8.3 Рынок информационных продуктов и услуг
Назначение рынка
Как и при использовании традиционных видов ресурсов и продуктов, люди должны знать: где находятся информационные ресурсы, сколько они стоят, кто ими владеет, кто в них нуждается, насколько они доступны.
Ответы на эти вопросы можно получить, если существует рынок информационных продуктов и услуг.
Рынок информационных продуктов и услуг (информационный рынок) - система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе.
Информационный рынок характеризуется определенной номенклатурой продуктов и услуг, условиями и механизмами их предоставления, ценами. В отличие от торговли обычными товарами, имеющими материально-вещественную форму, здесь в качестве предмета продажи или обмена выступают информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, инженерно-технические услуги, различного рода информация и прочие виды информационных ресурсов.
Основным источником информации для информационного обслуживания в современном обществе являются базы данных. Они интегрируют в себе поставщиков и потребителей информационных услуг, связи и отношения между ними, порядок и условия продажи и покупки информационных услуг.
Поставщиками информационных продуктов и услуг могут быть:
центры, где создаются и хранятся базы данных, а также производится постоянное накопление и редактирование в них информации,
центры, распределяющие информацию на основе разных баз данных;
службы телекоммуникации и передачи данных;
специальные службы, куда стекается информация по конкретной сфере деятельности для ее анализа, обобщения, прогнозирования, например консалтинговые фирмы, банки, биржи;
коммерческие фирмы;
информационные брокеры.
Потребителями информационных продуктов и услуг могут быть различные юридические и физические лица, решающие задачи.
Примечание. Об участниках и состоянии информационного рынка России можно узнать из справочников:
"Вся компьютерная Москва";
"Кто есть кто на компьютерном рынке";
"Кто есть кто на компьютерном рынке России";
"Информационные технологии Петербурга";
из 1-го тома "Российская энциклопедия информации и телекоммуникаций";
из журнала "Информационные ресурсы России";
из сети Internet.
История развития рынка информационных услуг
С середины 50-х гг. началось формирование устойчивого рынка информационных услуг. Основными поставщиками информационных услуг являлись: информационные службы академических, профессиональных и научно-технических обществ, государственных учреждений, учебных заведений. Основные потребители - ученые и специалисты в области науки и техники.
С начала 60-х гг. параллельно с рынком информационных услуг начал формироваться рынок услуг электронной обработки и передачи информации.
С середины 60-х до середины 70-х гг. в результате широкого внедрения компьютерной техники важнейшим видом информационных услуг стали базы данных, содержащие разные виды информации по всевозможным отраслям знаний.
Начиная с середины 70-х гг. с созданием национальных и глобальных сетей передачи данных ведущим видом информационных услуг стал диалоговый поиск информации в удаленных от пользователя базах данных.
Начиная с 80-х гг. информационная индустрия приобретает все больший удельный вес и влияние на экономическую и социальную жизнь общества.
Справка. До середины 80-х гг. лидирующее место на рынке информационных услуг со значительным отрывом от других стран занимали США. Причем государственная политика была сориентирована на повышение роли рынка и сокращение роли государства. С середины 80-х гг. Япония и страны Западной Европы догнали США во многом благодаря смешанному характеру экономики всей индустрии информации с преобладанием государственного сектора.
В настоящее время на информационном рынке наметилось отставание США от темпов роста информационных услуг в Японии и других странах, что побудило правительство США принять ряд мер и скорректировать государственную политику в сторону увеличения государственного регулирования и дополнительного финансирования системы научно-технических коммуникаций.
Структура рынка информационных продуктов и услуг
Совокупность средств, методов и условий, позволяющих использовать информационные ресурсы, составляет информационный потенциал общества. Это не только весь индустриально-технологический комплекс производства современных средств и методов обработки и передачи информации, но также сеть научно-исследовательских, учебных, административных, коммерческих и других организаций, обеспечивающих информационное обслуживание на базе современной информационной технологии.
В настоящее время в России быстрыми темпами идет формирование рынка информационных продуктов и услуг, важнейшими компонентами которого являются:
1. Техническая и технологическая составляющая. Это современное информационное оборудование, мощные компьютеры, развитая компьютерная сеть и соответствующие им технологии переработки информации.
