6.5.1 Назначение, режимы работы, классификация систем вращения антенн и основные тактико-технические требования, предъявляемые к ним
Системы вращения антенн (СВА) предназначены для осуществления обзора пространства в горизонтальной плоскости с заданными параметрами зоны обзора и программой. Эти системы обеспечивают как круговое вращение антенны с узким в горизонтальной плоскости лучом в пределах 0-360, так и программное управление антенной в секторе, а также установку антенны на заданный азимут.
Различные условия боевой обстановки (обнаружение РЛС низколетящих, высотных, малоразмерных и маневрирующих целей в простых условиях или в условиях активных и пассивных помех) требуют применения гибких методов обзора пространства, изменения скорости вращения, остановки антенны на заданном направлении или попеременное изменение направления сканирования в заданном секторе.
В связи с этим в РЛС РТВ используются следующие основные режимы работы СВА:
круговое вращение с постоянной заданной скоростью;
установка антенны на заданный азимут;
сканирование в заданном азимутальном секторе.
Круговое вращение с постоянной скоростью используется в дальномерах. Выбор скорости вращения обусловлен дискретностью информации, условиями получения требуемого количества эхо-сигналов в пачке и техническими условиями реализации СВА. Возможность изменения скорости вращения в этом режиме позволяет полнее использовать возможности РЛС и РЛК по обнаружению воздушных объектов.
Режимы установки на заданный азимут и сканирование в заданном азимутальном секторе чаще используется в высотомерах.
Системы вращения антенн РЛС РТВ можно классифицировать по двум признакам:
по схеме построения контура управления вращением (привода вращения);
по типу исполнительного двигателя.
Контур привода вращения антенных систем может быть разомкнутого, замкнутого, комбинированного, следящего и неследящего типов.
В СВА применяют двигатели: постоянного тока; переменного тока; гидродвигатели (гидромоторы).
Применение двигателей постоянного тока позволяет обеспечить необходимый пусковой момент при меньшем токе якоря, а также технически простую реализацию режимов плавного и многоступенчатого изменения скорости вращения.
Двигатели переменного тока не требуют преобразователей тока, обеспечивают достаточную стабильность скорости вращения в условиях переменной ветровой нагрузки. В тоже время использование такого типа двигателя предъявляет жесткие по нагрузке на электростанцию, для них достаточно сложно осуществить плавное изменение скорости вращения.
Гидродвигатели по сравнению с электродвигателями характеризуются меньшими габаритами и массой, высокой надежностью, слабой чувствительностью к перегрузкам, они сами не перегружают сеть и позволяют легко изменять скорость и параметры вращения (вращение влево, вправо, в секторе углов и т.д.).
Тактико-технические требования, предъявляемые к точности и периоду обновления информации, необходимой для обеспечения боевых действий РТВ, определяется содержанием и условиями задач управления. Для удовлетворения ТТТ, предъявляемых к информации, к СВА также предъявляются достаточно жесткие требования.
Основными требованиями, предъявляемыми к СВА, являются:
скорость обзора пространства в азимутальной плоскости;
точность определения угловых координат;
устойчивость к внешним воздействиям;
простота технической реализации;
эксплуатационная надежность;
габариты и масса;
число колебаний антенны около заданного положения при отработке угла рассогласования (не должно превышать двух);
время отработки заданного угла рассогласования (быстродействие СВА).
Связь между техническими требованиями, предъявляемыми к СВА, и техническими параметрами РЛС обусловлена следующими основными факторами.
Для обеспечения требуемой дальности обнаружения, количество некогерентно накапливаемых импульсов, отраженных от цели за время облучения, должно быть не менее заданной величины. Так, для РЛС сантиметрового диапазона эта величина составляет 10-40 импульсов.
Время облучения цели определяется выражением
где Δβ0,5Р – ширина ДН в азимутальной плоскости по уровню половинной мощности; ωа – угловая скорость вращения антенны.
