11.1. Введение
Рынок подвижной радиосвязи переживает во всем мире стремительное развитие. До 1995 года только в Европе рынок подвижной радиосвязи охватывал около 15 млн. абонентов с ежегодным оборотом более 8 млрд. долларов. Глобальной стратегией развития подвижной радиосвязи является разработка и внедрение единых международных стандартов и создание на их основе международных и глобальных сетей общего пользования. В настоящее время доминирующее положение на рынке подвижной радиосвязи занимают:
- профессиональные (частные) системы подвижной радиосвязи (PMR, PAMR);
- системы персонального радиовызова (Paging Systems);
- системы сотовой подвижной радиосвязи (Cellular Radio Systems);
- системы беспроводных телефонов (Cordless Telephony).
Профессиональные системы подвижной радиосвязи создавались и развивались в России в интересах обеспечения служебной деятельности государственных структур, правоохранительных органов, промышленных групп и других организаций. В течение ряда лет в России были разработаны и использовались комплексы оборудования радиосвязи "Лен", "Колос", "Гранит", "Вилия" и другие. В последние годы развитие профессиональных систем подвижной радиосвязи было направлено на расширение их функциональных возможностей, видов услуг, улучшение качественных характеристик и конфиденциальности связи. Были разработаны комплексы оборудования аналоговой симплексной и дуплексной радиосвязи "Маяк", "Сапфир", "Сигнал", "Заря", "Роса". Были созданы первые цифровые и цифро-аналоговые радиостанции с автоматическим поиском свободного канала связи, цифровой маскировкой или шифрованием передаваемых сообщений "Альфа", "Риф" и другие. Общие тенденции развития отечественных профессиональных систем подвижной радиосвязи отвечали современному мировому уровню развития подвижной связи, однако они разрабатывались в соответствии со стандартами России и не были ориентированы на западные стандарты, где уже наметилась тенденция международной стандартизации и унификации оборудования профессиональной подвижной радиосвязи (PMR и PAMR). В результате большинство производителей подвижной радиосвязи PMR и PAMR обеспечивают совместимость оборудования при работе в составе систем связи, построенных на единых стандартах. Общий рынок систем и оборудования PMR и PAMR позволил разработать унифицированную элементную базу, массовый выпуск которой обеспечил ее высокую надежность и значительное снижение цен на эту продукцию. В результате ежегодный рост количества абонентов PMR и PAMR в западных странах составляет около 25%. Начало внедрения систем персонального радиовызова (СПРВ) в нашей стране относится к 1980 г., когда в Москве в период летних Олимпийских игр была открыта СПРВ на основе оборудования фирмы Multi-Tone (Великобритания). Система работала на частотах около 43 МГц.
Второй этап развития СПРВ в России относится к осени 1993 года, когда практически одновременно начали работу компании "Вессо-Линк", "Радио-Пейдж" и "Информ-Эском". С 1994 года компания "Вессо-Линк", а чуть позже и другие, стали работать на русифицированных пейджерах. В настоящее время в Москве услугами СПРВ пользуются более 60 тыс. абонентов. Большинство операторов СПРВ в России эксплуатируют свои системы в диапазонах 138-174 MГц, за исключением компании Mobile Express, которая использует частоту 473 MГц.
Для передачи сообщений подавляющее большинство СПРВ использует международный код POCSAG. Отдельное направление развития СПРВ связано с уплотнением сигналов УКВ-ЧМ радиовещательной станции, где используется код RDS. СПРВ этого типа не получили достаточно широкого распространения. В настоящее время в России рассматривается возможность построения СПРВ на основе общеевропейского стандарта ERMES диапазона частот 169 МГц. Внедрение этого стандарта в Европе осуществляется весьма интенсивно. В октябре 1995 года подписано первое международное соглашение о роуминге абонентов СПРВ ERMES между операторами Telecom РТТ (Швейцария) и TDR (Франция). Отечественные стандарты и оборудование для организации СПРВ с большой зоной обслуживания отсутствуют. Однако известен ряд разработок СПРВ в России, ориентированных на локальное или функционально ограниченное применение, например, «Луч-1C», «Малютка-ПРВ», «Фортуна» (УКВ-ЧМ) и другие.
Системы сотовой подвижной связи (ССПС) впервые были запущены в эксплуатацию в конце 70-х - начале 80-х годов в Скандинавских странах (NMT-450) и США (AMPS). Сотовый принцип топологии сети с повторным использованием частот во многом решил проблему дефицита частотного ресурса и в настоящее время является основным в создаваемых системах подвижной связи общего пользования. Стандартизация в области ССПС привела к тому, что на смену девяти отдельным аналоговым стандартам сотовой связи первого поколения пришли три цифровых стандарта второго поколения (GSM, D-AMPS, JDC), один из них – GSM признан «глобальным».