Пример. В настоящее время в России получают распространение современные мировые технические достижения (на 1996г.):
возможность работы в глобальной компьютерной сети Internet, что позволит вывести информационные ресурсы России на мировой рынок;
технология WWW (Всемирная паутина) ведения гипертекстовой среды;
электронная почта в компьютерной сети РЕЛКОМ, в которую вовлечено около 300 тыс. пользователей, из них 20 тыс. индивидуальных пользователей.
2. Нормативно-правовая составляющая. Это юридические документы: законы, указы, постановления, которые обеспечивают цивилизованные отношения на информационном рынке.
Пример. Закон "Об информации, информатизации и защите информации".
Закон "Об авторском праве и смежных правах".
Закон "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных".
Закон " О правовой охране топологий интегральных схем".
3. Информационная составляющая. Это справочно-навигационные средства и структуры, помогающие находить нужную информацию.
Пример. "Российская энциклопедия информации и телекоммуникаций", где обобщены сведения об информационной структуре рынка, включая производителей и распространителей.
4. Организационная составляющая. Это элементы государственного регулирования взаимодействия производителей и распространителей информационных продуктов и услуг.
Рассмотренный ниже пример демонстрирует роль государства в регулировании рыночной экономики в период нестабильности. В нашей стране, претерпевающей серьезные экономические изменения, организационный фактор государственной политики становится особенно актуальным. Следовательно, формирование информационного рынка и решение всех сопутствующих этому процессу проблем наше государство во многом должно взять на себя.
Пример. Трудности, возникшие в последнее время в экономике США, породили рад проблем, в решении которых возросла плановая и стабилизирующая роль государства как регулятора экономических, технологических и социальных отношений:
во-первых, американские предприниматели, переставшие быть монополистами на мировом рынке и встретившие жесткую конкуренцию со стороны Японии, Германии и других стран, начинают искать поддержку у государства;
во-вторых, государство оказалось вынужденным перераспределять общественные фонды, с тем чтобы помочь увеличению занятости, которая последние годы в связи с внедрением новых информационных технологий (НИТ) постоянно уменьшается;
в-третьих, в связи с сокращением военно-промышленного комплекса государство вынуждено направить поток высвобождающихся высококвалифицированных специалистов в наукоемкие технологии, где требуются огромные затраты на их разработку и реализацию.
В нашей стране в силу переходных процессов в экономике и начавшейся информатизации общества пока отсутствует единое мнение относительно инфраструктуры информационного рынка. Мы предлагаем вам следующее толкование этого понятия.
Инфраструктура информационного рынка - совокупность секторов, каждый из которых объединяет группу людей или организаций, предлагающих однородные информационные продукты и услуги.
Представляется наиболее правомерным подход к инфраструктуре рынка в который можно взять за основу, внеся некоторые изменения и добавления (рис. 8.2).
Выделим пять секторов рынка информационных продуктов и услуг.
1-й сектор - деловая информация, состоит из следующих частей
биржевая и финансовая информация - котировки ценных бумаг, валютные курсы, учетные ставки, рынок товаров и капиталов, инвестиции, цены. Поставщиками являются специальные службы биржевой и финансовой информации, брокерские компании, банки;
статистическая информация - ряды динамики, прогнозные модели и оценки по экономической, социальной, демографической областям. Поставщиками являются государственные службы, компании, консалтинговые фирмы;
коммерческая информация по компаниям, фирмам, корпорациям, направлениям работы и их продукции, ценам; о финансовом состоянии, связях, сделках, руководителях, деловых новостях в области экономики и бизнеса. Поставщиками являются специальные информационные службы.
2-й сектор - информация для специалистов, содержит следующие части:
профессиональная информация - специальные данные и информация для юристов, врачей, фармацевтов, преподавателей, инженеров, геологов, метеорологов и т.д.;
научно-техническая информация - документальная, библиографическая, реферативная, справочная информация в области естественных, технических, общественных наук, по отраслям производства и сферам человеческой деятельности;
доступ к первоисточникам - организация доступа к источникам информации через библиотеки и специальные службы, возможности приобретения первоисточников, их получения по межбиблиотечному абонементу в различных формах.
3-й сектор - потребительская информация, состоит из следующих частей:
новости и литература-информация служб новостей и агентств прессы, электронные журналы, справочники, энциклопедии;
потребительская информация - расписания транспорта, резервирование билетов и мест в гостиницах, заказ товаров и услуг, банковские операции и т.п.;
развлекательная информация - игры, телетекст, видеотекст.
