5.3.2. Среднеорбитальные системы спутниковой связи
К среднеорбитальным спутникам связи МЕО относятся КА с высотой орбиты 5-15 тыс. км. В среднеорбитальной группировке может находиться до 12 спутников, масса которых составляет до 1000 кг. При таких орбитах время видимости одного СР доходит до нескольких часов, что позволяет уменьшить количество спутников до 10-12 и, кроме того, увеличить углы, под которыми их «наблюдают» AT. Из проектов МЕО-систем наиболее известны Inmarsat, ICO и Odyssey, созданные различными международными организациями и концернами.
Кроме космического и пользовательского сегментов (ОГ спутников и AT), архитектура МЕО-систем включает комплексы радиочастотного, линейного, коммутационного оборудования ШС, предназначенных для соединения мобильных или неподвижных абонентов спутниковых систем с абонентами ТфОП и других наземных сетей и служб, в том числе сотовых систем радиосвязи [10, 32].
Система Inmarsat - первая глобальная спутниковая система подвижной связи Inmar-sat-A была введена в эксплуатацию в 1982 г. организацией Inmarsat (International Maritime Satellite Telecommunications Organization) морской спутниковой связи. Россия является полноправным членом этой международной организации. Первоначальное предназначение системы заключалось в обеспечении надежной связью морских судов, находящихся в плавании. Позднее ее стали использовать также сухопутные и воздушные службы.
Inmarsat предоставляет на коммерческой основе услуги глобальной радиотелефонной, телексной, факсимильной связи, обмена данными и персонального радиовызова.
В июле 1993 г. Inmarsat решила строить систему связи с использованием МЕО и GEO орбитальных группировок. Решение было основано на результатах фундаментальных исследований различных технико-экономических факторов. В 1994 г. было принято решение положить в основу системы связи концепцию МЕО и провести дальнейшие исследования с целью разработки перспективной системы Inmarsat-P. В настоящее время система Inmarsat-P включает в себя 5 постоянно действующих СР, размещенных на геостационарной орбите, что позволяет полностью обслуживать акватории Атлантического, Тихого и Индийского океанов. Проектируемая ОГ системы Inmarsat-P будет состоять из 10 КА, размещенных на двух средневысотных орбитах (10300 км).
В настоящее время действуют 5 систем связи, использующих геостационарные КА для обеспечения коммерческого обслуживания морских и сухопутных подвижных объектов: In-marsat-A, Inmarsat-B, Inmarsat-C, Inmarsat-M и Inmarsat-D. Проектируемая система Inmarsat-P будет полностью интегрирована в наземные сотовые системы, что значительно повысит гибкость использования космического сегмента.
Система Inmarsat-A работает как глобальная система с 1982 г. В настоящее время система обеспечивает свыше 17 тыс. судовых станций телефонной, телексной и факсимильной связью, а также осуществляет высокоскоростную ПД. Терминалы Inmarsat-A используются на малоподвижных объектах (судах и коммерческих самолетах), а также на стационарных объектах, находящихся вне зон действия наземных служб ПД.
Система Inmarsat-C введена в коммерческую эксплуатацию в 1991 г. Она обеспечивает ПД и телексных сообщений с промежуточным накоплением - SF (Store an Forward) -посредством очень небольших и легких терминалов. В настоящее время работает около 10 тыс. терминалов Inmarsat-C, установленных на различных подвижных объектах. Система Inmarsat-C считается важным средством для удовлетворения требований «Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности» (ГМССБ).
Система Inmarsat-M введена в коммерческую эксплуатацию в 1993 г. и, кроме двухсторонней цифровой телефонной связи, обеспечивает передачу данных и телексной информации посредством дешевых и легких терминалов (скорость 2,4 кбит/с). Система Inmarsat-M обеспечивает также интерфейс для обмена данными в СКП и ЭП. В настоящее время на различных подвижных объектах действует свыше 1000 терминалов Inmarsat-M. В системе используется современная цифровая технология, что позволяет повысить эффективность использования выделенного диапазона частот и бортовых передатчиков. Терминал Inmarsat-M в портативном исполнении размещается в кейсе, дополнительно может включать портативный ПК или малогабаритный принтер. Терминал Inmarsat-M (mini) - цифровой телефон весом до 700 г, который по своему виду напоминает малогабаритную PC.
Система Inmarsat-B введена в эксплуатацию в 1994-1995 гг. и предназначена для замены системы Inmarsat-A. Она предоставляет аналогичные услуги, но по более низким тарифам, что достигается благодаря более эффективному использованию СР. На начало 1994 г. в эксплуатацию было введено 11 береговых станций Inmarsat-B, осуществляющих интерфейс с ТфОП. Их количество быстро увеличивается: серийное производство освоено многими фирмами различных стран мира.
