10.4.1 Ядро процессора
Схема работы ядра нового процессора (рис. 10.10) в полной мере соответствует рассмотренной схеме классического процессора. Поток инструкций в формате х86-64 ISA (о том, что это такое, мы расскажем чуть позже) поступает в схему предпроцессора (Front End) из кэша L1.
Кэш первого уровня (L1) остался точно таким же, как и в процессорах семейства Athlon XP, то есть имеет общий размер 128 Кбайт и разделен на кэш данных (D-cache) и кэш инструкций (I-cache), каждый размером по 64 Кбайт. Кэш L1 остался ассоциативным двухканальным с размером кэш-блока 64 байт! Кэш инструкций поддерживает два набора дескрипторов (тегов): fetch port (порт выборки) и snoop (слежение).
Кэш данных поддерживает 40-битный физический и 48-битный линейный адреса и уже три типа тегов: port A, port В и snoop. Кроме того, кэш данных поддерживает две 64-битные операции записи/чтения за один такт в различные банки кэша.
Кэш второго уровня (L2) может иметь максимальный размер до 1 Мбайт. Сам кэш является эксклюзивным по отношению к кэшу L1, 16-канальным, ассоциативным.
Как и в большинстве современных х86-совместимых процессоров, имеющих внутреннюю RISC-архитектуру, в процессоре с архитектурой AMD 64 внешние CISC-команды декодируются во внутренние RISC-инструкции, для чего используется декодер команд.
Сначала инструкции х86 разделяются на большие (Large x86 Instruction) и маленькие (Small x86 Instruction). Большие (сложные) инструкции поступают в программный (Microcode Engine) декодер, а маленькие (простые) инструкции – в аппаратный (Fastpath) декодер. Оба декодера выполняют одну и ту же задачу – транслируют х86-инструкции в простейшие машинные команды (микрооперации), называемые Ops. Сами х86-команды могут быть переменной длины, а вот длина микроопераций уже фиксированная.
Простые инструкции при декодировании представляются с помощью двух-трех Ops-команд, и с этой задачей вполне может справиться аппаратный декодер, построенный на логических схемах. Сложные команды при декодировании могут представляться несколькими десятками и даже сотнями Ops-инструкций. Для того чтобы их декодировать, используется специализированный программный декодер, представляющий собой своеобразный процессор. Такой декодер содержит программный код, хранящийся в MIS (Microcode Instruction Sequencer), на основе которого воспроизводится последовательность Ops-инструкций.
Каждый из двух декодеров может обрабатывать инструкцию длиной до 16 байт и выдавать по три Ops-инструкции за такт, поэтому в общей сложности оба декодера производят шесть декодированных инструкций за каждый такт процессора.
Попутно отметим, что декодер в новом ядре претерпел существенные изменения. Именно в него были добавлены две ступени конвейера по сравнению с ядром процессора Athlon XP. Кроме того, известно, что если в ядре Athlon XP команды SSE декодировались с использованием Microcode Engine, то есть считались сложными, то в новом ядре эти команды декодируются с использованием Fastpath, то есть являются простыми.
После прохождения декодера Ops-инструкции (по три за каждый такт) поступают во временный буфер хранения, называемый Instruction Control Unit (ICU). Этот буфер рассчитан на хранение 72 декодированных инструкций. Впрочем, хранение – это не единственное предназначение ICU, а его главная задача заключается в диспетчеризации трех инструкций за такт по функциональным устройствам. То есть ICU распределяет инструкции в зависимости от их назначения и посылает инструкции для работы с целыми числами в целочисленный планировщик (Int. Scheduler), а инструкции для работы с вещественными числами – в планировщик для работы с вещественными числами (FPU Scheduler).
Планировщик для работы с вещественными числами рассчитан на 36 инструкций (как и в процессоре Athlon XP), и его основная задача заключается в том, чтобы распределять команды по исполнительным блокам по мере их готовности. Просматривая все 36 поступающих инструкций, FPU-планировщик переупорядочивает следование команд, строя спекулятивные предположения о дальнейшем ходе программы, чтобы создать несколько полностью независимых друг от друга очередей инструкций, которые можно выполнять параллельно. В ядре процессора имеются три исполнительных блока для работы с вещественными числами (FADD, FMUL, FMISC), поэтому FPU-планировщик должен формировать по три инструкции за такт, направляя их на исполнительные блоки.
Все целочисленные инструкции направляются в планировщик инструкций для работы с целыми числами, образованный тремя станциями резервирования (RES), каждая из которых рассчитана на восемь инструкций. Все три станции, таким образом, формируют планировщик на 24 инструкции (емкость аналогичного планировщика в процессоре Athlon XP составляла 18 инструкций). Этот планировщик выполняет те же функции, что и FPU-планировщик. Различие заключается в том, что в процессоре имеется семь функциональных исполнительных блоков для работы с целыми числами (три устройства ALU, три устройства генерации адреса AGU и одно устройство умножения MULT).
