logo search
книга ПССС

5.3.2. Среднеорбитальные системы спутниковой связи

К среднеорбитальным спутникам связи МЕО относятся КА с высотой орбиты 5-15 тыс. км. В среднеорбитальной группировке может находиться до 12 спутников, масса которых со­ставляет до 1000 кг. При таких орбитах время видимости одного СР доходит до нескольких часов, что позволяет уменьшить количество спутников до 10-12 и, кроме того, увеличить уг­лы, под которыми их «наблюдают» AT. Из проектов МЕО-систем наиболее известны Inmarsat, ICO и Odyssey, созданные различными международными организациями и концернами.

Кроме космического и пользовательского сегментов (ОГ спутников и AT), архитекту­ра МЕО-систем включает комплексы радиочастотного, линейного, коммутационного обору­дования ШС, предназначенных для соединения мобильных или неподвижных абонентов спутниковых систем с абонентами ТфОП и других наземных сетей и служб, в том числе со­товых систем радиосвязи [10, 32].

Система Inmarsat - первая глобальная спутниковая система подвижной связи Inmar-sat-A была введена в эксплуатацию в 1982 г. организацией Inmarsat (International Maritime Satellite Telecommunications Organization) морской спутниковой связи. Россия является пол­ноправным членом этой международной организации. Первоначальное предназначение сис­темы заключалось в обеспечении надежной связью морских судов, находящихся в плавании. Позднее ее стали использовать также сухопутные и воздушные службы.

Inmarsat предоставляет на коммерческой основе услуги глобальной радиотелефонной, телексной, факсимильной связи, обмена данными и персонального радиовызова.

В июле 1993 г. Inmarsat решила строить систему связи с использованием МЕО и GEO орбитальных группировок. Решение было основано на результатах фундаментальных иссле­дований различных технико-экономических факторов. В 1994 г. было принято решение по­ложить в основу системы связи концепцию МЕО и провести дальнейшие исследования с це­лью разработки перспективной системы Inmarsat-P. В настоящее время система Inmarsat-P включает в себя 5 постоянно действующих СР, размещенных на геостационарной орбите, что позволяет полностью обслуживать акватории Атлантического, Тихого и Индийского океанов. Проектируемая ОГ системы Inmarsat-P будет состоять из 10 КА, размещенных на двух средневысотных орбитах (10300 км).

В настоящее время действуют 5 систем связи, использующих геостационарные КА для обеспечения коммерческого обслуживания морских и сухопутных подвижных объектов: In-marsat-A, Inmarsat-B, Inmarsat-C, Inmarsat-M и Inmarsat-D. Проектируемая система Inmarsat-P будет полностью интегрирована в наземные сотовые системы, что значительно повысит гиб­кость использования космического сегмента.

Система Inmarsat-A работает как глобальная система с 1982 г. В настоящее время система обеспечивает свыше 17 тыс. судовых станций телефонной, телексной и факсимиль­ной связью, а также осуществляет высокоскоростную ПД. Терминалы Inmarsat-A использу­ются на малоподвижных объектах (судах и коммерческих самолетах), а также на стационар­ных объектах, находящихся вне зон действия наземных служб ПД.

Система Inmarsat-C введена в коммерческую эксплуатацию в 1991 г. Она обеспечи­вает ПД и телексных сообщений с промежуточным накоплением - SF (Store an Forward) -посредством очень небольших и легких терминалов. В настоящее время работает около 10 тыс. терминалов Inmarsat-C, установленных на различных подвижных объектах. Система Inmarsat-C считается важным средством для удовлетворения требований «Глобальной мор­ской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности» (ГМССБ).

Система Inmarsat-M введена в коммерческую эксплуатацию в 1993 г. и, кроме двух­сторонней цифровой телефонной связи, обеспечивает передачу данных и телексной инфор­мации посредством дешевых и легких терминалов (скорость 2,4 кбит/с). Система Inmarsat-M обеспечивает также интерфейс для обмена данными в СКП и ЭП. В настоящее время на раз­личных подвижных объектах действует свыше 1000 терминалов Inmarsat-M. В системе ис­пользуется современная цифровая технология, что позволяет повысить эффективность ис­пользования выделенного диапазона частот и бортовых передатчиков. Терминал Inmarsat-M в портативном исполнении размещается в кейсе, дополнительно может включать портатив­ный ПК или малогабаритный принтер. Терминал Inmarsat-M (mini) - цифровой телефон ве­сом до 700 г, который по своему виду напоминает малогабаритную PC.

Система Inmarsat-B введена в эксплуатацию в 1994-1995 гг. и предназначена для за­мены системы Inmarsat-A. Она предоставляет аналогичные услуги, но по более низким тари­фам, что достигается благодаря более эффективному использованию СР. На начало 1994 г. в эксплуатацию было введено 11 береговых станций Inmarsat-B, осуществляющих интерфейс с ТфОП. Их количество быстро увеличивается: серийное производство освоено многими фир­мами различных стран мира.

Система Inmarsat-D - односторонняя служба передачи сообщений мобильным пользо­вателям от абонентов наземных СОП - является расширением пейджинговых сетей. Предлага­ется несколько вариантов пейджеров: пейджер с документированным выводом информации на принтер; два пейджера, встраиваемые в кейс с разнесением по его длине, для повышения каче­ства приема при движении и для защиты от блокирования телом пользователя; пейджер, объе­диненный с терминалом Inmarsat-M (mini) типа Laptop; пейджер для автомобиля с подключе­нием к всенаправленной антенне; стационарный пейджер для коллективного пользования.

