5.7 Формы адекватности информации
Для потребителя информации очень важной характеристикой является ее адекватность.
Адекватность информации – это определенный уровень соответствия образа, создаваемого с помощью полученной информации, реальному объекту, процессу, явлению и т.д.
В реальной жизни вряд ли возможна ситуация, когда можно рассчитывать на полную адекватность информации. Всегда присутствует некоторая степень неопределенности. От степени адекватности информации реальному состоянию объекта или процесса зависит правильность принятия решений человеком.
Существует три свойства информации:
Синтаксические свойства выражают форму передачи информации (формат, язык, знаки и т.д.)
Семантические свойства выражают смысл передаваемой информации. Выражаются в отношении к элементам объектов предметной области.
Прагматические свойства выражают смысл ценности информации, т.е. ее актуальность.
Соответственно адекватность информации так же выражается в трех формах:
синтаксической
семантической
прагматической.
Синтаксическая адекватность. Она отображает формально-структурные характеристики информации и не затрагивает ее смыслового содержания. На синтаксическом уровне учитывается тип носителя и способ представления информации, скорость передачи и обработки, размеры кодов представления информации, надежность и тосность преобразования этих кодов и т.д. Информацию, рассматриваемую только с синтаксических позиций, обычно называют данными, так как при этом не имеет значения смысловая сторона. Эта форма способствует восприятию внешних структурных характеристик, т.е. синтаксической стороны информации.
Семантическая (смысловая) адекватность. Эта форма определяет степень соответствия образа объекта и самого объекта. Семантический аспект предполагает учет смыслового содержания информации. На этом уровне анализируются те сведения, которые отражает информация, рассматриваются смысловые связи. Эта форма служит для формированияпонятий и представлений, выявления смысла, содержания информации и ее обощения.
Прагматическая (потребительская) адекватность. Она отражает отношение информации и ее потребителя, соответствие информации цели управления, которая на ее основе формируется. Проявляются прагматические свойства информации только при наличии единства информации (объекта), пользователя и цели управления. Прагматический аспект рассмотрения связан с ценностью, полезностью использования информации при выработке потребителем решения для достижения своей цели. С этой точки зрения анализируются потребательские свойства информации. Эта форма адекватности непосредственно связана с практическим использованием информации, с соответствием ее целевой функции деятельности системы.
- 1. Понятие и свойства информации
- 1.1 Понятие информации
- 1.2 Понятие о информатике
- 1.3 Структура информатики
- 2. Компьютерные технологии обработки информации.
- 2.1 Архитектура и структура персонального компьютера
- 2.2 Классификация компьютеров
- 2.2.1 Карманные пк
- 2.2.2 Блокнотные пк
- 2.2.3 Персональные компьютеры сферы автоматизации домашнего хозяйства
- 2.2.4 Базовые настольные персональные компьютеры
- 2.2.5 Сетевые персональные компьютеры
- 2.2.6 Высокопроизводительные настольные персональные компьютеры и серверы начального уровня
- 2.2.7 Многопроцессорные рабочие станции и серверы высокого уровня
- 2.2.8 Суперкомпьютеры и кластерные системы
- 2.3 Основные понятия программного обеспечения
- 2.4 Категории специалистов, занятых разработкой и эксплуатацией программ.
- 2.5 Характеристика программного продукта.
- 2.6 Жизненный цикл программного продукта.
- 2.7 Основные классы программных продуктов и их назначение.
- 3. Архитектура аппаратных и программных средств ibm-совместимых персональных компьютеров (рс)
- 3.2. Устройства, входящие в состав системного блока
- 3.2.1. Материнская плата
- 3.2.2. Центральный процессор
- 3.2.3. Оперативная память
- 3.2.4. Жесткий диск
- 3.2.5. Графическая плата
- 3.2.6. Звуковая плата
- 3.2.7. Сетевая плата
- 3.2.9. Дисковод 3,5’’
- 3.2.10. Накопители на компакт-дисках
- 3.2.11. Накопители на dvd дисках
- 3.2.12. Флэш-память
- 3.3. Периферийные устройства
- 3.3.1. Клавиатура
- 3.3.2. Манипуляторы
- 3.3.3. Сканер
- 3.3.4. Цифровой фотоаппарат
- 3.3.5. Мониторы электронно-лучевые (crt)
- 3.3.6. Мониторы жидкокристаллические (lcd)
- 3.3.7. Плазменные панели (pdp)
- 3.3.8. Принтеры
- 3.3.8.1 Матричные принтеры
- 3.3.8.2 Струйные принтеры (Ink Jet)
- 3.3.8.3 Лазерные принтеры (Laser Jet)
- 3.3.9. Плоттер
- 3.3.10. Модем
- 3.4. Конфигурация компьютера
- 4. Основы работы пользователя в операционной среде персонального компьютера.
- 4.1 Структура системного программного обеспечения.
- 4.2 Базовое программное обеспечение
- 4.3 Сервисное программное обеспечение
- 5. Понятие и свойства информации
- 5.1 Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации и основные операции с данными
- 5.2 Носители данных.
- 5.3 Представление информации в эвм.
- 5.3.1 Системы счисления в эвм
- 5.3.2 Формы представления и кодирование числовых данных
- 5.3.3 Универсальная система кодирования текстовых данных
- 5.4 Единицы представления данных
- 5.5 Единицы измерения данных
- 5.6 Единицы хранения данных
- 5.6.1 Файлы
- 5.6.2 Особенности использования имен файлов в ос семейства Windows.
- 5.6.3 Папки.
- 5.6.4 Понятие о файловой структуре и файловой системе
- 5.7 Формы адекватности информации
- 5.8 Меры информации
- 5.8.1 Синтаксическая мера информации
- 5.8.2 Семантическая мера информации
- 5.8.3 Прагматическая мера информации
- 5.9 Качество информации
- 6. Основы булевой алгебры
- 6.1 Основные понятия Булевой алгебры
- 6.2 Элементарные логические операции
- 6.3 Вычисление выражений.
- 6.4 Законы булевой алгебры.
- 7. Специализированные профессионально ориентированные программные средства
- 7.1. Текстовые процессоры
- 7.2 Табличные процессоры
- 7.2.1 Основные понятия табличных процессоров
- 7.2.2 Основные типы данных в Microsoft Excel
- 7.2.2.1 Формулы
- 7.2.2.1 Функции
- 7.2.3 Относительная и абсолютная адресация
- 7.2.4 Обобщенная технология работы с электронной таблицей
- 8. Информатизация общества
- 8.1 Информационные ресурсы
- 8.3 Рынок информационных продуктов и услуг