logo
разд

6. Эиу постоянной скорости

ЭИУ постоянной скорости. Исполнительные устройства постоянной скорости являются силовыми устройствами пропорционального действия: РО с помощью таких ЭИУ устанавливаются в любое промежуточное положение в зависимости от величины и длительности управляющего сигнала с выхода регулятора.

В практике автоматизации традиционно наибольшей известностью пользуются ЭИУ постоянной скорости, управляемые от импульсных регуляторов последовательностью импульсов различной длительности (информативный признак). Частота вращения выходного органа ИМ постоянна и не зависит от величины (амплитуды) управляющего сигнала, вследствие этого в системах регулирования с ЭИУ постоянной скорости реализуется широтно-импульсная модуляция сигналов управления.

Минимальная длительность импульсов для отечественных ЭИУ составляет 0,1 с. Между командами на перемещение (это время составляет более 90% срока службы) выходной вал ЭИУ сохраняет свое положение при наличии активной механической нагрузки в условиях вибрации. Для этого ЭИУ снабжаются автоматическим устройством торможения. К ЭИУ предъявляются повышенные требования по надежности, так как ни дублирование, ни «горячее» резервирование в этой части замкнутой системы невозможны.

Советские (российские) ЭИУ постоянной скорости типов МЭО, ИМТ, МЭМ, МЭП являются основными в системах промышленной автоматики (энергетика, металлургия). В зависимости от характера изменения выходного органа различают одно- и многооборотные (МЭО, ИМТ и МЭМ соответственно) и прямоходные (МЭП).

Дальнейшее повышение качественных показателей, надежности и долговечности ЭИУ при работе «на упор» и большой частоте включений (до 300—600 включений в час) потребовало разработки специальных двигателей типа ДАУ. Для уменьшения разброса значения средней относительной скорости при отработке импульсов управления малой длительности потребовались эффективные тормозные устройства. Стремление к повышению ресурса ЭИУ при работе «на упор» потребовало применения редукторов с цилиндрическими передачами, отличающимися большим КПД. Все эти качества нашли воплощение в ЭИУ типа ВЭО.

Выпуск в начале 80-х годов в СССР серии асинхронных электродвигателей типа 4А (а затем новой серии типа 5А) с улучшенными технико-экономическими показателями по сравнению с двигателями типа АОЛ, разработка тиристорных устройств бесконтактного управления и блокировки двигателя по потребляемому току составили основу для современного параметрического ряда ЭИУ постоянного тока типа МЭО.

Перспективное направление в развитии ЭИУ постоянного тока состоит в применении низкооборотных электродвигателей с электромагнитной редукцией частоты вращения. Особенностью этих двигателей является возможность весьма высокой частоты включений — до 1200 включений в час.

На базе электродвигателей с электромагнитной редукцией в СССР осуществлялось серийное производство прямоходных ЭИУ типа МЭП. Такие ЭИУ значительно упрощают сочленение с арматурой, исключают люфт. Основная кинематическая цепь механизмов состоит из низкооборотного электродвигателя типа ДСРТ, механического тормоза автоматического действия, трехступенчатого редуктора на основе цилиндрической передачи и прямоходной приставки на основе шариковинтового преобразователя движения. Быстрый пуск и малый выбег двигателя ДСРТ позволяют обходиться в МЭП без тормозных устройств.

Важным элементом ЭИУ является блок усиления (управления) ИМ. Реализация этих блоков может быть выполнено на контактной аппаратуре (электромагнитных реле и магнитных пускателях), а также на бесконтактных устройствах — магнитных усилителях, бесконтактных реверсивных пускателях на полупроводниковых тиристорах и симистоpax.

В настоящее время с контактным управлением выпускается еще большая часть ЭИУ постоянного тока. Причинами этого являются простота исполнения, низкая стоимость и доступность в приборостроении контактной аппаратуры. Входным сигналом контактных пускателей служит напряжение постоянного тока 24 В, 400 мА. Выпускаются реверсивные магнитные пускатели ПМЕ, ПМА и др.

Высокоэффективные бесконтактные ЭИУ создаются на основе полупроводниковых тиристоров и симисторов. Эти блоки по размерам, массе и стоимости приближаются к аналогичным устройствам контактного исполнения, но имеют практически неограниченный ресурс по числу включений и не требуют обслуживания в течение всего срока службы. Источником управляющих импульсов в бесконтактных коммутирующих устройствах ЭИУ являются блокинг-генераторы, возбуждаемые сигналами с выхода регулятора или разностью между ними и сигналами с блоков обратных связей ЭИУ.

ЭИУ постоянной скорости. Исполнительные устройства постоянной скорости являются силовыми устройствами пропорционального действия: РО с помощью таких ЭИУ устанавливаются в любое промежуточное положение в зависимости от величины и длительности управляющего сигнала с выхода регулятора.

В практике автоматизации традиционно наибольшей известностью пользуются ЭИУ постоянной скорости, управляемые от им­пульсных регуляторов последовательностью импульсов различной длительности (информативный признак). Частота вращения выходного органа ИМ постоянна и не зависит от величины (ампли­туды) управляющего сигнала, вследствие этого в системах регулирования с ЭИУ постоянной скорости реализуется широтно-импульсная модуляция сигналов управления.

Минимальная длительность импульсов для отечественных ЭИУ составляет 0,1 с. Между командами на перемещение (это время составляет более 90% срока службы) выходной вал ЭИУ сохра­няет свое положение при наличии активной механической нагрузки в условиях вибрации. Для этого ЭИУ снабжаются автоматическим устройством торможения. К ЭИУ предъявляются повышенные требования по надежности, так как ни дублирование, ни «горячее» резервирование в этой части замкнутой системы невозможны.

