logo
vanchakov_n_b_derenchuk_a_s_zarubin_v_n_zorin_v_v_sergeev_v

§ 3. Общие правовые и организационные основы применения оперативной техники в орд

Применение оперативной техники осуществляется при строгом соблюдении требований закона. Совокупность правовых норм (законов, указов президента, постановлений правительства), регламентирующих использование оперативной техники, составляет правовую основуее применения.

Основной законодательной базой правового регулирования применения оперативной техники является статья 6 Федерального Закона "Об оперативно-розыскной деятельности" (от 12.08.95г.), которая разрешает в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий использование информационных систем, видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, а также других технических и иных средств, не наносящих ущерба жизни и здоровью людей и не приносящих вред окружающей среде.

При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия:

1. Опрос граждан.

2. Наведение справок.

3. Сбор образцов для сравнительного исследования.

4. Проверочная закупка.

5. Исследование предметов и документов.

6. Наблюдение.

7. Отождествление личности.

8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.

10. Прослушивание телефонных переговоров.

11. Снятие информации с технических каналов связи.

12. Оперативное внедрение.

13. Контролируемая поставка.

14. Оперативный эксперимент.

В статье 7 Закона "Об оперативно-розыскной деятельности" перечислены основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий:

1. Наличие возбужденного уголовного дела.

2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения:

- о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

- о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;

- о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

- о лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

3. Поручения следователя, органа дознания, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.

4. Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность по основаниям, указанным в Законе об ОРД.

5. Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

6. Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Составной частью оперативно-розыскной деятельности являются оперативно-технические мероприятия.

Под оперативно-техническими мероприятиямипонимаются оперативно-розыскные, контрразведывательные или разведывательные мероприятия, проводимые негласно оперативно-техническими и оперативно-поисковыми подразделениями с использованием специальной и другой техники, материалов и веществ, не наносящих ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющих вреда окружающей среде.

К оперативно-техническим мероприятиям относятся:

1. Наблюдение с использованием специальных технических средств (аудио- и видеозапись, кино- и фотосъемка и др.), материалов и веществ.

2. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

3. Исследование предметов и документов.

4. Прослушивание телефонных переговоров.

5. Снятие информации с технических каналов связи (телексных, факсимильных, селекторных, каналов радиосвязи, сотовой связи, пейджерных сообщений, радиорелейных каналов, линий абонентского телеграфирования, а также каналов передачи данных, электронной почты, сети Интернет и т.п.).

6. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.

7. Опрос граждан с использованием специальных технических средств.

Проведение оперативно-технических мероприятий, связанных с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений граждан, в интересах органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, возлагается на органы федеральной службы безопасности.

Оперативно-технические мероприятия, связанные с подключением к станционной аппаратуре организаций (предприятий, учреждений) независимо от форм собственности, физических лиц, предоставляющих услуги связи, в интересах органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, проводятся с использованием оперативно-технических средств органов федеральной службы безопасности. При отсутствии у органов федеральной службы безопасности на объектах связи необходимых оперативно-технических возможностей указанные мероприятия проводятся органами внутренних дел Российской Федерации.

Проведение мероприятий, которые ограничивают конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения по мотивированным постановлениям руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и лишь при наличии следующей информации:

1. О признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно.

2. О лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно.

3. О событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированных постановлений руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение мероприятий с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 24 часов. При этом, в течение 48 часов с момента начала проведения мероприятий, органы, их осуществляющие, обязаны получить судебные решения на их проведение либо прекратить их проведение.

Срок действия вынесенного судьей постановления исчисляется в сутках с момента (даты) его вынесения и не может превышать шести месяцев, если иное не указано в самом постановлении. Течение срока действия постановления прерываться не может. При необходимости продления сроков проведения мероприятий органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, предоставляются новые постановления, на основании которых выносятся новые судебные решения (статья 9 Закона об ОРД).

В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов с момента утверждения постановления.

В Уголовном кодексе Российской Федерации предусмотрено привлечение к уголовной ответственности за преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина (Глава 19 УК РФ), в частности:

ст.137 - нарушение неприкосновенности частной жизни;

ст.138 - нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений;

ст.139 - нарушение неприкосновенности жилища;

ст.140 - отказ в предоставлении гражданину информации.

Порядок проведения и оперативного обеспеченияконкретных видов мероприятий определяется межведомственными и ведомственными нормативными правовыми актами. Эти акты определяют процесс использования конкретных видов техники по различным направлениям оперативно-розыскной деятельности.