При заданной частоте повторения зондирующих импульсов (Fп) число импульсов в пачке составляет
(6.19)
Из выражения (6.19) следует вывод: угловая скорость вращения антенны должна быть
(6.20)
Для РЛС сантиметрового диапазона, согласно (6.20), при Fп = 375 Гц, Δβ0,5Р = 1о, Nимп = 10 получается, что ωа ≤ 6 об/мин.
С другой стороны, ограничение угловой скорости обзора пространства приводит к уменьшению частоты обновления информации, что отрицательно сказывается на качестве информации особенно при проводке скоростных и маневрирующих целей.
Потенциальная точность измерения азимута определяется, как известно, формой характеристики направленности G(β), G(ε) и энергетическим отношением сигнал/помеха в пачке отраженных от цели сигналов. Следовательно, высокие требования к точности определения угловых координат могут быть удовлетворены за счет сужения ДНА. Сужение ДН можно осуществить путем увеличения габаритных размеров антенны, что как известно приводит к увеличению веса антенны. Кроме того, увеличение габаритов антенны приводит к увеличению ветровых нагрузок (внешних воздействий).
Инструментальные ошибки при измерении угловых координат обусловлены погрешностями систем вращения, передачи угла поворота антенны, а также погрешностями формирования угловых масштабных отметок, запаздыванием координатной информации за время измерения координат и др. Следовательно, допустимая суммарная ошибка σ, обусловленная влиянием указанных факторов, будет определять выбор таких систем, которые смогут обеспечить необходимые требования к точности определения угловых координат.
Обычно принимается, что динамическая ошибка системы при заданной скорости вращения не должна превышать 10-30 угл. мин., а статическая ошибка в режиме ручного управления – 20 угл. мин.
Немаловажное значение имеет устойчивость систем вращения к внешним воздействиям.
Внешние воздействия представляют собой ветровые нагрузки на антенное устройство, изменение температуры окружающей среды, а следовательно и изменение вязкости смазок в редукторах вращающихся устройств, изменение питающих напряжений и т.д. Возмущающие воздействия приводят к изменению скорости вращения и качания антенны, к снижению точности работы систем в установившемся режиме.
Требования устойчивости к внешним воздействиям определяют выбор соответствующих классов СВА в каждой конкретной РЛС.
- 4.3 Требования к динамическому диапазону приемного тракта и технические решения, обеспечивающие их выполнение
- 4.3.1 Согласование динамических диапазонов элементов приемного тракта
- 4.3.2 Шумовая автоматическая регулировка усиления
- 4.3.3 Усилители с логарифмической амплитудной характеристикой
- 4.4 Технические решения, обеспечивающие помехозащиту рлс методами пространственной и поляризационной селекции
- 4.4.1 Уменьшение угловых размеров главного лепестка дна и снижение уровня боковых лепестков
- 4.4.2 Уменьшение уровня приема в направлении на постановщик ашп
- 4.5 Устройства защиты рлс от импульсных помех
- 4.5.1 Устройства защиты от узкополосных импульсных помех
- 4.5.2 Устройства защиты от широкополосных импульсных помех
- 4.5.3 Устройства защиты от нип
- 4.5.4 Особенности построения устройств защиты от ответных импульсных помех
- 4.6 Пути повышения помехозащищенности рлс в условиях пассивных помех
- 4.6.1 Основные отличия целей и маскирующих пассивных помех
- 4.6.2 Основные пути повышения помехозащищенности рлс
- 4.6.3 Выбор структуры зондирующего сигнала при работе рлс в условиях пассивных помех
- 4.7 Влияние пассивных помех на боевые возможности рлс
- 4.7.1 Методика определения возможностей рлс (рлк) по обнаружению воздушных объектов в условиях пассивных помех