4-й сектор - услуги образования включает все формы и ступени образования: дошкольное, школьное, специальное, среднепрофессиональное, высшее, повышение квалификации и переподготовку. Информационная продукция может быть представлена в компьютерном или некомпьютерном виде: учебники, методические разработки, практикумы, развивающие компьютерные игры, компьютерные обучающие и контролирующие системы, методики обучения и пр.
Рис. 8.2. Сектора информационного рынка
5-й сектор - обеспечивающие информационные системы и средства, состоит из следующих частей:
программные продукты - программные комплексы с разной ориентацией - от профессионала до неопытного пользователя компьютера: системное программное обеспечение, программы общей ориентации, прикладное программное обеспечение по реализации функций в конкретной области принадлежности, по решению задач типовыми математическими методами и др.;
технические средства - компьютеры, телекоммуникационное оборудование, оргтехника, сопутствующие материалы и комплектующие;
разработка и сопровождение информационных систем и технологий - обследование организации в целях выявления информационных потоков, разработка концептуальных информационных моделей, разработка структуры программного комплекса, создание и сопровождение баз данных;
консультирование по различным аспектам информационной индустрии - какую приобретать информационную технику, какое программное обеспечение необходимо для реализации профессиональной деятельности, нужна ли информационная система и какая, на базе какой информационной технологии лучше организовать свою деятельность и т.д.;
подготовка источников информации - создание баз данных по заданной теме, области, явлению и т.п.
Примечание. В каждом секторе может быть организован любой вид доступа:
непосредственный к хранилищу информации на бумажных носителях;
дистанционный к удаленным или находящимся в данном помещении компьютерным базам данных.
Информационный рынок, несмотря на разные концепции и мнения относительно его инфраструктуры, существует и развивается, а значит, можно говорить о бизнесе информационных продуктов, услуг, под которым понимается не только торговля и посредничество, но и производство. Далее приведены функции информационного бизнеса:
управление финансами и ведение учета;
управление кадрами;
материально-техническое снабжение;
организация производства;
маркетинговые исследования;
лизинговые операции;
консультационное обслуживание;
страхование имущества и информации;
организация службы информационной безопасности;
сервисное обслуживание.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НА ИНФОРМАЦИОННОМ РЫНКЕ
Развитие рыночных отношений в информационной деятельности поставило вопрос о защите информации как объекта интеллектуальной собственности и имущественных прав на нее. В Российской Федерации принят ряд указов, постановлений, законов, таких, как:
"Об информации, информатизации и защите информации".
"Об авторском праве и смежных правах".
"О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных".
"О правовой охране топологий интегральных схем".
Рассмотрим основные положения закона "Об информации, информатизации и защите информации", который является базовым юридическим документом, открывающим путь к принятию дополнительных нормативных законодательных актов для успешного развития информационного общества. С его помощью удалось частично решить вопросы правового регулирования на информационном рынке ряда проблем: защиты прав и свобод личности от угроз и ущерба, связанных с искажением, порчей, уничтожением "персональной" информации. Закон состоит из 25 статей, сгруппированных по пяти главам:
Общие положения.
Информационные ресурсы.
Пользование информационными ресурсами.
Информатизация, информационные системы, технологии и средства их обеспечения.
Защита информации и прав субъектов в области информационных процессов и информатизации.
В законе определены цели и основные направления государственной политики в сфере информатизации. Информатизация определяется как важное новое стратегическое направление деятельности государства. Указано, что государство должно заниматься формированием и реализацией единой государственной научно-технической и промышленной политики в сфере информатизации.
Закон создает условия для включения России в международный информационный обмен, предотвращает бесхозяйственное отношение к информационным ресурсам и информатизации, обеспечивает информационную безопасность и права юридических и физических лиц на информацию. В нем определяются комплексное решение проблемы организации информационных ресурсов, правовые положения по их использованию и предлагается рассматривать информационные ресурсы в двух аспектах:
как материальный продукт, который можно покупать и продавать;
как интеллектуальный продукт, на который распространяется право интеллектуальной собственности, авторское право.
Закон закладывает юридические основы гарантий прав граждан на информацию. Он направлен на урегулирование важнейшего вопроса экономической реформы - формы, права и механизма реализации собственности на накопленные информационные ресурсы и технологические достижения. Обеспечена защита собственности в сфере информационных систем и технологий, что способствует формированию цивилизованного рынка информационных ресурсов, услуг, систем, технологий, средств их обеспечения.
Ввод в действие закона, обеспечение выполнения его положений гарантируют, что государство получит значительную экономию средств и необходимые условия для более устойчивого развития экономики и построения демократического общества в России.
