3.1.2 Повреждения и отказы. Классификация отказов. Свойства тс
Важными понятиями в теории надежности и практике эксплуатации ТС являются повреждения и отказы.
Повреждением называется событие, заключающееся в нарушении исправности ТС или ее составных частей из-за влияния внешних условий, превышающих уровни, установленные НТД.
Отказ – это случайное событие, заключающееся в нарушении работоспособности ТС под влиянием ряда случайных факторов.
Повреждение может быть существенным и явиться причиной отказа и несущественным, при котором работоспособность ТС сохраняется.
Применительно к отказу и повреждению рассматривают критерий, причину, признаки проявления, характер и последствия.
Работоспособное состояние ТС определяются множеством заданных параметров и допусками на них – допустимыми пределами их изменения.
Критерием отказа являются признаки выхода хотя бы одного заданного параметра за установленный допуск. Критерии отказа должны указываться в НТД на объект.
Причинами отказа могут быть просчеты, допущенные при конструировании, дефекты производства, нарушения правил и норм эксплуатации, повреждения, а также естественные процессы изнашивания и старения.
Признаки отказа или повреждения проявляют непосредственные или косвенные воздействия на органы чувств наблюдателя (оператора) явлений, характерных для неработоспособного состояния объекта, или процессов с ними связанных.
Характер отказа или повреждения определяют конкретные изменения, происшедшие в объекте.
К последствиям отказа или повреждения относятся явления и события, возникшие после отказа или повреждения и в непосредственной причинной связи с ним.
Отказы объектов ТС могут быть разных видов и классифицируются по различным признакам (табл. 2).
Таблица 2 Классификация отказов ТС
Различают отказы функционирования, при которых выполнение своих функций рассматриваемым элементом или объектом прекращается (например, поломка зубьев шестерни), и отказы параметрические, при которых некоторые параметры объекта изменяются в недопустимых пределах (например, потеря точности станка).
Причины отказов подразделяют на случайные и систематические.
Случайные причины — это предусмотренные перегрузки, дефекты материала и погрешности изготовления, не обнаруженные контролем, ошибки обслуживающего персонала или сбои системы управления. Примеры: твердые включения в обрабатываемую среду, крупные неровности дороги, наезды на препятствия, недопустимые отклонения размеров заготовок или их неправильный зажим, раковины, закалочные трещины. Случайные факторы преимущественно вызывают отказы при действиях в неблагоприятных сочетаниях.
Систематические причины — это закономерные явления, вызывающие постепенное накопление повреждений: влияние среды, времени, температуры, облучения, коррозия, старение, нагрузки и работа трения — усталость, ползучесть, износ, функциональные воздействия, засорения, залипания, утечки.
В соответствии с этими причинами и характером развития и проявления различают отказы внезапные (поломки от перегрузок, заедания), постепенные по развитию и внезапные по проявлению (усталостные разрушения, перегорания ламп, короткие замыкания из-за старения изоляции) и постепенные (износ, старение, коррозия, залипание). Внезапные отказы вследствие своей неожиданности более опасны, чем постепенные. Постепенные отказы представляют собой выходы параметров за границы допуска в процессе эксплуатации или хранения.
По причинам возникновения отказы можно также разделить на конструкционные, вызванные недостатками конструкции, технологические, вызванные несовершенством или нарушением технологии, и эксплуатационные, вызванные неправильной эксплуатацией.
Отказы в соответствии со своей физической природой бывают связаны с разрушением деталей или их поверхностей (поломки, выкрашивание, износ, коррозия, старение) или не связаны с разрушением (засорение каналов подачи топлива, смазки или подачи рабочей жидкости в гидроприводах, ослабление электроконтактов). В соответствии с этим отказы устраняют: заменой деталей, регулированием или очисткой.
По своим последствиям отказы могут быть легкими — легкоустранимыми, средними, не вызывающими разрушений других узлов, и тяжелыми, вызывающими тяжелые вторичные разрушения, а иногда и человеческие жертвы.
По возможности дальнейшего использования изделия отказы бывают полные, исключающие возможность работы изделия до их устранения, и частичные, при которых изделие может частично использоваться, например, с неполной мощностью или на пониженной скорости.
По сложности устранения различают отказы, устранимые в порядке технического обслуживания, в порядке среднего или капитального ремонта и по месту устранения — отказы, устранимые в эксплуатационных и стационарных условиях, что особенно существенно для транспортных машин, в частности для автомобилей. Встречаются также самоустраняющиеся отказы, например, в системах автоматической подачи заготовок на станках.
По времени возникновения отказы можно подразделить на приработочные, возникающие в первый период эксплуатации, связанные с попаданием на сборку дефектных элементов; при нормальной эксплуатации (за период до появления износных отказов); износовые, вызванные старением.
Одним из методов повышения надежности, широко используемым при проектировании ТС, является резервирование – метод повышения надежности за счет введения избыточности. Под избыточностью понимают дополнительные средства и возможности сверх минимально необходимых для выполнения ТС заданных функций.
Рассмотрим свойства ТС (в аспекте надежности ТС).
Безотказность (или надежность в узком смысле слова) — свойство непрерывно сохранять работоспособность в течение заданного времени или наработки.
Долговечность — свойство изделия длительно сохранять работоспособность до предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта. Предельное состояние изделия характеризуется невозможностью его дальнейшей эксплуатации, снижением эффективности или безопасности. Для невосстанавливаемых изделий понятия долговечности и безотказности практически совпадают.
