Статистическая модель движения объекта.
Суммарный сигнал на входе устройства вторичной обработки можно представить в виде аддитивной смеси полезного сигнала (траектории движения объекта) и помехи
X (v, t) = Y (v, t) + N (t),
где Y (v, t) – функция времени и параметров, описывающая процесс изменения координат;
N (t) – помеха, под которой понимаются все те причины, которые искажают траекторию или затрудняют ее обнаружение.
Траектория движения воздушного объекта зависит от многих факторов и условий, таких, как тип объекта, высота полета, скорость, маневренные возможности и т.д. Траектория объекта может совершенно не зависеть от действия противоположной стороны (противника). На траекторию влияют ряд случайных факторов, связанных с неравномерной плотностью атмосферы, ветром, неточностью управления и другими.
Все перечисленные факторы относят ансамбль траекторий к категории процессов со случайно изменяющимися во времени параметрами (случайные функции времени). Для полного статистического описания траекторий необходимо знать законы распределения вероятности функции Y (v, t) или параметров, ее определяющих. Однако таких законов получить не удается. Поэтому на практике задаются некоторыми гипотезами о статистических характеристиках обрабатываемых сигналов, т.е., исходят из более или менее правдоподобной статистической модели движения воздушного объекта. Выбор той или иной модели обусловливается конкретным назначением системы. Наилучшей является та модель, которая наиболее полно отражает характер движения объекта и требует минимального объема аппаратуры для реализации алгоритмов вторичной обработки. Для баллистических целей в качестве модели движения могут быть использованы уравнения их траекторий. Для систем автосопровождения аэродинамических воздушных объектов за основу берется полиномиальная модель движения.
Для систем обработки радиолокационной информации на основе полиномиальной модели движения объектов весьма важным является выбор степени полинома, описывающего изменение координат во времени. Весь маршрут полета самолета можно разбить на участки с качественно различными режимами полета: участки прямолинейного полета и участки изменения направления полета (маневра). Причем участки прямолинейного полета и маневра чередуются случайным образом.
Исходя из такого представления о характере движения воздушного объекта, можно сформулировать следующие предпосылки:
на участке прямолинейного полета и маневра целесообразно использовать различные гипотезы о характере изменения координат объекта во времени;
б) на участках прямолинейного полета изменение плоскостных координат воздушного объекта во времени описывается полиномом первой степени (по одной координате)
У(t) = У0 + VУ t;
в) на участках маневра процесс изменения координат во времени можно описать полиномами, степени выше первой (второй, третьей и т.д.).
При представлении координат маневрирующей цели в виде полинома второй степени имеем
У(t) = У0 + VУ t + ,
где У0, VУ, aУ – параметры траектории, имеющие смысл начальной координаты, скорости изменения координаты и ускорения по координате соответственно.
Представление координат маневрирующей цели полиномом третьей степени существенных преимуществ в точности оценки параметров траектории не дает. В то же время усложняются алгоритмы и аппаратура обработки.
Полиномиальная или любая другая детерминированная модель движения имеет существенный недостаток, состоящий в том, что она не позволяет учитывать возможность неожиданного маневра.
Другой моделью описания траектории движения объекта является модель случайного процесса при некоторых допущениях о статистике параметров, определяющих изменение координат во времени. Такими параметрами могут быть скорость изменения координат VУ, которая определяется первым приращением координаты за обзор
Un = Уn – Уn-1,
и ускорение по координате, определяющееся вторым приращением
n = Un – Un-1.
Простейшей из таких моделей является модель со стационарными и независимыми первыми приращениями. В этом случае последовательность первых приращений представляется в виде некоррелированного дискретного случайного процесса с неизменными от обзора к обзору математическим ожиданием и дисперсией, а изменение координаты представляется скачкообразно. Такая модель применяется в системах сглаживания скорости при равномерном изменении координаты.
Более сложной является модель со стационарными и независимыми вторыми приращениями (рис. 10.13.).
Для такой модели вторые приращения по координате представляются в виде некоррелированного дискретного процесса с известными математическим ожиданием и дисперсией (рис. 10.13, а). Первые приращения при этом будут коррелированны (рис. 10.13., б), что позволяет учесть более или менее плавный характер изменения координаты (рис. 10.13, в) и, тем самым, более полно отразить особенности движения реального воздушного объекта.
Основным недостатком описанных моделей является то, что в них не учитываются реальные ограничения на диапазон возможных изменений параметров движения (скорость, ускорение и т.д.) воздушных объектов.
Дальнейшим развитием является корреляционная модель движения объекта, основанная на представлении процесса изменения координат маневрирующего объекта в виде нестационарного случайного процесса, вторая производная которого У (t) имеет корреляционную функцию вида
, (10.5)
где - дисперсия второй производной (ускорения);
- средняя частота изменения ускорения.