После того как все инструкции прошли диспетчеризацию в соответствующих планировщиках, они могут быть выполнены непосредственно в соответствующих исполнительных устройствах.
Исполнительные устройства также претерпели некоторые изменения по сравнению с процессором Athlon XP. Как уже отмечалось, для работы с вещественными числами реализовано три функциональных устройства FPU, каждое из которых представляет собой 17-ступенчатый конвейер (как и в процессоре Athlon XP), то есть для работы с вещественными числами предусмотрено три разделенных конвейера. Подобная реализация блока FPU позволяет выполнять до трех вещественных операций за такт, причем такая производительность является рекордной для х86-совместимых процессоров.
Блок операций с целыми числами также полностью конвейеризирован, но по сравнению с процессором Athlon XP длина конвейера увеличена с 10 до 12 ступеней. Блок состоит из трех распараллеленных частей, что в итоге позволяет выполнять три целочисленные операции за один такт (кроме умножения). Для умножения требуется три такта в случае 32-битных чисел и пять тактов в случае 64-битных.
Говоря об архитектурных особенностях нового ядра, нельзя не упомянуть об изменениях, коснувшихся кэша TLB (Translation Look-aside Buffers). Кэш TLB – это специальный кэш процессора, хранящий карту декодированных адресов инструкций и данных, что позволяет значительно сократить время доступа к ним. Этот кэш предназначен для уменьшения времени преобразования виртуального адреса данных или инструкций в физический. Дело в том, что процессор, в силу своих особенностей, не может хранить и использовать физические адреса, а пользуется виртуальной адресацией. Преобразование виртуального адреса в физический занимает приблизительно три такта процессора. TLB-кэш хранит результаты предыдущих преобразований, благодаря чему преобразование адреса данных, использовавшихся ранее, возможно осуществлять за один такт.
Ядро процессора имеет двухуровневый TLB (LI TLB и L2 TLB), также разделяющийся на буфер данных и буфер инструкций. LI TLB кэширует 40 адресов инструкций и 40 адресов данных. Этот кэш является полностью ассоциативным и поддерживает страницы емкостью как 4 Кбайт, так и 2 или/4 Мбайт. L2 TLB является четырехканальным ассоциативным кэшем с поддержкой страниц емкостью 4 Кбайт. Этот кэш рассчитан на 512 записей, что в два раза больше, чем в процессоре Athlon XP.
10.4.2 64-разрядная архитектура процессора
Как уже отмечалось, одним из главных новшеств процессоров AMD Athlon 64 является 64-разрядная архитектура х86-64 ISA. Наверное, вы слышали о так называемых 64-разрядных процессорах, ярким примером которых является Intel Itanium. Впрочем, между 64-разрядными архитектурами процессора Itanium (IA-64) и процессора AMD Athlon 64 мало общего. По сути, Itanium – не х86-совместимый процессор, тогда как AMD Athlon 64, напротив, таковым является, поэтому в названии его архитектуры есть обозначение х86-64. В отличие от 64-битной архитектуры IA-64, использованной в процессорах Intel Itanium, x86-64 базируется на существующей архитектуре х86-32.
Прежде всего, попытаемся ответить на вопрос: зачем вообще нужны 64-разрядные процессоры и имеют ли они преимущество перед 32-разрядными? Давайте вспомним, что 32-разрядная адресация памяти позволяет адресовать только 4 Гбайт памяти. Конечно, для пользовательских приложений на данный момент такого объема вполне хватает, но... это сейчас. А завтра все может измениться. В серверных приложениях 4 Гбайт памяти уже сегодня может оказаться явно недостаточно. Правда, современные серверные процессоры и чипсеты с х86-32-архитектурой позволяют адресовать более чем 4 Гбайт памяти (типичным значением является 12 Гбайт), но достигается это не за счет плоской прямой адресации, а за счет эмуляции 36-битной адресации (которая позволяет адресовать до 64 Гбайт памяти). Впрочем, такая адресация имеет и свои минусы. Во-первых, это отражается на производительности, а во-вторых, при такой эмуляции максимальная память, которую может использовать один поток приложения, все равно не превышает 4 Гбайт.
64-битная адресация, используемая в процессорах AMD Athlon 64, является полностью совместимой с архитектурой х86-32, то есть на таком процессоре вполне можно использовать и 32-разрядные приложения – просто при этом возможности процессора задействуются не в полной мере, но в любом случае дополнительный запас адресации не повредит. Последнее обстоятельство, то есть возможность использования обычных 32-разрядных приложений, в этом плане особенно важно. Для таких процессоров не потребуется специализированных операционных систем и программ, и нет нужды ждать, пока производители ПО перекомпилируют свои приложения.
