logo
разд

21. Электрические машины постоянного тока

1 Общие сведения. Конструкция

2 Машина постоянного тока независимого возбуждения. Режимы работы и механические характеристики

3 Машина постоянного тока последовательного возбуждения. Режимы работы и механические характеристики

Общие сведения. Конструкция

Двигатели постоянного тока в зависимости от способа возбуждения в них подразделяются на три типа:

  1. двигатели с независимым возбуждением (параллельным возбуждением);

  2. двигатели с последовательным возбуждением;

  3. двигатели со смешанным возбуждением.

Машина постоянного тока (рисунок 2.1) состоит из статора, который обычно является индуктором, и ротора (якоря).

Рисунок 2.1 — Электрическая машина постоянного тока

Статор содержит:

  • стальной корпус;

  • полюсные наконечники вместе с полюсными сердечниками;

  • обмотку возбуждения;

  • траверсу со щеткодержателями для крепления щеток;

  • подшипниковые щиты с подшипниками.

Машина постоянного тока независимого возбуждения. Режимы работы и механические характеристики

Условное изображение машины постоянного тока независимого возбуждения на электрических схемах приведено на рисунке 2.2.

Рисунок 2.2 — Условное изображение машины постоянного тока независимого возбуждения

При вращении якоря его обмотка пересекает Фост и в ней индуцируется небольшая по величине остаточная ЭДС Еост. Под действием этой ЭДС по обмотке возбуждения потечет ток возбуждения, который создаст небольшой магнитный поток. Если обмотка возбуждения включена правильно, то этот магнитный поток совпадет с остаточным магнитным потоком.

Рисунок 2.3

В результате общий магнитный поток возрастает, увеличится и ЭДС, наводимая этим потоком в обмотке якоря. Поскольку возросла ЭДС якоря, возрастает и ток возбуждения, что в свою очередь ведет к новому увеличению магнитного потока и ЭДС якоря. Процесс продолжается до тех пор, пока ЭДС якоря не станет равной падению напряжения в цепи возбуждения.

Запишем уравнение согласно второго закона Кирхгофа для контура, включающего в себя цепь якоря и цепь возбуждения:

Ея=Iв Rов+IвRя+IвRв=IвRцв

Здесь:

Rов— сопротивление обмотки возбуждения;

Rя — сопротивление обмотки якоря;

Rв — сопротивление реостата;

Rцв= Rов + Rя+ Iя Rя — сопротивление цепи возбуждения.

Если Ея> IвRцв, то процесс самовозбуждения проходит.

Если Ея= IвRцв, то процесс самовозбуждения останавливается.

Если Ея< IвRцв, то процесса самовозбуждения нет и машина не возбуждается.

Таким образом, для обеспечения процесса самовозбуждения генератора постоянного тока необходимо три условия:

  1. наличие остаточного магнитного потока в магнитной системе машины;

  2. правильное включение обмотки возбуждения;

  3. сопротивление цепи возбуждения должно быть меньше критического.

Аналогично процесс возбуждения происходит у генераторов с последовательным возбуждением, но для этого к ним необходимо подключить нагрузку.

Рассмотрим работу машины постоянного тока независимого возбуждения в режиме двигателя (рисунок 2.4).

Рисунок 2.4

Обмотку возбуждения подключена к источнику постоянного тока, под действием которого в ней будет протекать ток возбуждения и создаваться магнитный поток машины. Если к источнику постоянного тока подключить обмотку якоря, то по ней потечет ток якоря. Тогда на проводники с током якоря, находящиеся в магнитном поле возбуждения будут действовать электромагнитные силы, совокупность которых образует вращающий момент, приложенный к якорю. Направление этого момента можно найти по правилу левой руки, а величину его по выражению

M=kФIя.

Под действием этого момента якорь придет во вращение, а его проводники — пересекать магнитный поток возбуждения и в них будет индуцироваться ЭДС Ея, величину которой можно найти согласно:

Ея=kФ?

Направление ЭДС определяется по правилу правой руки. В двигательном режиме ЭДС якоря в двигателе будет направлена против тока якоря. По величине Ея близка напряжению сети, но всегда его меньше.

Значение Ея зависит от частоты вращения якоря (?). Если под действием постороннего вращающего момента увеличивать скорость вращения якоря, то можно достичь такой скорости (?0), при которой Ея =U. В этом случае ток через якорь протекать не будет (Iя=0) несмотря на то, что обмотка якоря подключена к сети постоянного тока. Такой режим работы называют режимом идеального холостого хода.

Запишем уравнение для цепи якоря двигателя согласно второго закона Кирхгофа:

U - Ея = Iя(R+Rp).

Учитывая, что Ея=kФ?, после подстановки получим:

?= (U - Iя(R+Rp))/kФ.

Полученное уравнение называют уравнением электромеханической характеристики.