Ремонтопригодность — приспособленность изделия к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов, повреждений и поддержанию и восстановлению работоспособности путем технического обслуживания и ремонта. С усложнением систем все труднее становится находить причины отказов и отказавшие элементы (может занимать более 50% общего времени восстановления работоспособности).
Сохраняемость — свойство объекта сохранять значение показателей безотказности, долговечности, ремонтопригодности после хранения и транспортирования. Практическая роль этого свойства особенно велика для приборов. Так, по американским источникам во время Второй мировой войны около 50 % радиоэлектронного оборудования для военных нужд и запасных частей к нему вышло из строя в процессе хранения.
- Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины. Основная литература
- Дополнительная литература
- Курс лекций по дисциплине «Технические средства предприятий сервиса»
- Раздел 1
- 1.1 Понятия информационного сервиса, информационной услуги. Основные виды информационных услуг.
- 1.2 Основные бизнес-направления предприятий сервиса. Технические средства, применяемые на предприятиях информационного сервиса
- 9) Проектирование скс;
- 10) Строительство, монтаж и сервисное обслуживание скс;
- 12) Обслуживание парка tv-оборудования, а также систем: Охранного tv; Охранно-Пожарных систем; Контроля и управления доступом; Электропитания.
- 13) Интернет-провайдеры,
- 1.3 Общая характеристика технических средств информационных технологий
- Раздел 2
- 2.1 Унификация и стандартизация технических средств предприятий сервиса
- 2.1.1 Унификация конструкций изделий
- 2.1.2 Стандартизация компьютерной техники
- 2.1.3 Унификация встраиваемых компьютеров
- 2.3 Общее измерительное оборудование предприятий сервиса
- 2.3.1 Измерение электрических параметров. Оценка погрешностей измерений
- Основные функциональные устройства измерительной цепи
- 2.3.2 Аналоговые и цифровые средства измерений. Приборы для измерения электрических параметров
- 2.3.3 Цифровые мультиметры
- 2.3.4 Осциллографы
- 2.3.5 Приборы для измерения температуры. Датчики температур
- Термометры сопротивления
- Термисторы
- Волоконно-оптические датчики температуры
- Кварцевые датчики температуры
- Интегральные датчики температуры (ic temperature sensors)
- Радиационные термометры
- Два основных метода пирометрии
- Спектр электромагнитного излучения
- Монохроматические яркостные пирометры
- Оптическое разрешение
- Излучательная способность (коэффициент излучения)
- Классификация тепловизоров и получение ими изображения
- 2.4 Паяльное оборудование предприятий сервиса
- 2.5 Источники питания, применяемые на предприятиях сервиса
- 2.5.1. Источники питания: общие сведения
- Блок питания пк
- Основные характеристики блоков питания пк Расположение блока питания
- Мощность блока питания
- Внутреннее устройство блока питания
- Качество блока питания
- 2.8 Технические средства тестирования кабельных систем Тестирование кабеля
- Определение исправности
- Измерение характеристик
- Сертификация линии связи
- Кабельный анализатор Fluke Networks dtx-1800
- 2.9 Оборудование и технические средства, необходимые для построения и эксплуатации волс
- Преимущества волс
- Технические средства для монтажа, эксплуатации и ремонта волоконно-оптических линий связи
- Муфты оптические Муфты оптические городские типа мог-м
- Магистральные муфты типа мток с встроенными контактными элементами для сращивания и изолирования брони кабеля
- Классификация магистральных муфт типа мток
- Универсальные оптические муфты типа мток
- Соединительные изделия и кабельные сборки
- Оптические вилки и полувилки
- Оптические кроссы
- Шкафы и стойки телекоммуникационные
- Измерительно-монтажная техника и инструмент для волс
- Сварка оптоволокна
- Установка волокон в сварочный аппарат
- Оптические рефлектометры. Основные характеристики и принципы работы.
- Определение потерь в оптическом волокне
- Другие виды тестирования волокна
- Оптический рефлектометр
- 1.5. Способы применения оптических рефлектометров
- Принцип работы оптического рефлектометра
- Релеевское рассеяние
- Френелевское отражение
- Сопоставление уровня обратного рассеяния с потерями при передаче
- Блок-схема оптического рефлектометра
- Лазерный источник света
- Разветвитель
- Блок оптического измерителя
- Блок контроллера
- Блок дисплея
- 1. Динамический диапазон
- 2. Мертвая зона
- 3. Разрешающая способность
- 4. Точность измерения потерь
- 5. Точность измерения расстояния
- 6. Показатель преломления
- 7. Длина волны
- 8. Тип разъема
- 9. Подключение внешних устройств
- Раздел 3
- 3.1 Надежность технических средств, машин и оборудования сервиса
- 3.1.1 Основные характеристики тс. Понятие надежности тс
- 3.1.2 Повреждения и отказы. Классификация отказов. Свойства тс
- 3.1.3 Этапы анализа и показатели надежности тс
- 3.2 Автоматизация технологических процессов. Анализ и синтез механизмов.
- 3.3 Системы контроля и управления доступом Определение скд
- Принцип работы системы контроля доступа
- Организация скуд
- 3.4 Системы видеонаблюдения
- 3.4.1 Системы безопасности cctv
- Системы безопасности cctv: видеть все, знать все
- Соединение в систему
- Организация ip сетей
- Пользовательские требования
- Новые горизонты
- 3.4.2 Цифровые технологии в cctv
- Традиционные системы видеонаблюдения
- Возможности современных ксвн
- Реалии жизни
- Специализированное по