Советские (российские) ЭИУ постоянной скорости типов МЭО, ИМТ, МЭМ, МЭП являются основными в системах промышленной автоматики (энергети­ка, металлургия). В зависимости от характера изменения выходно­го органа различают одно- и многооборотные (МЭО, ИМТ и МЭМ соответственно) и прямоходные (МЭП).

В ЭИУ постоянной скорости ранних выпусков применялись асинхронные электродвигатели с короткозамкнутым ротором типа АОЛ и редукторы на основе червячной передачи (ЭИУ типов МЭОБ, МЭОК, ИМТ). Это упрощало конструкцию редуктора, и автоматически решался вопрос самоторможения.

Дальнейшее повышение качественных показателей, надежности и долговечности ЭИУ при работе «на упор» и большой частоте включений (до 300—600 включений в час) потребовало разработки специальных двигателей типа ДАУ. Для уменьшения разброса значения средней относительной скорости при отработке импуль­сов управления малой длительности потребовались эффективные тормозные устройства. Стремление к повышению ресурса ЭИУ при работе «на упор» потребовало применения редукторов с цилиндрическими передачами, отличающимися большим КПД. Все эти качества нашли воплощение в ЭИУ типа ВЭО.

Выпуск в начале 80-х годов в СССР серии электродвигателей типа 4А (а затем новой серии асинхронных двигателей типа 5А) с улучшенными технико-экономическими показателями по срав­нению с двигателями типа АОЛ, разработка тиристорных устройств бесконтактного управления и блокировки двигателя по потребляемому току составили основу для современного параметрического ряда ЭИУ постоянного тока типа МЭО.

Перспективное направление в развитии ЭИУ постоянного тока состоит в применении низкооборотных электродвигателей с электромагнитной редукцией частоты вращения. Особенностью этих двигателей является возможность весьма высокой частоты включений — до 1200 включений в час.

На базе электродвигателей с электромагнитной редукцией в СССР осуществлялось серийное производство прямоходных ЭИУ типа МЭП. Такие ЭИУ значительно упрощают сочленение с арматурой, исключают люфт. Основная кинематическая цепь механизмов состоит из низкооборотного электродвигателя типа ДСРТ, механического тормоза автоматического действия, трехступенчатого редуктора на основе цилиндрической передачи и прямоходной приставки на основе шариковинтового преобразователя движения. Для связи с блоком сигнализации положения (типа БСПТ-10) предусмотрен дополнительный ре-цуктор. Быстрый пуск и малый выбег двигателя ДСРТ позволяют обходиться в МЭП без тормозных устройств.

ЭИУ постоянной скорости кроме ИМ содержат устройства, выполняющие дополнительные функции. Для изменения поло­жения выходного органа ИМ предусматривается устройство ручного управления. Для дистанционной пе­редачи информации о текущем значении положения РО оператору или для введения в автоматическую си­стему устанавливаются датчики положения (один или два) выходного органа ЭИУ. Для выдачи инфор­мации о положении выходного ор­гана в виде дискретного сигнала предусматриваются путевые и концевые выключатели. Иногда устанавливаются выключатели по моменту или усилию, которые выдают дискретный сигнал при достижении величины момента на выходном органе или усилия заданного уровня.

Важным устройством ЭИУ является блок усиления (управле­ния) ИМ. Реализация этих блоков может быть в виде контактной аппаратуры — электромагнитных реле и магнитных пускателей, а также в виде бесконтактных устройств — магнитных усилителей, дросселей насыщения, бесконтактных реверсивных пускателей на полупроводниковых силовых устройствах — тиристорах и симистоpax.

В настоящее время с контактным управлением выпускается еще большая часть ЭИУ постоянного тока. Причинами этого являются простота исполнения, низкая стоимость и доступность в приборостроении контактной аппаратуры. Входным сигналом контактных пускателей служит напряжение постоянного тока 24 В, 400 мА. Выпускаются реверсивные магнитные пускатели МКР-0-58, ПМРТ-69, ПМЕ, ПМА и др.

Высокоэффективные бесконтактные ЭИУ созданы на основе тиристоров и симисторов. Эти блоки по размерам, массе и стоимости приближаются к аналогичным устройствам контактного исполнения, но имеют практически неограниченный ресурс по числу включений и не требуют обслуживания в течение всего срока службы.

Рисунок 13.1 — Схемы тиристорных коммутаторов: а — тиристорно-диодная; б — симисторная

На рис.13.1 изображены схемы тиристорных коммутаторов в цепи статора асинхронного двигателя. Для тиристорного управления асинхронных двигателей в режиме непрерывных токов угол управления (за­держка по фазе управляющих импульсов относительно нуля фазы опорного напряжения, например, питающей сети) меняется от 20 до 80°, при этом управляющий импульс тиристора должен иметь достаточную крутизну и ширину не менее 60°. Источником управ­ляющих импульсов в бесконтактных коммутирующих устройствах ЭИУ являются блокинг-генераторы, возбуждаемые сигналами с выхода регулятора или разностью между ними и сигналами с блоков обратных связей ЭИУ.

Промышленностью СССР выпускались бесконтактные реверсивные пускатели типа ПБР (ПБР-2-3 и ПБР-2М) для управления двигателями ДАУ, ДСР в составе ЭИУ типа МЭО; ПБР-ЗА для управ­ления двигателями типов АОЛ, 4А мощностью 120, 180 и 370 Вт. Управление этими пускателями может осуществляться как ключа­ми регуляторов и устройств дистанционного управления, так и от регуляторов с выходным сигналом в виде постоянного напряжения [двухполупериодное выпрямленное напряжение со средним значе­нием (24±6) В]. Коммутация силовых цепей управления электро­двигателями производится бесконтактными ключами, выполненными на основе симисторов.