Система Inmarsat-D - односторонняя служба передачи сообщений мобильным пользователям от абонентов наземных СОП - является расширением пейджинговых сетей. Предлагается несколько вариантов пейджеров: пейджер с документированным выводом информации на принтер; два пейджера, встраиваемые в кейс с разнесением по его длине, для повышения качества приема при движении и для защиты от блокирования телом пользователя; пейджер, объединенный с терминалом Inmarsat-M (mini) типа Laptop; пейджер для автомобиля с подключением к всенаправленной антенне; стационарный пейджер для коллективного пользования.
Система Inmarsat-P (ICO). Международный проект XXI в., который опирается на сотрудничество и исследования всех участников организации Inmarsat, а также экспертов космической промышленности и компаний-изготовителей оборудования связи. Концепция проекта воплощает стратегию организации Inmarsat по ускоренному внедрению целого семейства персональных терминалов для спутниковых служб связи.
Система Inmarsat-P разрабатывается, прежде всего, как служба, наиболее широкое распространение в которой получат спутниковые телефоны. Она будет также способна интегрироваться в национальные ССЦС: GSM u D-AMPS.
Система Odyssey разработана фирмами TRW и Teleglobe Inc., которые включили в космическую группировку 12 СР, размещенных на трех круговых орбитах. Высота орбит составляет 10,4 тыс. км. Для обеспечения глобального обзора Земли спутники располагаются в трех плоскостях с наклонением 55°. На каждой орбите находится по 4 спутника, что позволяет обеспечить одновременную видимость с территории наиболее важных регионов земной поверхности сразу двух КА. Возможность наблюдать одновременно два спутника позволяет наземным терминалам работать с высоким углом места (более 45°) практически в любой точке Земли. Это значительно повышает надежность радиосвязи, поскольку высотные здания и другие преграды практически не будут влиять на распространение сигналов.
В системе применяются широкополосные сигналы и метод многостанционного доступа с кодовым разделением каналов. Протокол передачи информации полностью совместим с протоколами сотовых РСС.
При проектировании системы Odyssey учитывались основные требования потенциальных пользователей персональных терминалов по обеспечению: дуплексной телефонной связи с применением высококачественного кодирования речи; прямого доступа к системе из любой точки Земли; совместимости с наземными сотовыми системами (поддержка двух режимов работы наземных терминалов); услуг пейджинговой связи с буквенно-цифровой передачей данных.
Для обеспечения связи МА с абонентами наземной ТфОП, как и в других системах МЕО, используются ШС. Каждая такая станция имеет в своем составе четыре следящие антенны диаметром 3,3 м, которые могут быть удалены от основного оборудования на 30 км. Три антенны используются для оперативной связи со спутниками, а четвертая - для передачи на спутники служебной информации. Поскольку в системе Odyssey не используется межспутниковая связь, то зона, обслуживаемая каждым спутником, жестко привязана к определенным регионам земной поверхности. Это обеспечивается тем, что антенны спутника формируют 10 лучей с шириной диаграммы направленности 5°, каждый из которых направлен в соответствующую зону наблюдения. Поскольку пользовательский терминал всегда находится в одной из зон наблюдения, то связь с различными абонентами осуществляется через спутник и ШС, которая обеспечивает выход в ТфОП.
Система ELLIPSO разработана корпорацией Ellipsat Corp. (США) совместно с компаниями Израиля, Канады, Мексики и Австралии. Предназначена для развития телекоммуникационных служб в интересах пользователей, которые плохо обеспечены существующими средствами мобильной и стационарной телефонной связи. Для этого с 1995 г. создается космический сегмент, состоящий из СР, расположенных на средневысотных эллиптических орбитах (высотой 8 тыс. км), и наземные средства прямого доступа абонентов к системе.
Система Ellipse является уникальной в смысле разделения почти глобальной зоны обслуживания на две субзоны: северную и южную. При условном разделении земной поверхности разработчики учитывали, что в северном полушарии (выше 40° с.ш.) плотность населения гораздо выше, чем в южном. Указанные особенности были учтены при проектировании системы, что привело к созданию двух орбитальных группировок КА.
Космический сегмент системы Ellipse для обеспечения глобального обзора поверхности Земли состоит из двух орбитальных группировок КА.
Первая ОГ КА (Or Borealis) (8 спутников на двух наклонных эллиптических орбитах) предназначена для обслуживания северного полушария Земли. Апогей и перигей орбит имеют соответственно высоты 7840 и 520 км, при этом время обращения спутника составляет около 3 ч. Вторая (Or Concordia) (6 спутников, расположенных на круговой экваториальной орбите высотой около 8 тыс. км) обслуживает, главным образом, южное полушарие Земли.