Для реализации 64-разрядности в процессор добавлено несколько новых регистров, а существующие регистры соответственно расширены с 32 до 64 бит. Так, к восьми регистрам общего назначения добавлено еще восемь 64-битных регистров, использование которых возможно только при соответствующей перекомпиляции программного кода.
Расширение 32-битных регистров до 64-битных осуществляется точно так же, как в свое время (с момента появления процессора 1386) 16-битные регистры были расширены до 32-битных.
Для реализации возможности работы как с 32-битными, так и с 64-битными приложениями процессор поддерживает два режима работы: Long Mode и Legacy Mode. В Long Mode используется 64-битный режим работы, причем здесь также предусмотрено два режима: 64-битный и Compability Mode (совместимый). 64-битный режим работы – это, собственно, истинный 64-битный режим, задействующий все дополнительные регистры процессора и 64-битные расширенные регистры. Для работы в этом режиме требуется соответствующая перекомпиляция ПО.
В режиме Compability Mode дополнительные регистры не задействуются, а в регистрах общего назначения используется только 32-битная часть. Единственное, что в данном случае напоминает о 64-битной архитектуре, – это использование 64-разрядной адресации и 64-битной операционной системы. В данном режиме не требуется перекомпиляции приложений для их нормальной работы.
В режиме Legacy Mode используется 32-разрядная операционная система, то есть 32-разрядная адресация. Кроме того, не задействуются дополнительные регистры, а в регистрах общего назначения используются только первые 32 бита. Таким образом, Legacy Mode — это традиционный 32-битный режим работы процессора.
- Предисловие
- Глава 1. Общие сведения о микропроцессорах
- 1.1 Классификация микропроцессоров
- 1.2 Характеристики микропроцессоров
- 1.2.1 Тактовая частота
- 1.2.2 Архитектура процессора
- 1.2.3 Технологический процесс производства
- 1.2.4 Частота системной шины
- 1.2.5 Размер кэша
- 1.3 Типы архитектур микропроцессоров
- 1.4 Структурная схема микропроцессоров
- 1.4.1 Микропроцессор Фон-Неймана
- 1.4.2 Конвейер
- 1.4.3 Зависимость между частотой и количеством ступеней конвейера
- 1.5 Представление информации в эвм
- 1.5.1 Двоичное представление целых чисел
- 1.5.2 Представление символьной информации
- Глава 2. Архитектура микропроцессоров ia-32
- 2.1 Состав и функции регистров
- 2.1.1 Основные регистры
- 2.1.2 Регистры дополнительных функциональных модулей
- 2.2 Типы адресации
- 2.3 Система команд
- 2.3.1 Классификация команд
- 2.3.2 Формат команды
- 2.3.3 Однобайтовые команды
- 2.3.4 Непосредственно заданные операнды
- 2.3.5 Команды с регистровыми операндами
- 2.3.7 Команды с операндами, расположенными в памяти
- Глава 3. Организация многоуровневой памяти
- 3.1 Принцип построения многоуровневой памяти
- 3.2 Организация кэш-памяти
- 3.3 Протоколы когерентности памяти микропроцессоров
- 3.4 Страничная организация памяти
- Глава 4. Режимы работы процессоров ia-32
- 4.1 Обзор режимов работы
- 4.2 Реальный режим адресации
- 4.3 Защищённый режим
- 4.3.1 Дескрипторные таблицы
- 4.3.2 Дескрипторные регистры
- 4.3.3 Дескриптор
- 4.3.4 Односегментная модель памяти
- 4.3.5 Многосегментная модель памяти
- Глава 5. Страничная организация памяти в процессорах ia‑32
- 5.1 Каталог страниц
- 5.2 Таблица страниц
- 5.3 Страничная переадресация
- 5.4 Диспетчер виртуальных машин системы Microsoft Windows
- Глава 6. Архитектура процессоров с параллелизмом уровня команд
- 6.1 Подходы к использованию ресурса транзисторов в микропроцессорах
- 6.2 Суперскалярные процессоры и процессоры с длинным командным словом
- 6.3 Зависимости между командами, препятствующие их параллельному исполнению
- 6.4 Предварительная выборка команд и предсказание переходов
- 6.5 Условное выполнение команд в vliw-процессорах
- 6.6 Декодирование команд, переименование ресурсов и диспетчеризация
- 6.7 Исполнение команд
- 6.8 Завершение выполнения команды
- 6.9 Направления развития архитектуры процессоров с параллелизмом уровня команд
- Глава 7. Мультитредовые микропроцессоры
- 7.1 Основы мультитредовой архитектуры
- 7.2 Выявление тредов
- 7.3 Мультитредовые процессоры с тредами, выявляемыми путем анализа потоков управления программы
- 7.3.1 Мультитредовая модель выполнения программы
- 7.3.2 Мультитредовые программы
- 7.3.3 Аппаратные средства мультитредовой архитектуры
- 7.3.4 Преимущества мультитредовой архитектуры
- 7.4 Мультитредовые процессоры с тредами, выявляемыми путем анализа потоков данных программы
- 7.5 Специфика мультитредовых моделей распараллеливания
- Глава 8. Модуль обработки вещественных чисел
- 8.1 Представление чисел с плавающей запятой
- 8.2 Состав модуля fpu
- Глава 9. Основы 64-разрядной архитектуры
- 9.1 Состав и назначение регистров микропроцессора ia-64
- 9.2 Особенности архитектуры epic
- 9.3 Архитектура x86-64
- 9.4 Структура одноядерного процессора
- 9.5 Многоядерные процессоры
- 9.6 Зачем нужны “лишние” разряды?