Корреляционная модель является обобщением модели со стационарными вторыми приращениями на случай, когда учитывается связь ускорения в настоящий момент с ускорением в предыдущие моменты времени.
Выше были рассмотрены случайные параметры гипотетической траектории (скорость, ускорение). Вместо этих параметров при вторичной обработке радиолокационной информации иногда используется другая пара параметров: скорость воздушного объекта Vц и курс объекта Qц. В отличие от параметров изменения координат параметры Vц и Qц называют параметрами траектории объекта. Переход к оценке параметров траектории целесообразен по следующим причинам:
Параметров траектории всего два, тогда как параметров изменения плоскостных координат – четыре.
Параметры траектории либо не изменяются (при прямолинейном равномерном движении), либо изменяются приблизительно по линейному закону (при маневре). Поэтому упрощаются алгоритмы обработки.
Сокращение числа оцениваемых параметров и упрощение алгоритмов обработки приводят к сокращению оборудования.
- Радиолокационные системы
- Радиолокационные системы
- Введение
- 1. Общая характеристика радиосистем.
- 1.1. Основные системные принципы
- Виды радиосистем
- 1.2 Начало радиолокации
- 1.3 Радиолокация как средство наблюдения
- Диапазоны волн, используемые в радиолокации
- Радиолокационное наблюдение как средство решения навигационных задач
- Оптическая локация. Активная оптическая локация
- Акустическая локация. Общие сведения.
- Особенности гидроакустических колебаний
- Гидролокация. Пассивная гидролокация – шумопеленгование
- Активная гидролокация.
- 2.Физические основы определения местоположения воздушных судов.
- 2.1. Особенности распространения радиоволн
- Дальность действия радиолинии с активным ответом
- 2.2.Дальность действия связи
- 2.3 Дальность действия активной рлс
- 3. Методы определения местоположения воздушных объектов.
- 3.1. Методы дальнометрии
- Частотный метод
- Частотная радиолокация многих целей
- Импульсный метод
- 3.2. Методы измерения угловых координат.
- 3.2.1 Одноканальное измерение угловой координаты
- 3.2.2. Методы радиопеленгации
- 3.2.3. Моноимпульсные методы измерения угловых координат
- Обзорные фазовые пеленгаторы
- 3.3. Методы измерения высоты полета
- Метод максимума
- Метод наклонного луча
- Метод парциальных диаграмм.
- Частотное сканирование луча
- 3.4. Радиотехнические методы определения местоположения объектов
- 4. Радиолокационные системы
- Задачи решаемые в радиолокационных системах
- 4.1.Обнаружение
- 4.1.1.Параметрические обнаружители. Обнаружение детерминированного сигнала на фоне белого шума
- Обнаружение сигнала со случайной начальной фазой
- Обнаружение сигнала со случайными амплитудой и начальной фазой.
- Оптимальное обнаружение когерентной пачки радиоимпульсов
- Оптимальное обнаружение некогерентной пачки радиоимпульсов
- 4.1.2.Непараметрические обнаружители
- Знаковые непараметрические обнаружители
- Ранговые непараметрические обнаружители. Одноканальные ранговые обнаружители
- Многоканальный ранговый обнаружитель
- Стабилизация уровня ложных тревог
- 4.1.4.Принципы автоматического обнаружения воздушных объектов
- 4.2. Измерение координат и параметров движения
- 4.2.1.Измерение дальности
- 4.2.2.Измерение азимута
- Разрешение сигналов
- Разрешающая способность по дальности
- Разрешающая способность по азимуту
- Разрешающая способность по углу места
- Разрешающая способность по высоте
- Разрешающий объем рлс
- Распознавание воздушных объектов
- Распознавание по широкополосным сигналам
- Распознавание по многочастотным сигналам
- Распознавание по узкополосным сигналам
- 4.5. Помехозащищенность.
- 4.5.1. Защита от пассивных помех, отражений от «местных предметов» и метеообразований.
