура аппаратных и программных средств ibm-совместимых персональных компьютеров (рс)
- 3.2. Устройства, входящие в состав системного блока
- 3.2.1. Материнская плата
- 3.2.2. Центральный процессор
- 3.2.3. Оперативная память
- 3.2.4. Жесткий диск
- 3.2.5. Графическая плата
- 3.2.6. Звуковая плата
- 3.2.7. Сетевая плата
- 3.2.9. Дисковод 3,5’’
- 3.2.10. Накопители на компакт-дисках
- 3.2.11. Накопители на dvd дисках
- 3.2.12. Флэш-память
- 3.3. Периферийные устройства
- 3.3.1. Клавиатура
- 3.3.2. Манипуляторы
- 3.3.3. Сканер
- 3.3.4. Цифровой фотоаппарат
- 3.3.5. Мониторы электронно-лучевые (crt)
- 3.3.6. Мониторы жидкокристаллические (lcd)
- 3.3.7. Плазменные панели (pdp)
- 3.3.8. Принтеры
- 3.3.8.1 Матричные принтеры
- 3.3.8.2 Струйные принтеры (Ink Jet)
- 3.3.8.3 Лазерные принтеры (Laser Jet)
- 3.3.9. Плоттер
- 3.3.10. Модем
- 3.4. Конфигурация компьютера
- 4. Основы работы пользователя в операционной среде персонального компьютера.
- 4.1 Структура системного программного обеспечения.
- 4.2 Базовое программное обеспечение
- 4.3 Сервисное программное обеспечение
- 5. Понятие и свойства информации
- 5.1 Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации и основные операции с данными
- 5.2 Носители данных.
- 5.3 Представление информации в эвм.
- 5.3.1 Системы счисления в эвм
- 5.3.2 Формы представления и кодирование числовых данных
- 5.3.3 Универсальная система кодирования текстовых данных
- 5.4 Единицы представления данных
- 5.5 Единицы измерения данных
- 5.6 Единицы хранения данных
- 5.6.1 Файлы
- 5.6.2 Особенности использования имен файлов в ос семейства Windows.
- 5.6.3 Папки.
- 5.6.4 Понятие о файловой структуре и файловой системе
- 5.7 Формы адекватности информации
- 5.8 Меры информации
- 5.8.1 Синтаксическая мера информации
- 5.8.2 Семантическая мера информации
- 5.8.3 Прагматическая мера информации
- 5.9 Качество информации
- 6. Основы булевой алгебры
- 6.1 Основные понятия Булевой алгебры
- 6.2 Элементарные логические операции
- 6.3 Вычисление выражений.
- 6.4 Законы булевой алгебры.
- 7. Специализированные профессионально ориентированные программные средства
- 7.1. Текстовые процессоры
- 7.2 Табличные процессоры
- 7.2.1 Основные понятия табличных процессоров
- 7.2.2 Основные типы данных в Microsoft Excel
- 7.2.2.1 Формулы
- 7.2.2.1 Функции
- 7.2.3 Относительная и абсолютная адресация
- 7.2.4 Обобщенная технология работы с электронной таблицей
- 8. Информатизация общества
- 8.1 Информационные ресурсы
- 8.3 Рынок информационных продуктов и услуг