В настоящее время в России развиваются ССПС трех стандартов сотовой связи – NMT-450, GSM и AMPS, два из которых - NMT-450 и GSM, приняты в качестве федеральных. Стандарт AMPS и его цифровой вариант D-AMPS ориентированы на региональное использование. Первая ССПС была открыта в Москве в 1991 году компанией "Московская сотовая связь" ("MCC") и использует оборудование аналогового стандарта NMT-450. Постоянно развивая состав услуг связи, "MCC" успешно функционирует на территории Москвы и Московской области и обеспечивает взаимодействие с операторами сетей NMT-450 в других регионах. С апреля 1995 года "MCC" ввела на своей сети сотовой связи код идентификации пользователя (SIS), что избавило ее от двойников и повысило популярность. В настоящее время абоненты "МСС" имеют возможность по заявке организовать роуминг с сетями NMT-450 в Санкт-Петербурге, а также Литве и Латвии. "MCC" ведет активную работу по созданию федеральной сети NMT-450. Количество абонентов сети "MCC" превышает 20 тысяч,
В июне 1994 года в Москве началась коммерческая эксплуатация ССПС компании "Би-Лайн", использующей аналоговый стандарт США AMPS (800 МГц). В настоящее время "Би-Лайн" также предоставляет услуги цифровой сотовой связи в стандарте "0-AMPS". ССПС "Би-Лайн" обслуживает более 20 тысяч абонентов на территории Москвы и области, а также обеспечивает административный роуминг абонентов с другими сетями этого стандарта. С января 1996 года в Москве и области началась коммерческая эксплуатация сети цифровой сотовой связи стандарта GSM (900 MГц). Оператором сети GSM в Москве является компания "Мобильные ТелеСистемы" (МТС). В первые дни коммерческой эксплуатации "MTC' впервые в России открыла автоматический роуминг абонентов своей сети с абонентами ССПС стандарта GSM в Германии, Швейцарии, Финляндии и Англии. Совместно с операторами сетей GSM в других регионах "MTC" организована работа по созданию федеральной сети GSM России и ее интеграции с глобальной сетью сотовой связи, охватывающей Европу, Азию, Австралию и африканские страны.
Системы беспроводных телефонов (СТ) составляют определенную конкуренцию развитию сотовых систем подвижной связи. Первоначально создаваемые СТ были ориентированы на резидентное использование, то есть - в условиях квартир и офисов. Позже они стали развиваться как системы общего пользования, обеспечивающие поддержку услуг общего доступа. Среди стандартов систем CT общего пользования наиболее перспективным является общеевропейский стандарт DECT, близким аналогом этого стандарта в США является стандарт PACS и стандарт PHS - в Японии, ориентированные на использование диапазонов частот, отличных от европейских. Отечественное оборудование систем беспроводных телефонов общего пользования указанных стандартов не производится. Однако для организации беспроводной связи с фиксированными абонентами в России разработаны и выпускаются комплексы оборудования «радиоудлинителей». Некоторые из них поддерживают связь и с подвижными абонентами ("Карт", "Тулица", "Сигнал-101, "Гроздь", "Лес4C" и другие). Общие тенденции развития подвижной связи, направленные на международную интеграцию, активно поддерживаются Минсвязи, ГКЭС, ГКРЧ и Главгоссвязьнадзором России.
В соответствии с "Основными положениями развития взаимоувязанной сети связи (ВСС) Российской Федерации" сети подвижной связи являются важнейшим компонентом инфраструктуры отрасли связи. ГКЭС России рассмотрены и одобрены "Концепция развития в России до 2010 года сетей сухопутной подвижной радиосвязи общего пользования" и "Концепция развития в России сетей радиовызова общего пользования". Разработана "Концепция использования в России транкинговых систем при организации коммерческих сетей связи". В соответствии с технической политикой Минсвязи России перспективные сети подвижной связи будут создаваться на основе систем и средств соответствующих международных стандартов (прежде всего, принятых большинством стран европейского континента). При этом будут решаться вопросы по конверсии радиочастотного спектра и электромагнитной совместимости новых средств с действующими в России радиосистемами.
