logo search
Интегративные информационные системы

Внутреннее строение автоматизированных информационных технологий управления

В процессе создания и в ходе функционирования автоматизиро­ванных информационных технологий управления выделяют некоторые аспекты внутреннего строения системы управления, различая в соответствии с этим различные виды структур системы: организа­ционную, функциональную, комплекса технических средств и др. Организационная структура системы управления определяет наличие подразделений разного уровня (отделов, подотделов, цехов, учас­тков и др.) и их взаимное административное подчинение. Функциональ­ной структурой называют структуру, элементами которой являются подсистемы, функции автоматизированной информационной систе­мы управления или их части, а связями между элементами выступают потоки информации, циркулирующей в системе.

В структуре систем административно-организационного управле­ния принято выделять подсистемы по функциональному признаку. Это позволяет четко выделять комплексы задач в подсистемах в со­ответствии с определенной функцией управления. В этих системах функциональная и организационная структуры часто во многом со­впадают. Это объясняется стремлением создать постоянный коллек­тив людей, работающих под единым руководством, для системати­ческой и квалифицированной реализации определенной функции управления.

Автоматизированная информационная технология управления состоит как бы из нескольких частей — общесистемной, содержа­щей общее описание и обоснование решений, принятых в проекте АИТУ, функциональной, реализующей функциональные подси­стемы, и обеспечивающей части. Обеспечивающая часть АИТУ необходима для успешной работы функциональных подсистем и со­стоит из описания различных видов обеспечения. Различают следу­ющие виды обеспечения:

Комплекс технических средств и информационное обеспечение являются общими для всех задач, решаемых в системах управления. Остальные виды обеспечения используются применительно к конк­ретным задачам и конкретным АИТУ и, как правило, их в самостоя­тельные подсистемы не выделяют.

Системное проектирование по сравнению с построением моде­лей деятельности имеет важную особенность в технике структуриро­вания модели: особую роль играют хранилища (накопители) данных, так как практически все процессы модели связаны не напрямую, а через эти накопители. Основной принцип: данные должны заноситься в накопитель один раз в том месте, где они появляются. К выявле­нию базовых накопителей надо относиться чрезвычайно тщательно, так как именно с ними будут работать бизнес-процессы на всех без исключения уровнях детализации модели. Задачи управления требу­ют умения использовать и обрабатывать большой объем информа­ции, проводить анализ этой информации, моделировать процессы и ситуации и структурировать материал для принятия решений.

Актуальность проблемы хранения и оперативного поиска данных привела к появлению такого понятия, как «хранилище данных». Сле­дует упомянуть о необходимости использования единых информа­ционных хранилищ в аналитических системах и в первую очередь в системах поддержки принятия решений (СППР). Системы СППР пользуются информацией, собранной с помощью компьютерных се­тей из множества систем обработки данных (СОД). Данные в СОД собираются, хранятся и по достижении установленного срока выгру­жаются. Данные в различных СОД могут быть не согласованы между собой, информация в них может быть по-разному структурирована, степень ее достоверности определить сразу бывает достаточно труд­но. Все это свидетельствует о том, что архивные данные из СОД без предварительной доработки использовать в информационных храни­лищах нецелесообразно.

В настоящее время для совместного использования данных осу­ществляется интеграция различных СОД на основе единого справоч­ника метаданных, т. е. по каждому новому запросу предполагается динамическая выгрузка данных из различных СОД, их согласование, агрегация и транспортировка пользователю. Из предложенной схе­мы видно, что в ней отсутствует интерактивное взаимодействие с пользователем для проведения динамического анализа.

Информационные хранилища для СППР должны обладать не­которыми специфическими свойствами. Они должны обеспечивать хранение информации в хронологическом порядке, так как без под­держания хронологии данных нельзя говорить о решении задач про­гнозирования и анализа тенденций (основных задач СППР). Основ­ное требование, предъявляемое к информационным хранилищам, — даже не оперативность, также очень необходимая, а достоверность информации, которую без согласованности данных обеспечить не­возможно. Дело в том, что различные СОД на один и тот же запрос могут дать различные ответы по ряду причин:

Ее решение связано с рядом проблем глобального характера. Первая проблема состоит в том, что хранилища данных работают с внешни­ми источниками, т. е. различными информационными системами, электронными архивами, каталогами и справочниками, статистичес­кими сборниками и т. д. Все внешние источники реализованы на ос­нове различных программных и аппаратных средств. На основе этих разнородных средств и решений необходимо построить единую ин­формационную систему, функционально согласованную.

