logo
радиолокационые системы Тяпкин

11.1. Исторические аспекты теории надежности.

Основные принципы теории надежности сформировались сравнительно недавно. Однако первые требования к надежности появились практически одновременно с первыми техническими объектами, хотя и не всегда достаточно четко формулировались. Например, 4000 лет назад, в Древнем Вавилоне действовал закон, по которому если разваливался дом и при этом погибал его хозяин, то построивший дом архитектор приговаривался к смертной казни, если же погибали и члены семьи владельца, то та же участь ждала и семью архитектора. По указу Петра I тульской ружейной канцелярии предписывалось «два ружья каждый месяц стрелять, пока не испортятся» т.е. практически регламентировались испытания ружей на надежность.

История развития теории надежности началась в середине 40-х, начале 50-х годов в связи с развитием радиоэлектроники, ядерной физики, реактивной авиации и космической техники, с появлением систем с большим числом элементов. Поводом для проведения первых целенаправленных исследований в области надежности послужила недостаточная эффективность военной техники, созданной во время второй мировой войны; из-за многочисленных отказов до 60% новых самолетов оказались неработоспособны, 50% электронной аппаратуры выходило из строя за время хранения, т.е. еще до использования по назначению. Средняя наработка на отказ электронных систем бомбардировщиков составляла всего 20 часов, до 70% электронных устройств военно-морских судов выходило из строя в начальный период эксплуатации.

В 40-х годах основные усилия по повышению надежности различных технических объектов были направлены на увеличение долговечности их узлов и агрегатов; совершенствование конструкций, использование более прочных материалов, повышение твердости и качества обработки изнашиваемых поверхностей, совершенствование измерительных приборов и т.д. Кроме того, серьезное внимание стало уделяться проведению планово-предупредительных работ и ремонтов, разработке экономически обоснованных методик оценки качества производимой продукции с учетом уровня её надежности.

В 50-е годы большое внимание стало уделяться вопросам оценки и обеспечения безопасности техники, особенно в аэрокосмической и атомной отраслях, в том числе с учетом ошибок обслуживающего персонала, приводящих к отказам.