logo search
Исследование систем управления организациями

4.2. Анализ и диагностика стратегиЙ управления

В простейшем случае стратегия описывается в виде суждений относительно способов достижения поставленных целей. Эти суждения должны быть систематизированы в соответствии с принятыми в компании классификаторами, например, по функциональным направлениям, продуктам и т.д.

При этом целесообразно рассматривать общую схему декомпозиции целей и стратегии.

Диагностика стратегии управления включает, в первую очередь, определение ее результативности, которая оценивается, прежде всего, по степени достижения основных целей предприятия. Помимо этого, в качестве критериев оценки стратегии могут выступать экономическая эффективность, надежность реализации, социальная и экологическая приемлемость, устойчивость развития предприятия, технологическая осуществимость. Относительная важность критериев определяется для конкретного предприятия индивидуально. Однако важнейшим из них является уровень достижения целей.

Если фактический уровень реализации целей значительно отличается от заданного, очевидно, что стратегия не является эффективным способом реализации целей, что цели и стратегии не соответствуют друг другу. В этом случае необходимо определить причины подобного несоответствия, определить «узкие» места стратегии. Прежде всего, следует сопоставить стратегию управления другим стратегиям организации, а также факторам и условиям внешней и внутренней среды (с учетом прогнозируемых тенденций). Например, стратегия управления маркетингом может не соответствовать стратегии управления производством и т.д.

Универсальным методом анализа стратегий является SWOT-анализ. При этом он может быть распространен на различные направления деятельности и уровни стратегии. Так, с его помощью можно проанализировать продуктовую стратегию, инновационную, управленческую и выявить сильные и слабые стороны по каждому из этих направлений.

В ходе диагностики выявляется множество проблем, связанных со стратегией управления организацией. Также необходимо определить факторы, обусловившие появление проблем. Это возможно на основе декомпозиции.

Прогнозирование в рамках исследования стратегий предполагает, прежде всего, исследование будущего влияния факторов внешней среды на стратегию, а также определение потенциальных проблем ее реализации. При этом возможно применение как экспертных, так и формальных методов.

Итогом исследования стратегии правления является:

Результаты исследования могут быть оформлены в виде таблицы, в которой отражены сильные и слабые стороны стратегии.