Система Inmarsat-P (ICO). Международный проект XXI в., который опирается на сотрудничество и исследования всех участников организации Inmarsat, а также экспертов космической промышленности и компаний-изготовителей оборудования связи. Концепция проекта воплощает стратегию организации Inmarsat по ускоренному внедрению целого се­мейства персональных терминалов для спутниковых служб связи.

Система Inmarsat-P разрабатывается, прежде всего, как служба, наиболее широкое распространение в которой получат спутниковые телефоны. Она будет также способна ин­тегрироваться в национальные ССЦС: GSM u D-AMPS.

Система Odyssey разработана фирмами TRW и Teleglobe Inc., которые включили в космическую группировку 12 СР, размещенных на трех круговых орбитах. Высота орбит составляет 10,4 тыс. км. Для обеспечения глобального обзора Земли спутники располагаются в трех плоскостях с наклонением 55°. На каждой орбите находится по 4 спутника, что позво­ляет обеспечить одновременную видимость с территории наиболее важных регионов земной поверхности сразу двух КА. Возможность наблюдать одновременно два спутника позволяет наземным терминалам работать с высоким углом места (более 45°) практически в любой точ­ке Земли. Это значительно повышает надежность радиосвязи, поскольку высотные здания и другие преграды практически не будут влиять на распространение сигналов.

В системе применяются широкополосные сигналы и метод многостанционного досту­па с кодовым разделением каналов. Протокол передачи информации полностью совместим с протоколами сотовых РСС.

При проектировании системы Odyssey учитывались основные требования потенциаль­ных пользователей персональных терминалов по обеспечению: дуплексной телефонной свя­зи с применением высококачественного кодирования речи; прямого доступа к системе из любой точки Земли; совместимости с наземными сотовыми системами (поддержка двух ре­жимов работы наземных терминалов); услуг пейджинговой связи с буквенно-цифровой передачей данных.

Для обеспечения связи МА с абонентами наземной ТфОП, как и в других системах МЕО, используются ШС. Каждая такая станция имеет в своем составе четыре следящие ан­тенны диаметром 3,3 м, которые могут быть удалены от основного оборудования на 30 км. Три антенны используются для оперативной связи со спутниками, а четвертая - для передачи на спутники служебной информации. Поскольку в системе Odyssey не используется меж­спутниковая связь, то зона, обслуживаемая каждым спутником, жестко привязана к опреде­ленным регионам земной поверхности. Это обеспечивается тем, что антенны спутника фор­мируют 10 лучей с шириной диаграммы направленности 5°, каждый из которых направлен в соответствующую зону наблюдения. Поскольку пользовательский терминал всегда находит­ся в одной из зон наблюдения, то связь с различными абонентами осуществляется через спутник и ШС, которая обеспечивает выход в ТфОП.

Система ELLIPSO разработана корпорацией Ellipsat Corp. (США) совместно с ком­паниями Израиля, Канады, Мексики и Австралии. Предназначена для развития телекомму­никационных служб в интересах пользователей, которые плохо обеспечены существующими средствами мобильной и стационарной телефонной связи. Для этого с 1995 г. создается кос­мический сегмент, состоящий из СР, расположенных на средневысотных эллиптических ор­битах (высотой 8 тыс. км), и наземные средства прямого доступа абонентов к системе.

Система Ellipse является уникальной в смысле разделения почти глобальной зоны об­служивания на две субзоны: северную и южную. При условном разделении земной поверх­ности разработчики учитывали, что в северном полушарии (выше 40° с.ш.) плотность насе­ления гораздо выше, чем в южном. Указанные особенности были учтены при проектирова­нии системы, что привело к созданию двух орбитальных группировок КА.

Космический сегмент системы Ellipse для обеспечения глобального обзора поверхно­сти Земли состоит из двух орбитальных группировок КА.

Первая ОГ КА (Or Borealis) (8 спутников на двух наклонных эллиптических орбитах) предназначена для обслуживания северного полушария Земли. Апогей и перигей орбит име­ют соответственно высоты 7840 и 520 км, при этом время обращения спутника составляет около 3 ч. Вторая (Or Concordia) (6 спутников, расположенных на круговой экваториальной орбите высотой около 8 тыс. км) обслуживает, главным образом, южное полушарие Земли.

В дальнейшем предполагается довести число спутников для обслуживания северного полушария до 12. Они будут находиться на двух эллиптических орбитах. Вывод трех допол­нительных спутников позволит реализовать весь объем услуг связи в северном и, частично, в южном полушариях. При размещении 6-ти спутников на экваториальной орбите обеспечива­ется непрерывная связь в тропической зоне обоих полушарий. Увеличение количества спут­ников до 9-ти позволит реализовать двукратное покрытие региона между 40° ю.ш. и 40° с.ш.

Спутники системы обладают сравнительно малым весом (688-730 кг). Антенна спут­ника формирует 8 лучей, которые для связи с абонентами работают в L- и S-диапазонах.

Система Ellipse предназначена не только для предоставления услуг МПС, но и для пе­редачи телефаксов, пейджинговой связи и ЭП. При необходимости система может предос­тавлять услуги по определению местоположения объектов.

Для этого применяются псевдослучайные последовательности, которые формируют ШПС в L- и S-диапазонах. Кроме известных преимуществ использования ШПС, в системе Ellipse имеется возможность изменения поляризации сигналов в различных лучах бортовой антенны, что значительно увеличивает число каналов связи. Параметры ШПС выбраны близ­кими к рекомендованным для стандартов наземных сотовых сетей с кодовым разделением. Та­кой подход потребует минимальных затрат при доработке AT для их использования в ССРС.

Связь со СР будет осуществляться через ШС и AT, которые могут работать в двух ре­жимах. В первом - осуществляется связь со СР, а во втором - работа в наземных сотовых системах связи.