Понятие информации
Термин «информация» – один из самых популярных в нашем лексиконе. В него вкладывается широкий смысл и, как правило, его объяснение дается на интуитивном уровне. Информация передается по телефону, телеграфу, радио, телевидению. Она хранится в библиотеках, архивах, базах данных. Информация — это и показатели измерительных приборов, и вкус пищи, и запахи, и вид звездного неба и т. д. В общем, информация — это новые сведения, которые могут быть использованы человеком для совершенствования его деятельности и пополнения знаний.
Информация, являясь отражением материальной сущности, служит способом описания взаимодействия между источником информации и получателем. Одно и то же сообщение одному получателю может дать много информации, а другому — мало или ничего. Одним словом, «информировать» в понимании теории информации означает сообщать ранее неизвестное. Поскольку информацию можно хранить, преобразовывать и передавать, должны быть ее носители, передатчики, каналы связи и приемники. Эта среда объединяет источники информации и ее получателей в информационную систему. Активными участниками этой системы необязательно должны быть люди, обмен информацией может происходить в животном и растительном мире. Когда речь идет о человеке как участнике информационного процесса, имеется в виду смысловая или семантическая информация.
Наиболее высокие требования к информации предъявляются при принятии решений. В повседневной практике такие понятия, как данные, информация и знания, часто рассматриваются как синонимы. Однако это не так. На рис. 1.1 отображены функции данных и знаний в процессе принятия решения. Данные — сведения, факты, величины и их соотношения, преобразование и обработка которых позволяет получить информацию, т. е. знание о том или ином предмете, процессе или явлении. Иными словами, данные служат сырьем для создания информации, получаемой в результате обработки данных.
Рис. 1.1. Функции данных и знаний в процессе принятия решения
В чем разница между данными и знаниями?
1. Знания могут быть представлены в форме данных. В частности, в виде текста на некотором формальном языке, в виде сети, задающей связи разного рода между элементами знаний. Из этого свойства следует, что знание есть некоторая более высокая степень организации данных, которая допускает специальную интерпретации (рис. 1.1).
2. Знания обладают способностью управлять информационными процессами. Точнее, в системе, в которой применяются знания, протекание процессов определяется знаниями и почти не зависит от устройства системы.
3. Знания могут содержать процедурную часть — программы. Но применение этих программ управляется знаниями, в частности, связывание параметров и запуск программ могут происходить автоматически внутри системы, использующей знания, без ведома того, кто запустил процесс, использующий знания.
4. Знания делятся на отдельные фрагменты: описания объектов, процессов, ситуаций, явлений.
5. При работе со знаниями важна прагматическая сторона — знания всегда используются для чего-то, в частности, для решения задач, какую бы сложную структуру они не имели.
Выделяют три вида знаний:
предметное, или фактографическое знание, складывающееся из наборов количественных и качественных характеристик различных конкретных объектов;
алгоритмическое знание — знание методов, способов, процедур некоторых действий, приводящих к конкретному результату;
понятийное, или концептуальное знание, складывающееся из совокупности основных терминов, применяемых в той или иной сфере деятельности (предметной области), понятий, кроющихся за этими терминами, их свойств, взаимосвязей и зависимостей.
Говоря о разнице между знаниями и данными, можно дать следующее определение понятия базы знаний: база данных считается базой знаний, если она содержит данные, способные управлять информационными процессами и используется для получения новых данных.
- 1. Информатизация общества, общие понятия информации и системы управления
- Понятие информации
- Количество и качество информации
- Понятие системы, ее свойства
- Основные признаки систем
- Понятие «черного ящика»
- Иерархическая система
- Управляющие системы
- Прямая и обратная связь управления
- Вопросы для самопроверки
- Практические задания
- 2. Структура автоматизированных информационных технологий и систем управления
- Состав информационной технологии управления
- Свойства, структура и классификация автоматизированных информационных технологий управления
- Понятие консалтинга
- Цели разработки консалтинговых проектов
- Этапы разработки консалтинговых проектов
- Внутреннее строение автоматизированных информационных технологий управления
- Понятие платформы как комплекса аппаратных и программных средств
- Понятие программного продукта
- Жизненный цикл программного продукта
- Приобретение программного продукта
- Показатели общественной эффективности автоматизированных информационных технологий управления
- Учет риска при оценке эффективности автоматизированной информационной технологии управления
- Материальные риски
- Риски для здоровья
- Вопросы для самопроверки
- Практическое задание
- Литература
- Оглавление
- 620002, Г. Екатеринбург, ул. Мира, 19
- 620002, Г. Екатеринбург, ул. Мира, 19