logo
Методичка

Глава 13. Однокристальные микроконтроллеры

Несмотря на достаточно большое количество компаний, присутствующих на рынке видеокарт, их продукция различается совсем незначительно по своей производительности и функциональности. Это объясняется тем, что видеокарты построены на одних и тех же графических процессорах, которые выпускаются кампанией NVIDIA (процессоры GeForce и Quadro) и объединённой кампанией AMD/ATI (процессор Radeon).

Современные графические процессоры содержат до 1400 млн. транзисторов и работают на частотах свыше половины гигагерца. В их состав входят десятки текстурных модулей, сотни универсальных блоков (ALU), имеющих разрядность FP64. Современные GPU поддерживают на аппаратном уровне технологию высококачественной обработки HD-видео, что позволяет разгрузить центральный процессор при работе с дисками HD DVD/Blu-ray. Также они имеют программируемый модуль тесселяции. Тесселяция – способ динамического преобразования простых объектов в более сложные и обратно путём рекурсивного выполнения операций на сетке полигонов. Другими словами тесселяция – это способ изменения детализации объекта. По мере удаления объекта следует уменьшать количество полигонов, описывающих объект путём их укрупнения, так как на больших расстояниях мелкие детали не видны и для их прорисовки ресурсы GPU будут израсходованы впустую. По мере приближения объекта наоборот – надо увеличивать число полигонов, описывающих его, и уменьшения их размеров. В каком то смысле тесселяция напоминает MIP-уровни для текстур.

Вопросы для самопроверки

  1. Какие основные характеристики графических процессоров?

  2. Перечислите основные понятия, используемые при построении качественного трёхмерного изображения.

  3. Что такое vertex?

  4. Что такое текстурирование трёхмерных поверхностей?

  5. Что такое рендеринг?

  6. Какова роль Z-буфера?

  7. Для чего применяется метод двойной буферизации?

  8. Для чего применяется технология сглаживания?

  9. Какова роль технологии MIP mapping?

  10. Какие существуют типы фильтрации, поддерживаемые видеокартами?

  11. Что такое шейдер?

  12. Каковы функции шейдерного процессора?

  13. Что такой тексель?

  14. Что вычисляет геометрический шейдер?

  15. Где располагается аппаратура современных графических процессоров в компьютерах с многоядерными процессорами?