- 4.5.1.1. Физические основы, лежащие в основе компенсации сигналов, отраженных от пассивных помех и «местных предметов»
- 4.5.1.2.Статистические характеристики пассивных помех
- 4.5.1.3. Когерентность сигналов
- Радиолокаторы с эквивалентной внутренней когерентностью
- Радиолокаторы с внешней когерентностью
- Радиолокаторы с истинной внутренней когерентностью
- 4.5.1.4.Селекция сигналов движущихся целей
- Гребенчатые фильтры накопления
- Гребенчатые фильтры подавления
- Принцип когерентной оптимальной обработки на видеочастоте
- 4.5.1.5.Особенности систем сдц
- Подавитель на промежуточной частоте
- Череспериодное вычитание
- 4.5.1.6. Формирование карты местных предметов
- 4.5.1.7 Применение систем сдц для компенсации сигналов дискретных пассивных помех
- 4.5.1.8. Компенсация сигналов дискретных пассивных помех при корреляционном анализе
- 4.5.1.9. Цифровая система селекции движущихся целей
- 4.5.1.10. Дискретно-аналоговые системы сдц
- Устранение слепых скоростей в компенсаторе на ппз
- 4.5.1.11. Многоканальная доплеровская фильтрация
- 4.5.1.12. Некоторые методы скоростной селекции
- 4.5.1.13 Основные характеристики систем сдц Коэффициент подавления пассивной помехи
- Коэффициент подпомеховой видимости (коэффициент улучшения)
- 4.5.2. Понятие о динамическом диапазоне сигналов и помех и необходимости их нормирования
- 4.5.2.1 Нормирование уровня длинных импульсных помех с помощью схемы шоу
- 4.5.2.2. Нормирование уровня длинных импульсных помех с помощью схемы рос
- 4.5.2.3. Нормирование уровня коротких и длинных помех с помощью схемы шоу-рос
- 4.5.2.4. Нормирование уровня импульсных помех при обработке сложных сигналов
- 4.5.2.5.Обработка сигналов в условиях воздействия несинхронных импульсных помех
- 4.5.3.Активные маскирующие помехи и принципы защиты от них
- 4.6. Виды радиосигналов принимаемых в рлс
- 4.6.1. Характеристики сигналов рлс
- 4.6.2.Функция неопределенности прямоугольного радиоимпульса
- 4.6.3. Широкополосные сигналы
- 4.6.4. Функция неопределенности фазокодоманипулированного сигнала
- 4.6.5.Функция неопределенности сигнала с линейной частотой модуляции
- 4.6.6.Обработка фкм – сигнала
- 4.6.7.Пачка когерентных радиоимпульсов
- 4.6.8. Пачка радиоимпульсов со случайными начальными фазами
- 4.7. Активные системы радиолокации
- 4.7.1. Активные системы с пассивным ответом (первичные рлс)
- 4.7.2. Структура первичной рлс
- Первичные средства радиолокации
- 4.7.3. Активные системы с активным ответом (вторичные рлс)
- Структура и принцип работы систем вторичной радиолокации
- Системы подавления сигналов боковых лепестков диаграмм направленности антенн
- Кодирование запросных и ответных сигналов. Методы кодирования запросных и ответных сигналов
- Структура запросных сигналов
- Структура ответных сигналов. Ответный сигнал режима увд
- Ответный сигнал режима rbs
- 4.7.4. Дискретно–адресная система вторичной радиолокации
- 4.7.5. Система радиолокационного опознавания
- Классификация систем радиолокационного опознавания
- Методы кодирования и декодирования сигналов
- Защита от влияния боковых лепестков диаграммы направленности антенны. Принцип защиты ответчиков от запросных сигналов, излучаемых запросчиками в боковых направлениях
- 5. Пассивная радиолокация
- 6. Радиолокационные системы с синтезированной апертурой
- 7. Предупреждение столкновений воздушных судов
- 8.Автоматическое зависимое наблюдение
- 9.Загоризонтная радиолокация.
- 9.1.Историческая справка
- 9.2.Особенности загоризонтных радиолокаторов
- 9.3.Уравнение радиолокации
- 9.4.Потенциал радиолокационной станции
- 9.5.Методы защиты рлс от радиопомех
- Адаптация к помеховым условиям путем выбора канала с минимальным уровнем активных помех
- Адаптивная пространственная фильтрация активных помех
- 9.6.Принципы построения загоризонтных рлс
- 10. Пространственно-временная обработка
- Пространственно-временная обработка
- Объединение во времени результатов первичной обработки
- Статистическая модель движения объекта.
- Алгоритм вторичной обработки радиолокационной информации
- Пространственно-некогерентное объединение обнаруженных отметок и единичных замеров при централизованной обработке.
- Пространственно-временная обработка в бортовых рлс
- 11. Особенности эксплуатации радиолокационной системы
- 11.1. Исторические аспекты теории надежности.
- 11.2.Система качества
- 11.3. Эксплуатация и ремонт технических систем
- Надежность технических систем при эксплуатации.
- Эксплуатационные методы обеспечения надежности.
- Система технического обслуживания и ремонта.
- Методика обнаружения неисправностей
- Метод последовательных приближений
- Способ контрольных переключений и регулировок
- Способ промежуточных измерений
- Способ замены
- Способ внешнего осмотра
- Порядок испытаний при обнаружении неисправностей, возникающих после включения системы.
- Литература
- Список сокращений