logo
МП по додготовке к экзамену

5.7 Формы адекватности информации

Для потребителя информации очень важной характеристикой является ее адекватность.

Адекватность информации – это определенный уровень соответствия образа, создаваемого с помощью полученной информации, реальному объекту, процессу, явлению и т.д.

В реальной жизни вряд ли возможна ситуация, когда можно рассчитывать на полную адекватность информации. Всегда присутствует некоторая степень неопределенности. От степени адекватности информации реальному состоянию объекта или процесса зависит правильность принятия решений человеком.

Существует три свойства информации:

  1. Синтаксические свойства выражают форму передачи информации (формат, язык, знаки и т.д.)

  2. Семантические свойства выражают смысл передаваемой информации. Выражаются в отношении к элементам объектов предметной области.

  3. Прагматические свойства выражают смысл ценности информации, т.е. ее актуальность.

Соответственно адекватность информации так же выражается в трех формах:

  1. синтаксической

  2. семантической

  3. прагматической.

Синтаксическая адекватность. Она отображает формально-структурные характеристики информации и не затрагивает ее смыслового содержания. На синтаксическом уровне учитывается тип носителя и способ представления информации, скорость передачи и обработки, размеры кодов представления информации, надежность и тосность преобразования этих кодов и т.д. Информацию, рассматриваемую только с синтаксических позиций, обычно называют данными, так как при этом не имеет значения смысловая сторона. Эта форма способствует восприятию внешних структурных характеристик, т.е. синтаксической стороны информации.

Семантическая (смысловая) адекватность. Эта форма определяет степень соответствия образа объекта и самого объекта. Семантический аспект предполагает учет смыслового содержания информации. На этом уровне анализируются те сведения, которые отражает информация, рассматриваются смысловые связи. Эта форма служит для формированияпонятий и представлений, выявления смысла, содержания информации и ее обощения.

Прагматическая (потребительская) адекватность. Она отражает отношение информации и ее потребителя, соответствие информации цели управления, которая на ее основе формируется. Проявляются прагматические свойства информации только при наличии единства информации (объекта), пользователя и цели управления. Прагматический аспект рассмотрения связан с ценностью, полезностью использования информации при выработке потребителем решения для достижения своей цели. С этой точки зрения анализируются потребательские свойства информации. Эта форма адекватности непосредственно связана с практическим использованием информации, с соответствием ее целевой функции деятельности системы.