Глава 6. Асу производством авиационно-технической базы
В качестве примера рассматривается Комплексная информационная система управления производством Авиационно-технической базы (КИСУП АТБ “АТЛАС”).
КИСУП АТБ “АТЛАС” включает в свой состав следующие автоматизированные системы:
Автоматизированная система учета технического состояния авиационной техники (АС “РЕСУРС”).
Автоматизированная система документального сопровождения процесса технического обслуживания и ремонта авиационной техники (АС “РЕГЛАМЕНТ”).
Автоматизированная система управления запасами агрегатов и комплектующих изделий (АС “СКЛАД”).
Автоматизированная система управления использованием воздушных судов (АС “ДИСПЕТЧЕР”).
Использование АС «АТЛАС» призвано обеспечить достижение главной цели - повышение уровня и качества управления техническим обслуживанием и ремонтом авиационной техники, что повысит эффективность эксплуатации воздушных судов (ВС) при обеспечении необходимых условий безопасности полетов.
Краткие характеристики и особенности АС.
Автоматизированная система учета технического состояния авиационной техники (АС “РЕСУРС”).
АС «РЕСУРС» обеспечивает выполнение следующих функций.
Формирование и ведение нормативно-справочной информации (НСИ).
Формирование и ведение информационного массива воздушных судов (ИМВС).
Автоматизированный учет наработки паспортизированных изделий.
Контроль наработки планера, двигателей, ВСУ и агрегатов с ограниченным ресурсом.
Автоматизированный учет наработки планера, двигателей и ВСУ за месяц.
Формирование приложений к карте-наряду.
Формирование и выдача форм статотчетности.
Выдача информации по произвольным запросам.
Информационный образ ВС хранится со всеми характеристиками и историей.
Автоматизированная система документального сопровождения процесса технического обслуживания и ремонта авиационной техники (АС “РЕГЛАМЕНТ”).
Включает следующие комплексы задач.
Ведение электронной картотеки и электронных копий входящих документов по техническому обслуживанию и ремонту (ТОиР).
Ведение электронных копий контрольного и рабочего регламента ТО воздушных судов.
Ведение бюллетеней на проведение доработок АТ и технологических указаний.
Формирование номерных пооперационных ведомостей с учетом индивидуальных особенностей воздушного судна.
Учет выполненных работ на парке ВС.
Автоматизированная система управления запасами агрегатов и комплектующих изделий (АС “СКЛАД”).
Включает следующие комплексы задач.
Учет наличия и состояния агрегатов и комплектующих изделий (АиКИ) на складах и расходных кладовых.
Учет движения АиКИ на складах и расходных кладовых, и при замене на ВС.
Отслеживание контрольных сроков хранения и консервации АиКИ
Формирование заявки на приобретение АиКИ и контроль исполнения.
Формирование и выдача отчетной информации.
Информационный образ АиКИ хранится со всеми характеристиками и историей.
Автоматизированная система управления использованием воздушных судов (АС “ДИСПЕТЧЕР”).
Включает в себя следующие комплексы задач.
Загрузка и ведение расписания движения ВС.
Ведение графиков состояния ВС.
Формирование и ведение календарного и суточного планов использования ВС (СПП).
Динамический график оборота ВС.
Формирование и выдача статистической информации по использованию ВС.
Используются международные и отраслевые кодификаторы аэропортов и воздушных судов. В отличии от системы SITA «Fleet watch» (контроль использования ВС), которая использует телеграммы формата ИАТА, в АС «ДИСПЕТЧЕР» автоматическая актуализация СПП осуществляется по каналу АФТН телеграммами по ТС ГА (формат ИКАО)..
Особенности реализации АС «АТЛАС» заключаются в следующем.
Используемая многомерная база данных (БД) структурирована оптимальным образом под информационные объекты (агрегаты, ВС, склады, документы и т.д.). В принципе исключена возможность появления «двойных» записей, нет ограничений по объему. Самоорганизующаяся база данных позволяет получить максимально возможное быстродействие, не зависящее от ее объема. Отсутствует жесткая схема (записи и поля), что позволяет включать в систему любые новые ВС и силовые установки без изменения структуры базы данных. В БД хранятся только существующие данные, что сокращает объем базы на порядок по сравнению с другими реализациями.
Разработанный информационно-поисковый процессор (ИПП) обеспечивает выборку агрегатов практически по любому запросу. ИПП используется также как инструмент для описания условий выполнения пунктов регламента и формирования номерных пооперационных ведомостей, а также бюллетеней на доработки.
