1.2. Классификация систем
Процессы, происходящие в системах, можно охарактеризовать с помощью следующих понятий, заимствованных из разных наук: состояние, поведение, равновесие, устойчивость.
Понятием состояние характеризуют мгновенный срез, остановку в развитии системы; поведение – способность системы переходить из одного состояния в другое.
Понятием равновесие характеризуется способность системы в отсутствии внешних возмущающих воздействий (или при постоянных воздействиях) сохранять свое состояние сколь угодно долго; устойчивость – способность системы возвращаться в состояние равновесия после того, как была выведена из него.
Поведение системы, ее равновесие, устойчивость и развитие связаны с изменениями состояния системы.
Вследствие многообразия систем невозможно разработать их единую классификацию. Чаще всего на первом уровне выделяются три класса систем:
- естественные, существующие в объективной действительности – в живой, неживой природе и обществе (атом, живая клетка, организм, общество);
- концептуальные (идеальные), отражающие реальную действительность, объективный мир (литературные, музыкальные произведения, научные теории);
- искусственные, созданные человеком (технические, организационно-технические, организационные).
По степени организованности выделяют два класса систем: казуальные и целенаправленные.
Формирование казуальных систем есть результат действия причинно-следственных связей. К ним относится широкий круг неживых, искусственных и естественных систем. Особенность таких систем в отсутствии внутренне (имманентно) присущей цели. Если она имеется, то задается извне.
Основой формирования целенаправленных систем являются факторы целесообразности и целеполагания. Их главным отличием от казуальных является наличие информационных взаимодействий (программные, самовосстанавливающиеся, адаптивные, самовоспроизводящиеся, самосохраняющиеся, предвидящие, социальные и др. системы).
- Травин г.М., Токарев в.А., Родионова е.А.
- Кострома
- Содержание Лекция 1. Декомпозиция технологических систем 5
- Лекция 1. Декомпозиция технологических систем
- 1.1. Понятие системы
- 1.2. Классификация систем
- 1.3. Технологические системы и их элементы
- 1.4. Состояния и события технической системы
- Вопросы для самоконтроля
- 2.1. Понятие качества
- 2.2. Свойства надежности
- 2.3. Показатели оценки надежности
- 3.1. Факторы и процессы влияния
- 3.2. Изнашивание
- 3.3. Влияние скорости процессов на надежность технических систем
- 4.1. Классификация отказов
- 4.2. Характеристика потока отказов
- 5.1. Вероятность безотказной работы
- 5.2. Наработка на отказ, до отказа, интенсивность и параметр потока отказов
- 5.3. Законы распределения времени между отказами
- 6.1. Понятие физической и моральной долговечности
- 6.2. Технико-экономическая долговечность
- 6.3. Определение оптимального срока службы оборудования
- 6.4. Количественные показатели долговечности
- 6.5. Выбор показателей долговечности средств технологического оснащения и их элементов
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 7. Ремонтопригодность. Свойства и показатели оценки
- 7.1. Понятие и свойства ремонтопригодности
- 7.2. Характеристики свойств ремонтопригодности
- 7.3. Частные показатели оценки ремонтопригодности
- 8.1. Требования к информации о надежности
- 8.2. Методы исследования и оценки надежности
- 8.3. Комплексные показатели надежности
- 9.1. Избыточность как основной метод повышения надежности систем
- 9.2. Понятие о резервировании
- 9.3. Методы резервирования элементов
- 9.4. Методы резервирования систем
- 9.5. Использование алгебры логики для моделирования систем с резервированием
- Вопросы для самоконтроля
- 10.1. Расчет надежности резьбовых соединений
- 10.2. Расчет надежности сварных соединений
- 10.3. Расчет надежности соединений с натягом
- 11.1. Понятие и свойства надежности оперативного персонала
- 11.2. Виды и формы отказов персонала
- 11.3. Классификация ошибок оперативного персонала
- Библиографический список