В дальнейшем предполагается довести число спутников для обслуживания северного полушария до 12. Они будут находиться на двух эллиптических орбитах. Вывод трех дополнительных спутников позволит реализовать весь объем услуг связи в северном и, частично, в южном полушариях. При размещении 6-ти спутников на экваториальной орбите обеспечивается непрерывная связь в тропической зоне обоих полушарий. Увеличение количества спутников до 9-ти позволит реализовать двукратное покрытие региона между 40° ю.ш. и 40° с.ш.
Спутники системы обладают сравнительно малым весом (688-730 кг). Антенна спутника формирует 8 лучей, которые для связи с абонентами работают в L- и S-диапазонах.
Система Ellipse предназначена не только для предоставления услуг МПС, но и для передачи телефаксов, пейджинговой связи и ЭП. При необходимости система может предоставлять услуги по определению местоположения объектов.
Для этого применяются псевдослучайные последовательности, которые формируют ШПС в L- и S-диапазонах. Кроме известных преимуществ использования ШПС, в системе Ellipse имеется возможность изменения поляризации сигналов в различных лучах бортовой антенны, что значительно увеличивает число каналов связи. Параметры ШПС выбраны близкими к рекомендованным для стандартов наземных сотовых сетей с кодовым разделением. Такой подход потребует минимальных затрат при доработке AT для их использования в ССРС.
Связь со СР будет осуществляться через ШС и AT, которые могут работать в двух режимах. В первом - осуществляется связь со СР, а во втором - работа в наземных сотовых системах связи.
- Глава I общие сведения о сетях подвижной связи
- 1.1. Назначение сетей подвижной связи
- 1.2. Сети сотовой подвижной связи
- 1.3. Сети транкинговой связи
- 1.4. Сети персонального радиовызова
- 1.5. Сети мобильной спутниковой связи
- Глава 2 сети сотовой подвижной связи
- 2.1. История развития сотовых сетей
- 2.1.1. Основные даты
- 2.1.2. Поколения сотовой связи
- 2.2. Элементы сетей сотовой связи
- 2.2.1. Функциональная схема
- 2.2.2. Подвижная станция
- 2.2.3. Базовая станция
- 2.2.4. Центр коммутации
- 2.2.5. Интерфейсы сотовой связи
- 2.3. Основные стандарты сотовой связи
- 2.3.1. Аналоговые системы сотовой связи
- 2.3.2. Цифровые системы сотовой связи
- 2.4. Организация каналов доступа
- 2.4.1. Полосы частот сотовой связи
- 2.4.2. Пути повышения емкости системы сотовой связи
- 2.4.3. Принцип повторного использования частот
- 2.4.4. Методы множественного доступа
- 2.4.5. Многолучевое распространение
- 2.5. Процесс обслуживания вызова
- 2.5.1. Алгоритмы функционирования ссс
- 2.5.2. Инициализация и установление связи
- 2.5.3. Аутентификация и идентификация
- 2.5.4. Передача обслуживания
- 2.5.5. Роуминг
- 2.6. Сигнализация в сотовых сетях
- 2.6.1. Сигнализация в сетях стандарта gsm
- 2.7. Услуги сотовой связи
- 2.7.1. Службы сотовой связи
- 2.7.2. Дополнительные услуги
- 2.7.3. Пакетная коммутация в сетях подвижной связи
- 2.11.4. Служба передачи коротких сообщений sms
- 2.11.5. Мобильный доступ к сети Интернет
- Глава 3
- 3.1. Классификация сетей транкинговой связи
- 3.2. Принципы построения транкинговых сетей
- 3.3. Услуги сетей транкинговой связи
- 3.5.3. Транкинговые сети стандарта tetra
- Глава 4
- 4.1. Принципы организации пейджинговой связи
- 4.1.1. Классификация систем пейджинговой связи
- 4.1.2. Ведомственные пейджинговые сети
- 4.1.3. Городские пейджинговые сети
- 4.1.4. Региональные сети персонального радиовызова
- 4.1.5. Федеральные сети персонального радиовызова
- 4.1.6. Спутниковые системы персонального радиовызова
- Глава 5
- 5.5.1. Классификация сетей спутниковой связи
- 5.3. Характеристика систем спутниковой связи
- 5.3.1. Низкоорбитальные системы спутниковой связи
- 5.3.2. Среднеорбитальные системы спутниковой связи
- 5.3.3. Геостационарные системы спутниковой связи