4.2.5 Исполнительные устройства
В системах РА используются различные исполнительные устройства, предназначенные для регулирования электрических сигналов, в качестве исполнительных устройств в системах РА используются электронные приборы. Для управления механическими устройствами используются электрические двигатели постоянного или переменного тока.
Качество работы исполнительного устройства определяется его регулировочной характеристикой. Регулировочная характеристика (РХ) – это зависимость управляемого параметра исполнительного устройства от управляющего воздействия.
В системах АРУ устройством управления являются усилители с изменяемым коэффициентом усиления, а управляемым параметром – коэффициент усиления (рис. 4.8, а). В системах ФАПЧ исполнительным устройством – генератор, а управляемый параметр – частота генерации (рис. 4.8, б).
Рис. 4.8 Регулировочные характеристики регулируемых усилителей (а)
и генераторов (б)
Аналитически РХ регулируемых усилителей и генераторов в пределах может быть представлена в виде [5]
, (4.0)
, (4.0)
где Sу – крутизна РХ, определяемая на середине линейного участка ().
Таким образом, основными параметрами РХ электронных приборов являются:
крутизна регулирования Sу;
диапазон управляющих воздействий ;
глубина регулирования q.
В регулируемых усилителях глубина регулирования оценивается отношением
,
а в перестраиваемых генераторах отношением
.
В системах управления антеннами РЛС используются электрические двигатели постоянного и переменного тока (рис. 4.9, а), электромагнитные порошковые муфты и другие устройства. При использовании двигателя постоянного тока, работающего на некоторую нагрузку (Н), на обмотку возбуждения подается постоянное напряжение с источника постоянного тока и на обмотку якоря (Я) подается управляющее напряжение с усилителя мощности. Напряжение на обмотке якоря является входным сигналом двигателя, а угол поворота якоря выходным сигналом двигателя. Зависимость частоты вращения якоря двигателя от входного напряжения и называют регулировочной характеристикой (рис. 4.9).
а) б)
Рис. 4.9 Схема (а) и регулировочная характеристика (б)
электрического двигателя постоянного тока
Передаточная функция двигателя определяется следующим выражением:
, (4.0)
где (p) – преобразование Лапласа для угла отклонения якоря; U(p) – преобразование Лапласа для отклонения напряжения на обмотке якоря от установившегося значения.
Коэффициент передачи kдв и электромеханическая постоянная времени Tм двигателя определяются опытным путем. Для нахождения коэффициента передачи необходимо снять регулировочную характеристику, угол наклона касательной к которой, проведенной в точке, соответствующей установившемуся режиму работы двигателя, позволяет найти коэффициент передачи.
Для измерения электромеханической постоянной времени Tм необходимо снять осциллограмму изменения частоты вращения двигателя при скачкообразном изменении напряжения на обмотке якоря. Для этого нужно зарегистрировать напряжение с какого-либо датчика частоты вращения, механически соединенного с якорем двигателя. Время, в течение которого частота вращения двигателя изменится на значение, равное 0,63 от установившегося значения, равно электромеханической постоянной времени.
Передаточные функции электрических двигателей переменного тока также описываются выражением (4.15). Исполнительные устройства с электромагнитными муфтами рассмотрены в [6].
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- 1Введение
- 1.1 Предмет изучения теории управления и радиоавтоматики
- 1.2 Управление, регулирование и классификация систем автоматического регулирования
- 2Функциональные и Структурные схемы систем радиоавтоматики
- 2.1 Система автоматической регулировки усиления
- 2.2 Система автоматической подстройки частоты
- 2.3 Система фазовой автоподстройки частоты
- 2.4 Система автоматического сопровождения цели рлс
- 2.5 Система измерения дальности рлс
- 2.6 Обобщенная структурная схема систем радиоавтоматики
- 3Дифференциальные уравнения и передаточные функции систем радиоавтоматики
- 3.1 Общие дифференциальные уравнения систем радиоавтоматики
- 3.2 Передаточная функция систем радиоавтоматики
- 3.3 Переходная и импульсная переходная функции
- 3.4 Выходной сигнал системы радиоавтоматики при произвольном воздействии
- 3.5 Комплексный коэффициент передачи и частотныехарактеристики
- 4 Элементы систем радиоавтоматики и типовые радиотехнические звенья
- 4.1 Проблема моделирования элементов систем радиоавтоматики
- 4.2 Элементы систем радиоавтоматики
- 4.2.1 Фазовые детекторы
- 4.2.2 Частотные дискриминаторы
- 4.2.3 Угловые дискриминаторы
- На выходе одного из фазовых детекторов возникает напряжение
- 4.2.4 Временные дискриминаторы
- 4.2.5 Исполнительные устройства
- 4.3 Типовые радиотехнические звенья
- 4.4 Виды соединения типовых радиотехнических звеньев и структурные преобразования сложных схем систем радиоавтоматики
- 4.5 Передаточные функции сложных многоконтурныхсистем
- 4.6 Определение параметров элементов систем
- 5 Устойчивость линейных систем радиоавтоматики
- 5.1 Основные понятия и определения
- 5.2 Условие устойчивости линейных систем
- 5.3 Критерии устойчивости
- 5.3.1 Критерий устойчивости Гурвица
- 5.3.2 Критерий устойчивости Михайлова
- 5.3.3 Критерий устойчивости Найквиста
- 5.3.4 Логарифмическая форма критерия Найквиста
- 5.4 Области и запасы устойчивости
- 5.4.1 Основные понятия и определения
- 5.4.2 Частотные оценки запасов устойчивости
- 5.4.3 Корневые оценки запасов устойчивости
- 5.4.4 МетодD-разбиения
- Пример. Определить область устойчивости системы по коэффициенту усиления (рис. 5.21).
- 6 Анализ качества систем радиоавтоматики
- 6.1 Постановка задачи исследования качества работы систем радиоавтоматики
- 6.2 Показатели качества переходного процесса
- 6.3 Частотные показатели качества
- 6.4 Анализ точности работы систем радиоавтоматики
- 7Основы Проектирования систем радиоавтоматики
- 7.1 Постановка задачи
- 7.2 Синтез передаточной функции разомкнутой системы радиоавтоматики
- 7.3 Определение передаточных функций корректирующих устройств
- 7.4 Синтез систем с неполной информацией о воздействиях
- 7.5 Комплексные системы
- Литература