Если принять, что U=Uн, Ф=Фн, Rр=0, то получим уравнение естественной электромеханической характеристики:

Чтобы получить выражение для механической характеристики, нужно учесть, что M=kФIя., выразить отсюда ток якоря Iя=M/(kФ) и подставить его в уравнение электромеханической характеристики:

Полученное уравнение называется уравнением механической характеристики.

Если в это уравнение подставить U=Uн, Ф=Фн, Rp=0, то получим уравнение естественной механической характеристики:

В режиме идеального холостого хода, когда Ея=U, Iя=0, М=0, якорь должен вращаться со скоростью ?0, тогда из выражений для механической и электромеханической характеристик следует, что скорость идеального холостого хода можно найти согласно выражению:

?0 = U/(kФ)

Механическая характеристика двигателя — это зависимость угловой скорости двигателя от вращающего момента ? =f(M), полученная при неизменных других параметрах (при U=const, Ф=const, Rp=const). Механическая характеристика, снятая при нормальных рабочих условиях (Uн,Iвн,Rр=0) называется естественной характеристикой. Все прочие характеристики называют искусственными.

На рисунке 2.5 приведено семейство искусственных характеристик, соответствующих различным значениям сопротивления реостата Rp, включенного последовательно с якорем.

Рисунок 2.5

Все характеристики пересекаются в точке идеального холостого хода ?0, поскольку скорость идеального холостого хода не зависит от сопротивления якорной цепи двигателя

(?0=U/kФ).

Разность значений установившихся скоростей до и после приложения заданной статической нагрузки называется статическим падением скорости электропривода (??0). Для данного двигателя из уравнения естественной механической характеристики следует, что:

.

Для искусственных характеристик статическое падение скорости определится из выражения:

.

Уравнение для скорости двигателя запишется в следующей форме:

?=?0-??.

Машина постоянного тока последовательного возбуждения. Режимы работы и механические характеристики

Обмотка возбуждения у двигателя постоянного тока последовательного возбуждения включена последовательно с якорем (рисунок 2.6).

Рисунок 2.6 — Схема включения двигателя постоянного тока последовательного возбуждения

Уравнение электромеханической характеристики будет иметь такой же вид, что и у двигателя независимого возбуждения:

Здесь R? - суммарное сопротивление цепи двигателя, состоящее из сопротивления якоря и обмотки возбуждения.

Поскольку ток якоря и ток возбуждения один и тот же, то при изменении нагрузки изменяется и магнитный поток возбуждения, следовательно, магнитный поток Ф является функцией тока якоря.

Зависимость магнитного потока возбуждения от тока Ф=f(I) называется кривой намагничивания (рисунок 2.7).

Рисунок 2.7 — Зависимость магнитного потока возбуждения от тока Ф=f(I)

Зависимость Ф=f(I) нелинейна из-за насыщения магнитной цепи. Из-за нелинейности нельзя получить точного аналитического выражения зависимости Ф=f(I).

Для упрощения анализа можно пренебречь магнитным насыщением и считать, что магнитный поток пропорционален току якоря (линейная зависимость показана на графике пунктиром), то есть. Ф=?I.

При этом момент двигателя можно записать в виде:

M = k · Ф · I = k · ? ·I2.

Уравнение электромеханической характеристики тогда будет иметь вид:

.

Учитывая, что  получим выражение для механической характеристики:

.

Из анализа этих выражений следует, что уравнение электромеханической и механической характеристик представляют собой гиперболические зависимости. В каталогах обычно приводятся естественные механические и электромеханические характеристики.

Уравнение механической характеристики имеет вид:

 

Рисунок 2.8 — Механическая характеристика двигателя последовательного возбуждения

При уменьшении момента скорость якоря возрастает, при M>0  скорость ?>?, то есть такой двигатель не имеет скорости идеального холостого хода. При возрастании скорости машина не переходит в генераторный режим. Механические характеристики не имеют продолжения во втором квадрате. При снижении момента сопротивления скорость якоря растет и может достигнуть выше допустимой по условиям механической прочности коллектора и бандажей обмотки якоря. При нагрузках ниже (15-20)% номинальных, работа двигателя практически недопустима из-за чрезмерного увеличения скорости якоря (двигатель идёт в разнос). Это ограничивает область применения этих двигателей. Их нельзя использовать для привода механизмов, которые в режиме холостого хода создают малый момент сопротивления на валу.

В каталогах приводятся зависимости ?*=f(I*)  и M*=?(I*)  угловой скорости и момента от тока якоря, в относительных единицах, общий вид которых представлен на рисунке 2.9.

Рисунок 2.9

С увеличением сопротивления реостата скорость двигателя уменьшается при одном и том же моменте сопротивления Мс, уменьшается и жесткость механических характеристик.

На рисунке 2.10 представлены искусственные реостатные механические характеристики двигателя постоянного тока последовательного возбуждения