logo
Проектирование МСУ 2

19. Типовые ошибки студентов

При выборе в падающем меню КОМАНДЫ  Создать блок (или ‑ клавиша F4) на экране ПЭВМ появляется окно – параметры алгоритма, в котором необходимо сначала задать либо шифр, либо номер алгоритма, затем станут доступными позиции масштаба времени или модификатора лишь для тех алгоритмов, для которых это необходимо. Следует учесть, что номер алгоритма, масштаб времени и модификатор задаются цифрами с помощью клавиш, расположенными на клавиатуре над буквами (признак регистра - латинский язык), а шифр алгоритма задают русскими буквами. Поэтому удобнее задавать номер алгоритма, а не его шифр.

  1. Задают алгоритм, не соответствующий модели контроллера. Например, задается алгоритм ДИК, когда модель контроллера регулирующая (Смотри ЛП контроллера).

  2. Забывают правильно установить системные параметры, соответствующие программируемому контроллеру.

  3. Пытаются соединить сигналы с двух выходов на один вход. Если это логические переменные, то их можно объединять только с помощью алгоритма ИЛИ. Если переменные аналоговые, то их объединяют с помощью алгоритма суммирования, т.е. на сумматоре.

  4. После конфигурирования выхода одного алгоблока с входом другого, делается попытка конфигурировать этот же выход, начиная с квадратика, а не с привязкой к выходящей линии.

  5. Делается попытка записи набранной программы в контроллер, логический номер которого ещё не задан (не введён с ПН-1).

  6. Забывают сохранить набранную схему под своим именем, что приводит к исчезновению файла, особенно при кратковременной просадке напряжения питания в лаборатории или зависания ПЭВМ. Игнорируют совет: «Как только начали создавать программу, то сохраните эту программу под смысловым именем в своей папке, своей группы.»

  7. Нажимают более одного раза клавишу мыши при изменении направления линии, не следят за изменением её цвета. В этом случае постоянно происходит прерывание линии связи.

  8. Иногда устанавливают одинаковые номера контроллеров в сети “Транзит”, что недопустимо. По невнимательности грузят программу в устройства, логические номера которых никакого отношения к контроллерам не имеют. Например, пытаются, на полном серьёзе, загрузить программу в мышь или в шлюз.

  9. После включения контроллеров и шлюза, забывают указать номера контроллеров и шлюза, или не указывают комплектность контроллера (тип УСО).

  10. У алгоритмов ЛОИ или МНИ задают модификатор больше числа сигналов, подключаемых на входы. Подают логические единицы (“единицы”) только на подключенные входы алгоритма И, что приводит к тому, что на выходе алгоритма нет “единицы”, так как на свободных входах по умолчанию установлены “нули”.

  11. Забывают правильно указать модификатор ОКО. Такая ошибка приводит к невозможности переключиться на внешнее задание или другие режимы.

  12. Забывают установить связь алгоритма РУЧ с алгоритмом ОКО, что приводит к появлению ошибки 04 и невозможности переключиться в ручной режим с лицевой панели контроллера.

  13. Забывают задавать пороговые значения на нуль-органах в таймере, счётчике. Не задают время импульса на одновибраторе (ОДВ) или время импульса и паузы в мультивибраторе (МУВ), поэтому алгоритмы ОДВ или МУВ не работают.

  14. Нарушают допустимую кратность алгоритмов ввода и вывода. Например, если у нас одна плата (модуль) МАС, которая установлена в группе А, то и алгоритм, который её опрашивает, тоже должен быть один (ВАА(07)).

  15. Если требуется обмен по локальной сети (например, между двумя контроллерами), то, пишут одну программу для одного контроллера и в ней и выдают и принимают информацию с другого контроллера, находясь в одном и том же контроллере. При этом забывают, что должен происходить обмен информацией между контроллерами. А это значит, что должно быть несколько программ, которые загружают в разные контроллеры данной локальной сети.

  16. Иногда вызывают для работы в одной ПЭВМ два редактора, что приводит к конфликтным ситуациям при обращении двух программ к одному COM-порту. Следует не забывать, что данная программа работает с конкретным COM – портом. В этом случае две программы могут обращаться к одному и тому же порту: вторая программа обращается, а он уже занят, поэтому вероятен сбой или зависание программы.

  17. Не допускается в один контроллер одновременно загружать программы с разных ПЭВМ. Эта ошибка может приводить к зависанию контроллера или программы.

  18. Случаются курьёзы. Например, подают сигналы с имитатора, подключенного ко второму контроллеру, а сигналы смотрят на третьем контроллере. При этом по локальной сети ничего не передают.

  19. При изменении программы на ПЭВМ, не загружая изменённой программы в контроллер, хотят сразу увидеть результат, работу программы в контроллере.

  20. Часто, при конфигурировании, не учитывают типы переменных. Например, подают временной сигнал в секундах на вход Z алгоритма ОКО (или ОКЛ), а признак типа сигнала не изменяют (он по умолчанию равен восьми, т.е. признак аналогового сигнала), то значения на цифровом индикаторе не соответствуют времени в секундах.

  21. Иногда делают ошибки трудно объяснимые нормальной логикой. Например, подают аналоговый сигнал на алгоритм масштабирования и устанавливают коэффициент масштабирования равный нулю, т.е. умножают сигнал на ноль и потом не могут понять, почему на выходе ноль.

  22. При наборе программы в Редиторе Р-130 автоматически начинается нумерация с пятого алгоблока. Несмотря на это, начинают сами изменять и присваивать номера алгоблоков, начиная с первого. В этом случае лишают себя возможности выдавать информацию на лицевую панель контроллера. По документации на контроллер и на лекциях обращается внимание, что в первых четырёх алгоблоках должны размещаться алгоритмы ОКО (регулирующая модель) или алгоритмы ОКЛ (логическая модель).

  23. В имитаторах аналоговых и дискретных сигналов по первым трём каналам имеется возможность обрыва измерительной линии. Забывают убрать обрыв, т.е. переключить тумблер в верхнее положение, в результате чего не изменяются значения аналогового сигнала при изменении положения потенциометра.

Такие ошибки, в основном, делают студенты, пропускающие занятия, и, которые приходят на лабораторные работы без подготовки, т.е. не читая лекции, техническую документацию по контроллеру, не изучая задания и постановку задачи.