Вторая проблема заключается в том, чтобы эта единая инфор­мационная система имела распределенное решение, т. е. следует фи­зически разделить узлы компьютерной сети, где происходит операци­онная обработка информации, и узлы, в которых выполняется анализ данных. Третья проблема— это метаданные и средства их представ­ления. Прежде метаданными пользовались разработчики и в меньшей степени администраторы баз данных, т. е. специалисты. В настоящее время метаданные применяются всеми пользователями и средства их представления должны соответствовать уровню подготовки простого пользователя. Для аналитических систем, для СППР база метаданных жизненно необходима, как путеводитель для туриста в незнакомом го­роде. Пользователю, кроме структуры и взаимосвязей данных, необ­ходимо знать:

Собрав информацию об истории развития организации, ее успе­хах и неудачах, причинах этих неудач, взаимоотношениях с поставщи­ками и заказчиками, истории и развитии рынка, менеджеры получают уникальную возможность для анализа прошлого, текущей ситуации и составления обоснованных прогнозов. Но возникает четвертая проблема — проблема защиты информации. Региональный менед­жер должен иметь информацию по региону, а менеджер подразделе­ния - по подразделению.

Последняя проблема, о которой следует упомянуть, - это проблема больших объемов хранилищ. В настоящее время 50% орга­низаций уже планируют объем хранилищ в 100 гигабайт. Создание единых хранилищ данных предполагает использование технологий статистической обработки информации для ее предварительного анализа, определения состава и структуры тематических рубрик. Начальный этап предварительного анализа - выделение групп с однородными данными и расчленение информации на однокачественные интервалы, т. е. группировка по типу информации.

Если существующие в настоящее время технологии анализа дан­ных в хранилищах распределить по увеличению аналитических воз­можностей, то список будет выглядеть так: Online Transaction Processing (OLTP); Online Analytical Processing (OLAP); Data Mining. Технология оперативного анализа распределенных данных (OLAP-технология), занимающая среднее положение в этом списке, наиболее распрост­ранена. Эта технология обеспечивает:

Аналитические приложения для поддержки принятия решений в бизнесе основываются на модели данных, разработанной для конечного пользователя. Такой моделью может быть многомерная модель, представленная в виде куба. Организуя и обрабатывая информацию из реляционных баз данных и других плоских таблиц многомерным образом, пользователи могут рассматривать свои данные так же, как они рассматривают свой бизнес. Многомерной модели данных могут сопутствовать функции анализа, прогнозирования, моделирования и построения запросов «что-если». \

Программные продукты, использующие OLAP-технологию, соче­тают модель представления данных, оптимизированную для анализа, с простыми и интуитивными средствами доступа к этим данным. От этих средств выигрывают и поставщики аналитической информации, т. е. финансовые, маркетинговые и другие аналитики, и ее потреби­тели, т. е. руководители и менеджеры различного уровня. Первые обнаруживают тенденции и исключительные ситуации при помощи решения задач прогнозирования и планирования, строят модели «что-если». Вторые составляют, например, интерактивные отчеты, диаг­раммы, которые могут ответить на вопросы хозяйственной практики (например, каким будет объем продаж в регионе в следующем квар­тале или насколько возрастет объем заказов в текущем квартале, если покупатели будут совершать форвардные сделки, и т. д.).

К основным преимуществам OLAP-технологии относятся:

Функциональность OLAP-технологии заключается в динамичес­ком многомерном анализе консолидированных данных предприятия, поддерживающего следующие аналитические и «навигационные» виды деятельности конечного пользователя:

Все это дает поразительный эффект от использования OLAP-технологии при решении задач прогнозирования, составления бюджета и планирования, задач анализа и ведения финансовой и управлен­ческой отчетности.