logo search
Конспект лекций по надежности (2)

11.3. Классификация ошибок оперативного персонала

ГОСТ 26387-84 Система «человек-машина» определяет отказ человека-оператора, не связанный с прекращением деятельности как ошибку. Ряд авторов также выделяет ошибку как особый вид отказа, не связанного с потерей работоспособности. Например, ошибочное действие ‑ такое, которое не адекватно объективным, социально заданным целям управления. В то же время оно адекватно субъективной цели человека и в этом смысле должно рассматриваться как закономерное. Кроме того, ошибку определяют как кратковременное непроизвольное отклонение от нормы деятельности или однократное неправильное формирование нормы.

Рассматриваются три вида ошибочных действий (или бездействий) оператора: оператор выполнил что-то не то; не так; не вовремя. Согласно другой классификации ошибок присутствует еще неверное целеобразование. Классификация в инженерной психологии дополнительно рассматривает такой признак различия ошибок, как структурный уровень деятельности, на котором они совершаются.

По разным оценкам по вине оператора происходит от 20 до 80% всех нарушений в работе АС и от 15 до 40% всех аварий. Экспериментальные статистические исследования, проведенные в условиях швейного производства, показали, что из всех проанализированных отказов технологического оборудования 26,4% являются следствием ошибок персонала. Простои оборудования в устранении отказов вследствие ошибок персонала составляют около 28% от общего времени простоев, а неисправимый брак 18,5% от всех случает возникновения брака.

Анализ различных подходов и классификаций ошибок персонала позволил выделить следующие возможные ошибки операторов:

Вопросы для самоконтроля

  1. Какими составляющими определяется комплексное свойство надежности персонала?

  2. Предполагает ли безошибочность полное отсутствие ошибок персонала?

  3. В чем специфика ошибки как вида отказа персонала?

  4. В какие группы можно объединить факторы, влияющие на возникновение ошибок?

  5. С помощью каких методов можно повысить надежность персонала?