Деятельность оперативно-технических подразделений органов внутренних дел строится на основании: Указа Президента РФ от 1.09.95 г. № 891 “Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств”; Решения коллегии Министерства внутренних дел РФ от 30.08.95 г. “О деятельности оперативно-технических подразделений органов внутренних дел, мерах по их укреплению и повышению результативности в борьбе с преступностью”, объявленного приказом МВД РФ № 041 от 11.09.95 г.; совместного приказа Федеральной службы безопасности, Министерства внутренних дел, Службы внешней разведки, Федеральной службы охраны, Службы безопасности Президента, Федеральной пограничной службы, Федеральной службы налоговой полиции, Государственного таможенного комитета Российской Федерации № 281дсп /306дсп /30дсп /215дсп /66дсп /390дсп /191дсп /374дсп от 19.06.96 г. “Об утверждении Инструкции об основах организации и тактики проведения оперативно-технических мероприятий”.

При осуществлении оперативно-розыскной деятельности применяются технические средства секретного и несекретного характера. Оперативно-технические и оперативно-поисковые подразделения организуют и проводят мероприятия в пределах своей компетенции самостоятельно в полном объеме или частично, во взаимодействии между собой, а также при содействии юридических и физических лиц с соблюдением конспирации.

В соответствии с федеральным законодательством составляют государственную тайнуи могут быть рассекречены только на основании постановлений соответствующих руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, следующие сведения:

- об используемых или использованных при проведении мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и их результатах;

- о лицах, внедренных в организованные преступные группы;

- о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

- о лицах, оказывающих содействие на конфиденциальной основе.

Материалы полученные в результате применения оперативной техники могут быть использованы в гласной правоприменительной деятельности только в том случае, если они рассекречены.

Органу дознания, следователю, прокурору или в суд представляются те результаты ОРД, которые могут использоваться:

- в качестве повода и основания для возбуждения уголовного дела;

- для подготовки и осуществления следственных и судебных действий;

- в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.

Использование в этом качестве результатов применения секретных технических средств или методов допускается только при легендировании обстоятельств и зашифровке каналов их получения.

Применение материалов полученных негласными сотрудниками с помощью технических средств допускается только при условии тщательной зашифровки участия последних в их получении.

В каждом конкретном случае возможность представления результатов ОРД, содержащих сведения об организации и тактике проведения ОТМ, используемых технических средствах, штатных негласных сотрудниках оперативно-технических и оперативно-поисковых подразделений, должна в обязательном порядке согласовываться с исполнителями соответствующих мероприятий.

Орган, представивший результаты ОРД, использование которых в уголовном процессе сопряжено с возможностью возникновения реальной угрозы для безопасности участников оперативно-розыскной деятельности, обязан предусмотреть конкретные меры по их защите. При необходимости эти меры согласовываются с органом дознания, следователем или судом, которым представляются результаты ОРД.

Результаты ОРД не представляются:

- если невозможно обеспечить безопасность субъектов (участников) оперативно-розыскной деятельности в связи с представлением и использованием данных результатов в уголовном процессе;

- если их использование в уголовном процессе создает реальную возможность расшифровки (разглашения) сведений об используемых или использованных при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности, о лицах внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий, отнесенных законом к государственной тайне (кроме случаев, когда указанные сведения предаются гласности в порядке, установленным Федеральным законом “Об оперативно-розыскной деятельности”)1.

Контроль за организацией и использованием оперативной техники в оперативных аппаратах возлагается на их руководителей.

В соответствии с вышеизложенным, субъектами применения оперативной техники являются:

- оперуполномоченные оперативных подразделений ОВД;

- привлекаемые сотрудники других подразделений ОВД;

- негласные сотрудники (агенты);

- представители общественности.

Результаты негласного получения информации с помощью технических средств оформляются:

- при проведении лично сотрудником оперативного подразделения - справкой или рапортом;

- с использованием штатных негласных сотрудников оперативно-технических подразделений или оперативных подразделений радиоэлектронной безопасности ОВД - сводками, справками и иными установленными документами;

- при участии конфиденциальных сотрудников - агентурными и иными сообщениями;

- при участии представителей общественности - актом.

С материалов, полученных в результате применения оперативной техники, установленным порядком могут изготавливаться копии для передачи в оперативные аппараты органов внутренних дел или других субъектов ОВД.

Требованиями нормативных актов запрещается знакомить с материалами о применении оперативной техники лиц, не допущенных к агентурно-оперативной работе.