- 4.8 Обобщенная структурная схема системы сдц
- 4.8.1 Структурная схема систем сдц
- 4.8.2 Основные характеристики системы сдц
- 4.9 Устройства селекции движущихся целей
- 4.9.1 Устройства сдц с эквивалентной внутренней когерентностью с чпв на видеочастоте
- 4.9.2 Устройства сдц с внешней когерентностью с чпв на видеочастоте
- 4.9.3 Устройства сдц с чпв на промежуточной частоте
- 4.10 Принципы построения элементов и устройств системы сдц
- 4.10.1 Ограничитель
- 4.10.2 Фазовый детектор
- 4.10.3 Устройство формирования опорного напряжения
- 4.10.4 Устройство череспериодной компенсации
- 4.10.5 Устройство чпк на вычитающих потенциалоскопах
- 4.10.6 Влияние нестабильностей аппаратуры на эффективность систем сдц
- 4.11 Системы сдц на базе автокомпенсаторов
- 4.11.1 Структурная схема чпак
- 4.11.2 Основные характеристики чпак
- 4.12 Фильтровые и корреляционно-фильтровые системы сдц
- 4.12.1 Фильтровые системы сдц
- 4.12.2 Корреляционно-фильтровые системы сдц
- 4.12.3 Основные характеристики фильтровых и корреляционнофильтровых систем сдц
- 4.13 Дискретно-аналоговые и цифровые системы сдц
- 4.13.1 Дискретно-аналоговые системы сдц
- 4.13.2 Цифровые системы сдц
- 5. Обработка радиолокационной информации
- 5.1 Первичная обработка радиолокационной информации
- 5.1.1 Задачи, решаемые при обработке рли
- 5.1.2 Сравнительная характеристика аналоговых и цифровых методов обработки
- 5.1.3 Обобщенная структурная схема системы цифровой обработки информации
- 5.2 Принципы построения устройств преобразования радиолокационных сигналов в цифровую форму
- 5.2.1 Устройства дискретизации аналоговых сигналов
- 5.2.2 Устройства квантования
- 5.2.3 Аналого-цифровые преобразователи, их параметры и основные типы
- 5.3 Принципы построения цифровых обнаружителей радиолокационных сигналов
- 5.3.1 Цифровые обнаружители радиолокационных сигналов при бинарном квантовании
- 5.3.2 Цифровые обнаружители радиолокационных сигналов при многоуровневом квантовании
- 5.4 Цифровые измерители координат воздушных объектов
- 5.4.1 Цифровые измерители дальности и азимута
- 5.4.2 Измерение доплеровской частоты сигнала
- 5.5 Вторичная обработка радиолокационной информации
- 5.5.1 Существо процедур вторичной обработки рли
- 5.5.2 Стробирование и селекция отметок в стробах
- 5.5.3 Оценка параметров траекторий
- 5.5.3.1 Сглаживание и экстраполяция при вторичной обработке
- 5.5.3.2 Алгоритм фильтрации параметров траектории по методу максимального правдоподобия
- 5.5.4 Оптимальное последовательное сглаживание координаты и скорости ее изменения
- 5.5.5 Последовательное сглаживание скорости и курса. Выявления маневра воздушного объекта
- 5.5.6 Обнаружение и сопровождение траекторий воздушных объектов в обзорной рлс
- 5.5.6.1 Структурная схема алгоритма обнаружения траекторий
- 5.5.6.2 Структурная схема алгоритма сопровождения траекторий
- 5.5.7 Полуавтоматическое сопровождение траекторий воздушных объектов
- 5.6 Радиолокационное распознавание
- 5.6.1 Классификация методов и показателей качества радиолокационного распознавания
- 5.6.2 Оценка вероятности правильного распознавания
- 5.6.3 Методы и техника радиолокационного распознавания
- 5.6.3.1 Методы радиолокационного распознавания
- 5.6.3.2 Техника распознавания, проблемы ее реализации
- 6. Дополнительные системы рлс
- 6.1 Индикаторные устройства рлс и их основные характеристики
- 6.1.1 Назначение и классификация индикаторных устройств
- 6.1.2 Влияние индикаторов на характеристики рлс
- 6.2 Принципы построения индикаторов обзорных рлс
- 6.2.1 Функциональный состав индикатора
- 6.2.2 Ико с вращающимися отклоняющими системами
- 6.2.3 Индикатор кругового обзора с неподвижной отклоняющей системой
