11.3. Классификация ошибок оперативного персонала
ГОСТ 26387-84 Система «человек-машина» определяет отказ человека-оператора, не связанный с прекращением деятельности как ошибку. Ряд авторов также выделяет ошибку как особый вид отказа, не связанного с потерей работоспособности. Например, ошибочное действие ‑ такое, которое не адекватно объективным, социально заданным целям управления. В то же время оно адекватно субъективной цели человека и в этом смысле должно рассматриваться как закономерное. Кроме того, ошибку определяют как кратковременное непроизвольное отклонение от нормы деятельности или однократное неправильное формирование нормы.
Рассматриваются три вида ошибочных действий (или бездействий) оператора: оператор выполнил что-то не то; не так; не вовремя. Согласно другой классификации ошибок присутствует еще неверное целеобразование. Классификация в инженерной психологии дополнительно рассматривает такой признак различия ошибок, как структурный уровень деятельности, на котором они совершаются.
По разным оценкам по вине оператора происходит от 20 до 80% всех нарушений в работе АС и от 15 до 40% всех аварий. Экспериментальные статистические исследования, проведенные в условиях швейного производства, показали, что из всех проанализированных отказов технологического оборудования 26,4% являются следствием ошибок персонала. Простои оборудования в устранении отказов вследствие ошибок персонала составляют около 28% от общего времени простоев, а неисправимый брак 18,5% от всех случает возникновения брака.
Анализ различных подходов и классификаций ошибок персонала позволил выделить следующие возможные ошибки операторов:
неправильная последовательность выполнения рабочих приемов
неправильное выполнение рабочих приемов;
неправильный выбор режима работы оборудования;
неправильная установка режима работы оборудования;
неправильная ориентация изделия в процессе выполнения операции;
ошибка выбора инструмента или приспособления;
ошибка установки (настройки) инструмента и приспособления;
работа неисправным инструментом или приспособлением;
работа на неисправном оборудовании;
неправильная передача обрабатываемого изделия;
неправильное оформление документов;
ошибка в оценке технического состояния оборудования;
несоблюдение технических параметров обрабатываемого изделия;
неправильная комплектация изделия.
Вопросы для самоконтроля
Какими составляющими определяется комплексное свойство надежности персонала?
Предполагает ли безошибочность полное отсутствие ошибок персонала?
В чем специфика ошибки как вида отказа персонала?
В какие группы можно объединить факторы, влияющие на возникновение ошибок?
С помощью каких методов можно повысить надежность персонала?
- Травин г.М., Токарев в.А., Родионова е.А.
- Кострома
- Содержание Лекция 1. Декомпозиция технологических систем 5
- Лекция 1. Декомпозиция технологических систем
- 1.1. Понятие системы
- 1.2. Классификация систем
- 1.3. Технологические системы и их элементы
- 1.4. Состояния и события технической системы
- Вопросы для самоконтроля
- 2.1. Понятие качества
- 2.2. Свойства надежности
- 2.3. Показатели оценки надежности
- 3.1. Факторы и процессы влияния
- 3.2. Изнашивание
- 3.3. Влияние скорости процессов на надежность технических систем
- 4.1. Классификация отказов
- 4.2. Характеристика потока отказов
- 5.1. Вероятность безотказной работы
- 5.2. Наработка на отказ, до отказа, интенсивность и параметр потока отказов
- 5.3. Законы распределения времени между отказами
- 6.1. Понятие физической и моральной долговечности
- 6.2. Технико-экономическая долговечность
- 6.3. Определение оптимального срока службы оборудования
- 6.4. Количественные показатели долговечности
- 6.5. Выбор показателей долговечности средств технологического оснащения и их элементов
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 7. Ремонтопригодность. Свойства и показатели оценки
- 7.1. Понятие и свойства ремонтопригодности
- 7.2. Характеристики свойств ремонтопригодности
- 7.3. Частные показатели оценки ремонтопригодности
- 8.1. Требования к информации о надежности
- 8.2. Методы исследования и оценки надежности
- 8.3. Комплексные показатели надежности
- 9.1. Избыточность как основной метод повышения надежности систем
- 9.2. Понятие о резервировании
- 9.3. Методы резервирования элементов
- 9.4. Методы резервирования систем
- 9.5. Использование алгебры логики для моделирования систем с резервированием
- Вопросы для самоконтроля
- 10.1. Расчет надежности резьбовых соединений
- 10.2. Расчет надежности сварных соединений
- 10.3. Расчет надежности соединений с натягом
- 11.1. Понятие и свойства надежности оперативного персонала
- 11.2. Виды и формы отказов персонала
- 11.3. Классификация ошибок оперативного персонала
- Библиографический список