logo
Проектирование МСУ 2

Введение

В первой части учебного пособия [23] были сформулированы требования к выполнению самостоятельных заданий по микропроцессорным системам управления (МПСУ). В нём описываются требования к курсовым проектам и работам. Содержание работы определяется номером варианта. По каждому варианту сформулированы задания и представлены исходные данные для выполнения работы. Во второй части пособия представлен базовый материал необходимый для выполнения лабораторных работ, семестровых работ или курсового проекта по МПСУ. Контроллер Р-130 выбран в качестве основного потому, что прост в освоении, обладает гибкостью программирования и имеет широкие возможности (библиотека алгоритмов позволяет реализовать большинство законов аналогового регулирования и достаточно сложные системы дискретного управления). Кроме того, в лаборатории института изготовлен стенд на базе этих контроллеров. Стенд включает локальную сеть контроллеров и имитаторы аналоговых и дискретных сигналов.

Описываются кросс-средства «Редитор Р-130», которые позволяет наглядно реализовывать программы на языке функциональных алгоблоков. Наблюдения за работой студентов показывают, что за час они изучают основы работы с кросс-средствами «Редитор Р-130», чего нельзя сказать при освоении скросс-средств иностранных фирм. Основную часть курсового проекта планируется выполнять на отечественных контроллерах Ремиконт Р-130. Как показал опыт, после освоения контроллера Р-130 изучение других контроллеров происходит намного проще. В читальном зале ВПИ имеются в электронном виде методические указания по Ремиконту Р-130. В состав редактора "Редитор Р-130" включён справочник по техническим средствам и библиотеке алгоритмов, объектно привязанной к точке вопроса, т.е. автоматически вначале даётся справка по тому алгоритму, с которого Вы вошли в справочник.

Основной объём лабораторных работ, курсовых проектов приходится на алгоритмическую и программную части. Работа всех программ проверяется на стенде. Поэтому сведения, которые приведены во второй части, помогут студентам самостоятельно освоить кросс-средства, выполнять всю рутинную работу с контроллерами и шлюзом. Под рутинной работой следует понимать следующее: включать или выключать контроллеры, производить первоначальные установки, выполнять тестирование, устранять сбои, осуществлять программирование контроллеров, выявлять ошибки при работе с контроллерами и устранять их. Формировать документы, которые входят в состав лабораторных работ и курсовых проектов.

Материал учебного пособия связан с тематикой дисциплин «Микропроцессорные системы управления технологическими процессами» (МПСУ), «Микропроцессорные средства автоматизации», «Автоматизация технологических процессов и производств», «Микропроцессорные системы управления», «Микропроцессорные системы и управляющие комплексы», «Диагностика и надёжность автоматизированных систем», «Программирование алгоритмов управления».

Во второй части представлен материал по контроллеру, на базе которого выполняются работы. Описывается лабораторный стенд, кросс-средства, с помощью которых программируется контроллер. Раскрываются принципы программирования на языке FBD. Описываются общие процедуры выполнения работы независимо от варианта. Например, получение конфигурационных таблиц, перевод программы в формат, воспринимаемый графическим пакетом AutoCAD. В приложении А приведено краткое описание алгоритмов из библиотеки контроллера Р-130, которые используются при программировании алгоритмов контроля и регулирования.

Под проектированием САР на базе микропроцессорных контроллеров следует понимать умение выбора аппаратных и программных средств и разработка САР на базе этих средств. Большое внимание при проектировании систем автоматического контроля и регулирования уделяется разработке алгоритмов и программ, а также повышению надёжности систем, особенно умению системы сохранять работоспособность в нештатных ситуациях, включая аварийные. Ниже приведён перечень шести тем, которые составляют основу любого курсового проекта или курсовой работы по дисциплине «Микропроцессорные системы управления». Причём темы подобраны так, что они являются составной частью большинства АСУ ТП.