- 6.3 Принципы построения системы отображения радиовысотомера
- 6.3.1 Способы построения индикаторов измерения высоты
- 6.3.2 Функциональная схема индикатора измерения высоты
- 6.4 Системы передачи и формирования масштабных отметок азимута рлс ртв
- 6.4.1 Принципы построения систем передачи азимута рлс ртв
- 6.4.2 Принципы построения систем формирования масштабных отметок азимута рлс ртв
- 6.5 Системы вращения антенн рлс ртв
- 6.5.1 Назначение, режимы работы, классификация систем вращения антенн и основные тактико-технические требования, предъявляемые к ним
- 6.5.2 Принципы построения основных типов систем вращения
- 7. Принципы построения и функционирования систем имитации, контроля и управления
- 7.1 Система имитации сигналов и помех. Общие сведения о системе имитации
- 7.1.1 Задачи решаемые системой имитации и ее роль в составе аппаратуры рлс
- 7.1.2 Требования, предъявляемые к имитатору и его основные особенности
- 7.1.3 Краткая характеристика имитируемых сигналов
- 7.2 Состав, структура и принципы функционирования имитатора
- 7.3 Блок имитации эхо-сигналов и активных помех (111-01). Назначение, состав, принцип работы
- 7.3.1 Назначение и состав блока
- 7.3.2 Фоpмиpователь сигналов ц1
- 7.3.3 Фоpмиpователь сигналов ц2
- 7.3.4 Формирователь шумовых помех гш2
- 7.3.5 Формирователь несинхронных и синусоидальных помех
- 7.3.6 Распределитель сигналов
- 7.4 Блок имитации пассивных помех (111-02). Назначение, состав, принцип работы
- 7.4.1 Имитатор отражений от облака дипольных помех (формирователь пп)
- 7.4.2 Имитатор отражений от местных предметов (формирователь мп)
- 7.5 Блок формирования контрольных сигналов (111-03). Назначение, состав, принцип работы
- 7.5.1 Назначение и состав блока
- 7.5.2 Формирователь шумовых помех гш1
- 7.5.3 Формирователь сигналов контрольной цели
- 7.5.4 Формирователь сигналов контрольного местного предмета
- 7.5.5 Устройство коммутации и распределения сигналов
- 7.5.6 Формирователи сигналов спл и фап
- 7.6 Вспомогательные блоки системы имитации. Назначение, принцип работы
- 7.6.1 Блок преобразования частоты (114-01)
- 7.6.2 Блоки фазовращателей (115-04, 115-05)
- 7.6.3 Блок управления имитатором (112-01)
- 7.6.4 Блок кодирования (072-03) и блок декодирования (072-04) команд управления фазовращателями
- 7.7 Система контроля. Общие сведения о системе контроля
- 7.7.1 Назначение и состав системы контроля
- 7.7.2 Режимы работы подсистемы автоматического контроля и диагностирования
- 7.7.3 Режим непрерывного контроля
- 7.7.4 Режим функционального контроля
- 7.7.5 Режим диагностического контроля
- 7.8 Аппаратура диагностирования
- 7.8.1 Принципы построения и функционирования аппаратуры диагностирования
- 7.8.2 Принципы построения и работы периферийных устройств контроля
- 7.8.3 Принципы построения блока диагностирования
- 7.9 Системы управления и сопряжения с внешними системами
- 7.9.1 Назначение, состав, принцип работы системы управления
- 7.9.2 Блок программного включения кабины пд (081-03). Назначение, принцип работы
- 7.9.3 Блок управления приемо-передающей аппаратурой (081-01). Назначение, принцип работы
- 7.9.4 Технический пульт управления (081-02). Назначение, принцип работы
- 7.10 Общие сведения о системе дистанционного управления
- 7.10.1 Назначение, состав и принцип работы системы дистанционного управления
- 7.10.2 Оперативный пульт управления рлс (071-01). Назначение, принцип работы
- 8. Перспективы развития радиоэлектронной техники ртв
- 8.1 Перспективные направления развития радиолокации
- 8.2 Перспективные направления развития систем и устройств радиолокационных станций ртв
- Литература
- Оглавление