Глубокий синтаксический и семантический контроль при вводе данных позволяет осваивать работу с АС «АТЛАС» пользователям с различной степенью подготовленности.
С автоматизированными системами управления надежностью авиационной техники (типа “СОВА” ) обеспечивается информационное взаимодействие посредством использование единых кодов АиКИ.
Данная комплексная система позволяет в кратчайший срок и безболезненно перейти с информационной системы для АТБ на main-frame типа АСУ АТБ-1 на более экономную реализацию на локальной вычислительной сети персональных компьютеров. При этом будет проведен анализ существующей базы данных на корректность значимых дат (выпуска, ремонта и т.д.). Большой объем работы, связанный с анализом состояния агрегатов на стареющем парке ВС, в результате использования ИПП значительно сокращается. Существует положительный опыт конвертации информационной базы из 47 бортов с типами ВС: Ту-154, Ту-154М, Ту-134, Ан-24, Ан-26, Як-40, Ил-76, А-320, Ми-8, Ми-8МТВ, Ми-26.
Система является масштабируемой и не зависит от типа вычислительной техники (Intel, Apple, IBM и т.д.) и базовой операционной среды (MS DOS, MS Windows, MS Windows NT, Unix и т. д.). Соответственно, единая технология может использоваться различными организациями по ТОиР АТ. Открытое программное обеспечение позволяет достаточно легко сопровождать и дорабатывать ее силами персонала эксплуатанта.
Ниже представлен контрольный пример с диспетчерским графиком состояния ВС для АС «Диспетчер» в соответствии с требованиями НТЭРАТ ГА-93.
Месячный график использования ВС
Суточный график использования ВС
- Глава 1. Автоматизированные системы управления: базовые понятия, этапы жизненного цикла и разработки
- 1.1. Асу перевозками и воздушным движением. Основные понятия.
- 1.2. Состав и структура асу
- 1.3. Основные принципы создания и эффективного использования асу
- 1.4. Процессы жизненного цикла асу
- 1.5. Стадии и этапы создания асу
- 1.6. Формирование требований к асу
- 1.7. Разработка концепции
- 1.8. Техническое задание
- 1.9. Порядок разработки, согласования и утверждения тз
- 1.10. Эскизный проект
- 1.11. Технический проект
- 1.12. Рабочая документация
- 1.13. Ввод в действие
- 1.14. Предварительные испытания
- 1.15. Опытная эксплуатация
- 1.16. Приемочные испытания
- 1.17. Сопровождение асу
- Перечень организаций, участвующих в работах по созданию асу
- Глава 2.Автоматизированная система управления воздушными перевозками "сирена-3"
- 2.1. Назначение, состав и архитектура асу воздушными перевозками «Сирена-3»
- 2.2. Центральный обрабатывающий комплекс
- 2.3. Услуги спутниковой системы передачи данных мтк "Сирена"
- 2.4. Подсистема "Обслуживание пассажиров".
- 2.5. Другие подсистемы асу «Сирена-3»
- Глава 3. Асу управления отправками
- 3.1. Подсистема «Управление отправками» асу воздушными перевозками «Сирена-3»
- 3.2. Асу управления отправками «Купол»
- Сравнительные параметры систем управления отправками.
- Глава 4. Асу производством аэропорта
- 4.1. Назначение и функциональные возможности асу «Аэропорт»
- 4.2. Перспективы развития системы
- 4.3. Преимущества и технологические достоинства системы
- 4.4. Программное, лингвистическое и аппаратное обеспечение асу
- 4.5. Примеры задач, решаемых асу «Аэропорт»
- Задача 1 - Согласование расписания
- Задача 2 - Технологические графики
- Задача 3 - Управление ресурсами
- Глава 5. Асу деятельностью авиакомпании
- 5.1. Назначение и функциональные возможности асу «Авиакомпания»
- 5.2. Перспективы развития системы
- 5.3. Преимущества и технологические достоинства системы
- 5.4. Примеры задач, решаемых асу «Авиакомпания»
- Задача 2 - Суточный план полетов
- Глава 6. Асу производством авиационно-технической базы
- Глава 7. Автоматизированные системы управления воздушным движением
- 7.1. Автоматизированная система управления воздушным движением "Москва Консоль - 2000".
- 7.2. Автоматизированная система отображения радиолокационной информации
- Вид окна отображения рли
- Вид окна спосп