- 1. Понятие и свойства информации
- 1.1 Понятие информации
- 1.2 Понятие о информатике
- 1.3 Структура информатики
- 2. Компьютерные технологии обработки информации.
- 2.1 Архитектура и структура персонального компьютера
- 2.2 Классификация компьютеров
- 2.2.1 Карманные пк
- 2.2.2 Блокнотные пк
- 2.2.3 Персональные компьютеры сферы автоматизации домашнего хозяйства
- 2.2.4 Базовые настольные персональные компьютеры
- 2.2.5 Сетевые персональные компьютеры
- 2.2.6 Высокопроизводительные настольные персональные компьютеры и серверы начального уровня
- 2.2.7 Многопроцессорные рабочие станции и серверы высокого уровня
- 2.2.8 Суперкомпьютеры и кластерные системы
- 2.3 Основные понятия программного обеспечения
- 2.4 Категории специалистов, занятых разработкой и эксплуатацией программ.
- 2.5 Характеристика программного продукта.
- 2.6 Жизненный цикл программного продукта.
- 2.7 Основные классы программных продуктов и их назначение.
- 3. Архитектура аппаратных и программных средств ibm-совместимых персональных компьютеров (рс)
- 3.2. Устройства, входящие в состав системного блока
- 3.2.1. Материнская плата
- 3.2.2. Центральный процессор
- 3.2.3. Оперативная память
- 3.2.4. Жесткий диск
- 3.2.5. Графическая плата
- 3.2.6. Звуковая плата
- 3.2.7. Сетевая плата
- 3.2.9. Дисковод 3,5’’
- 3.2.10. Накопители на компакт-дисках
- 3.2.11. Накопители на dvd дисках
- 3.2.12. Флэш-память
- 3.3. Периферийные устройства
- 3.3.1. Клавиатура
- 3.3.2. Манипуляторы
- 3.3.3. Сканер
- 3.3.4. Цифровой фотоаппарат
- 3.3.5. Мониторы электронно-лучевые (crt)
- 3.3.6. Мониторы жидкокристаллические (lcd)
- 3.3.7. Плазменные панели (pdp)
- 3.3.8. Принтеры
- 3.3.8.1 Матричные принтеры
- 3.3.8.2 Струйные принтеры (Ink Jet)
- 3.3.8.3 Лазерные принтеры (Laser Jet)
- 3.3.9. Плоттер
- 3.3.10. Модем
- 3.4. Конфигурация компьютера
- 4. Основы работы пользователя в операционной среде персонального компьютера.
- 4.1 Структура системного программного обеспечения.
- 4.2 Базовое программное обеспечение
- 4.3 Сервисное программное обеспечение
- 5. Понятие и свойства информации
- 5.1 Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации и основные операции с данными
- 5.2 Носители данных.
- 5.3 Представление информации в эвм.
- 5.3.1 Системы счисления в эвм
- 5.3.2 Формы представления и кодирование числовых данных
- 5.3.3 Универсальная система кодирования текстовых данных
- 5.4 Единицы представления данных
- 5.5 Единицы измерения данных
- 5.6 Единицы хранения данных
- 5.6.1 Файлы
- 5.6.2 Особенности использования имен файлов в ос семейства Windows.
- 5.6.3 Папки.
- 5.6.4 Понятие о файловой структуре и файловой системе
- 5.7 Формы адекватности информации
- 5.8 Меры информации
- 5.8.1 Синтаксическая мера информации
- 5.8.2 Семантическая мера информации
- 5.8.3 Прагматическая мера информации
- 5.9 Качество информации
- 6. Основы булевой алгебры
- 6.1 Основные понятия Булевой алгебры
- 6.2 Элементарные логические операции
- 6.3 Вычисление выражений.
- 6.4 Законы булевой алгебры.
- 7. Специализированные профессионально ориентированные программные средства
- 7.1. Текстовые процессоры
- 7.2 Табличные процессоры
- 7.2.1 Основные понятия табличных процессоров
- 7.2.2 Основные типы данных в Microsoft Excel
- 7.2.2.1 Формулы
- 7.2.2.1 Функции
- 7.2.3 Относительная и абсолютная адресация
- 7.2.4 Обобщенная технология работы с электронной таблицей
- 8. Информатизация общества
- 8.1 Информационные ресурсы
- 8.3 Рынок информационных продуктов и услуг