- Глава 10. Современные 64-разрядные микропроцессоры корпораций Intel и amd
- 10.1 Архитектура Intel Core 2
- 10.1.1 Intel Wide Dynamic Execution
- 10.1.2 Intel Intelligent Power Capability
- 10.1.3 Intel Advanced Smart Cache
- 10.1.4 Intel Smart Memory Access
- 10.1.5 Intel Advanced Digital Media Boost
- 10.1.6 Логическая схема процессора
- 10.2 Архитектура Intel Core i7
- 10.2.1 Технология Hyper-Threading в архитектуре Nehalem
- 10.2.2 Иерархия кэш-памяти в архитектуре Nehalem
- 10.3 Хронология развития семейств микропроцессоров с архитектурой Nehalem
- 10.4 Архитектура amd Athlon 64
- 10.4.1 Ядро процессора
- 10.4.3 Контроллер памяти
- 10.4.4 Контроллер HyperTransport
- 10.5 Архитектура amd k10
- 10.4.1 Технология amd Memory Optimizer Technology
- 10.5.2 Ядро процессора
- 10.5.3 Предвыборка данных и инструкций
- 10.5.4 Выборка из кэша
- 10.5.5 Предсказание переходов и ветвлений
- 10.5.6 Процесс декодирования
- 10.5.7 Диспетчеризация и переупорядочение микроопераций
- 10.5.8 Выполнение микроопераций
- 10.5.9 Технологии энергосбережения
- 10.5.10 Шина HyperTransport 3.0
- 10.5.11 Семейство процессоров Barcelona
- 10.5.12 Семейство процессоров Phenom
- Глава 11. Технологии, поддерживаемые современными микропроцессорами
- 11.1 Технологии тепловой защиты
- 11.1.1 Технология Thermal Monitor
- 11.1.2 Технология Thermal Monitor 2
- 11.1.3 Режим аварийного отключения
- 11.2 Технологии энергосбережения
- 11.2.1 Технология Enhanced Intel SpeedStep
- 11.2.2 Технология Cool'n'Quiet
- 11.3 Технология расширенной памяти
- 11.4 Технология антивирусной защиты
- 11.5 Технология виртуализации
- 11.6 Реализация технологий в современных микроархитектурах
- 11.6.2 Em64t – NetBurst
- 11.6.3 Intel Core
- 11.6.4 Intel Atom
- 11.6.5 Nehalem
- 11.6.6 Xeon
- Глава 12. Графические микропроцессоры
- 12.1 Основные термины и определения
- 12.2 Технологии построения трёхмерного изображения
- 12.2.1 Технологии повышения реалистичности трехмерного изображения
- 12.3 Шейдерный процессор
- 12.4 Особенности современных графических процессоров
- Глава 13. Однокристальные микроконтроллеры
- 13.1 Общая характеристика микроконтроллеров
- 13.2 Микроконтроллеры семейства avr
- Почему именно avr?
- 13.3 Общие сведения об омк avr
- 13.4 Характеристики avr-микроконтроллеров
- Глава 14. Технология производства микропроцессоров
- 14.1 Особенности производства процессоров
- 14.2 Новые технологические решения
- 14.3 Технология производства сверхбольших интегральных схем
- I. Выращивание кристалла кремния
- II. Создание проводящих областей
- III. Тестирование
- IV. Изготовление корпуса
- V. Доставка
- 14.4 Перспективы производства сбис
- Англо-русский словарь терминов и аббревиатур
- Библиографический список
- Интернет-ссылки
- 350072. Краснодар, ул. Московская, 2, кор. А.