logo search
ISiT_Lekcii

1.5.2. Сетевые службы

Сетевые службы ‑ это совокупность программно реализованных модулей сетевой операционной системы или специализированных утилит, предоставляющих сетевым администраторам возможности эффективного управления сетью, а конечным пользователям ‑ возможности эффективной работы с информационными ресурсами сети. Все сетевые службы реализуются на основе принципа «клиент - сервер».

К наиболее широко распространенным относятся следующие сетевые службы:

- служба каталогов ‑ обеспечивает поиск, идентификацию и управление всеми ресурсами сети;

- служба удаленного доступа - позволяет удаленным пользователям подключаться к сетевым ресурсам по выделенным или коммутируемым каналам связи;

- файловая служба ‑ обеспечивает доступ к распределенным файловым ресурсам сети;

- служба сценариев ‑ поддерживает исполнение сценариев автоматизированного администрирования и мониторинга сетевых ресурсов;

- служба терминалов ‑ предоставляет доступ пользователям клиентских абонентских систем к приложениям, которые могут выполняться только на сетевых серверах;

- служба безопасности ‑ обеспечивает присвоение и управление правами доступа пользователей к сетевым ресурсам;

- службы групповой политики ‑ обеспечивают возможность сетевым администраторам объединять пользователей в группы по определенным признакам, и организуют корректную совместную работу пользователей клиентских абонентских систем в сети.

Существуют и другие службы, решающие более специфические задачи, например, задачи, связанные с распределенной обработкой данных. К таким задачам относится обеспечение непротиворечивости нескольких копий данных, размещенных в разных абонентских системах (служба репликации), или организация выполнения одной задачи параллельно несколькими абонентскими системами (служба вызова удаленных процедур) и т.п.

Программные модули основных (наиболее часто используемых) служб обычно включаются в состав сетевых операционных систем. Вспомогательные службы (служба баз данных, факсимильной связи, служба передачи голоса и т.п.) реализуются в виде системных сетевых приложений или утилит, работающих в тесном взаимодействии с операционной системой.

Одним из главных показателей качества сетевых служб является удобство их использования. Данный показатель является субъективным, поэтому для одного и того же сетевого ресурса может быть разработано несколько служб, по-разному решающих одну и ту же задачу. Отличия могут заключаться в производительности, интерфейсных возможностях и т.п.

При определении степени удобства работы с сетевыми ресурсами часто употребляют термин «прозрачность». Прозрачный доступ к сетевому ресурсу ‑ это такой доступ, при котором пользователь работает с удаленными ресурсами по тем же правилам, что и с ресурсами собственной абонентской системы.