- Оглавление
- Список сокращений
- Введение
- 1. Основы построения взаимоувязанной сети связи российской федерации
- 1.1. Структурная схема связи
- 1.2. Классификация систем радиосвязи
- 1.3. Взаимоувязанная сеть связи Российской Федерации
- 2. Основные характеристики сообщений и каналов связи для их передачи
- 2.1. Общие понятия
- 2.2. Каналы связи
- 2.3. Телефонные сообщения и каналы для их передачи
- 2.4. Каналы передачи телеграфных данных
- 2.5. Факсимильные сообщения и каналы для их передачи
- 2.6. Звуковое вещание и каналы для его передачи
- 2.7. Телевизионное вещание и канал для его передачи
- 3. Принципы уплотнения широкополосного канала
- 3.1. Частотное уплотнение канала связи
- 3.1.1. Принцип частотного уплотнения
- 3.1.2. Построение аппаратуры уплотнения стандартной 12-канальной группы
- 3.1.3. Построение стандартных групп каналов тональной частоты
- 3.2. Временное уплотнение канала
- 3.2.1. Принцип временного уплотнения
- 3.2.2. Амплитудно-импульсная модуляция (аим), широтно-импульсная модуляция (шим) и фазо-импульсная модуляция (фим)
- 3.3. Уплотнение канала связи при цифровых методах передачи
- 3.3.1. Принципы цифровой передачи сообщений
- 3.3.2. Передача цифровых сигналов
- 4. Вторичные телефонные сети
- 4.1. Принципы телефонной передачи и телефонные аппараты
- 4.2. Коммутационные системы
- 4.2.1. Коммутационные устройства
- 4.2.2. Принципы коммутации
- 4.2.3. Однозвенные коммутационные блоки и ступени искания
- 4.3. Принципы построения координатных атс
- 4.3.1. Многозвенные коммутационные блоки и ступени искания
- 4.3.2. Упрощенная функциональная схема атск
- 4.3.3. Управляющие устройства атск
- 4.4. Квазиэлектронные и электронные системы коммутации
- 4.4.1. Структурная схема атскэ
- 4.4.2. Коммутационное поле атскэ
- 4.4.3 Управляющие устройства атскэ
- 4.5. Принцип построения электронных атс
- 4.6. Автоматически коммутируемая междугородняя телефонная сеть
- 5. Радиорелейные линии прямой видимости
- 5.1. Принципы построения
- 5.2. Планы распределения частот
- 5.3. Применение пассивных ретрансляторов на интервалах ррл
- 5.4. Общие вопросы проектирования ррл
- 5.5. Резервирование, надежность, каналы служебной связи
- 6. Тропосферные радиорелейные линии
- 6.1. Принципы построения тропосферных ррл
- 6.2. Основные особенности тропосферного распространения
- 6.3. Разнесенный прием и способы комбинирования сигналов
- 7. Системы связи с использованием спутников
- 7.1. Принципы построения системы связи
- 7.2. Особенности передачи сигналов
- 7.3. Использование спутниковых каналов в сетях передачи двусторонней информации
- 7.4. Современные тенденции развития фиксированной и подвижной спутниковой связи
- 7.5. Российский сегмент на базе системы iridium
- 7.6. Российский сегмент на базе системы globalstar
- 7.7. Российская низкоорбитальная система "Гонец"
- 8. Системы связи на декаметровых волнах
- 8.1. Особенности распространения декаметровых радиоволн
- 8.2. Общие характеристики и структурная схема кв радиосвязи
- 9. Волоконно-оптические линии связи
- 10. Цифровые иерархии в сетях связи
- 10.1. Основной цифровой канал
- 10.2. Мультиплексирование с временным разделением каналов
- 10.3. Первичный цифровой канал е1
- 10.4. Плезиохронная цифровая иерархия
- 10.5. Синхронная цифровая иерархия
- 10.5.1. История возникновения систем синхронной цифровой иерархии
- 10.5.2. Основные характеристики сци мkktt
- 10.5.2.1. Транспортная система
- 10.5.2.2. Информационная сеть
- 10.5.2.3. Система обслуживания
- 10.5.2.4. Информационные структуры и схема преобразований
- 10.5.2.5. Схема преобразований
- 10.5.2.6. Система синхронизации сци
- 10.5.2.7. Режимы синхронизации при взаимодействии сетей сци
- 10.5.2.8. Основные типы оборудования, применяемого в сетях sdh
- 10.5.3. Основные принципы организации самозалечивающихся сетей на основе синхронной цифровой иерархии
- 11. Системы подвижной радиосвязи
- 11.1. Введение
- 11.2. История развития сотовой связи
- 11.3. Функциональная схема системы сотовой связи и ее элементы
- 11.4. Подвижная станция
- 11.5. Базовая станция
- 11.6. Центр коммутации
- 11.7. Функции сотовой связи
- 11.8. Множественный доступ с кодовым разделением
- Список литературы