2.4 Система автоматического сопровождения цели рлс
Радиолокационная станция (РЛС) сопровождения предназначена для автоматического измерения составляющих угла отклонения линии визирования в системе координат 0 Xс Yс Zс, связанной с летательным аппаратом (рис. 2.13, а). Антенна РЛС устанавливается в карданном подвесе, наружная рамка которого вращается в горизонтальной, а внутренняя – в вертикальной плоскостях (рис. 2.13, б). С антенной связана система координат 0 XА YА ZА, ось 0 XА которой нормальна к плоскости внутренней рамки карданного подвеса и совпадает с продольной осью антенны. Для измерения углов отклонения линии визирования в горизонтальной y и вертикальной z плоскостях на рамках карданного подвеса устанавливаются аналоговые или цифровые датчики.
Современные РЛС строятся как моноимпульсные системы, в которых измерение угловых координат сопровождаемой цели осуществляется по одному отраженному от цели импульсу. РЛС – многоканальное устройство, два канала требуется для измерения составляющей угла отклонения линии визирования в горизонтальной плоскости и два – для измерения в вертикальной плоскости. Для этого в антенне РЛС формируются две остронаправленные перекрещивающиеся диаграммы направленности (рис. 2.14, а).
Рис. 2.13 Диаграмма направленности углов отклонения линии
визирования (а) и схема карданного подвеса антенны РЛС (б)
Диаграммы направленности разнесены относительно равносигнального направления (РСН) на постоянный угол 0. Если линия визирования отклонена от РСН на угол e, который является сигналом рассогласования в системе автосопровождения, то сигналы, принятые по диаграммам направленности, будут различными: сигнал E1, принятый по верхней диаграмме направленности, будет больше сигнала E2, принятого по нижней диаграмме:
(2.0)
где E0 – сигнал, принимаемый по РСН; kА – постоянный коэффициент.
Рис. 2.14 Диаграмма направленности (а) и пеленгационная
характеристика РЛС (б)
Разность амплитуд принятых сигналов
(2.0)
пропорциональна углу отклонения линии визирования от РСН. Для того чтобы исключить влияние на измерение напряжения, пропорционального углу отклонения e от абсолютных значений принимаемых сигналов E1 и E2, разностный сигнал (2.19) нормируется суммарным сигналом:
(2.0)
В этом случае отношение амплитуды разностного сигнала (2.19) к амплитуде определенной формулой (2.20) можно будет записать в виде
(2.0)
и пропорционально углу отклонения линии визирования от РСН. Зависимость (2.21) называют пеленгационной характеристикой (рис. 2.14, б). Эта характеристика определяет коэффициент передачи приемника РЛС, допустимый диапазон угла рассогласования от РСН. Реализация соотношения (2.21) в моноимпульсном приемнике системы автосопровождения (рис. 2.15) обеспечивается использованием системы АРУ. Суммарный сигнал (2.20) является также опорным сигналом для фазового детектора системы автосопровождения, напряжение на выходе которого будет
, (2.0)
где kфд – коэффициент передачи фазового детектора.
Рис. 2.15 Функциональная схема моноимпульсного приемника
системы автосопровождения РЛС
Структурная схема системы автосопровождения РЛС (рис. 2.16, а). Из схемы видно, что напряжение с приемника (П) через корректирующее устройство (КУ) подается на усилитель мощности (УМ), на который поступает и сигнал со схемы местной обратной связи (МОС). Усилитель мощности вводится для обеспечения нормальной работы электрического двигателя (ЭД), который через редуктор (Р) поворачивает антенну (А) в направление уменьшения сигнала рассогласования, не превышающего в режиме сопровождения цели допустимого значения. С помощью КУ, включенного после фазового детектора приемника и МОС, обеспечивается устойчивость и необходимые динамические свойства системы автосопровождения цели РЛС.
Рис. 2.16 Структурная схема системы автоматического
сопровождения РЛС (а) и отсчет угла (б)
Система автосопровождения работает в условиях действия возмущающих воздействий. Основными из них являются следующие: флуктуация отраженного от цели радиолокационного сигнала; угловой шум, обусловленный перемещением по цели центра отражения сигнала (блуждание блестящей точки); шум первых каскадов приемника. Эти возмущающие воздействия снижают точность работы системы и учтены в модели системы в виде возмущающего воздействия n(t). Регулируемым параметром в системе автосопровождения цели является угол отклонения оси антенны РЛС А от продольной оси летательного аппарата 0 Xc, а управляющим воздействием (входным сигналом) – угол отклонения линии визирования ц. Объект управления – антенна РЛС, состояние которой (угол отклонения и его производные) должно изменяться так, чтобы продольная ось антенны с необходимой точностью была направлена на сопровождаемую цель, а производные от ее угла отклонения не превышали допустимых значений.
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- 1Введение
- 1.1 Предмет изучения теории управления и радиоавтоматики
- 1.2 Управление, регулирование и классификация систем автоматического регулирования
- 2Функциональные и Структурные схемы систем радиоавтоматики
- 2.1 Система автоматической регулировки усиления
- 2.2 Система автоматической подстройки частоты
- 2.3 Система фазовой автоподстройки частоты
- 2.4 Система автоматического сопровождения цели рлс
- 2.5 Система измерения дальности рлс
- 2.6 Обобщенная структурная схема систем радиоавтоматики
- 3Дифференциальные уравнения и передаточные функции систем радиоавтоматики
- 3.1 Общие дифференциальные уравнения систем радиоавтоматики
- 3.2 Передаточная функция систем радиоавтоматики
- 3.3 Переходная и импульсная переходная функции
- 3.4 Выходной сигнал системы радиоавтоматики при произвольном воздействии
- 3.5 Комплексный коэффициент передачи и частотныехарактеристики
- 4 Элементы систем радиоавтоматики и типовые радиотехнические звенья
- 4.1 Проблема моделирования элементов систем радиоавтоматики
- 4.2 Элементы систем радиоавтоматики
- 4.2.1 Фазовые детекторы
- 4.2.2 Частотные дискриминаторы
- 4.2.3 Угловые дискриминаторы
- На выходе одного из фазовых детекторов возникает напряжение
- 4.2.4 Временные дискриминаторы
- 4.2.5 Исполнительные устройства
- 4.3 Типовые радиотехнические звенья
- 4.4 Виды соединения типовых радиотехнических звеньев и структурные преобразования сложных схем систем радиоавтоматики
- 4.5 Передаточные функции сложных многоконтурныхсистем
- 4.6 Определение параметров элементов систем
- 5 Устойчивость линейных систем радиоавтоматики
- 5.1 Основные понятия и определения
- 5.2 Условие устойчивости линейных систем
- 5.3 Критерии устойчивости
- 5.3.1 Критерий устойчивости Гурвица
- 5.3.2 Критерий устойчивости Михайлова
- 5.3.3 Критерий устойчивости Найквиста
- 5.3.4 Логарифмическая форма критерия Найквиста
- 5.4 Области и запасы устойчивости
- 5.4.1 Основные понятия и определения
- 5.4.2 Частотные оценки запасов устойчивости
- 5.4.3 Корневые оценки запасов устойчивости
- 5.4.4 МетодD-разбиения
- Пример. Определить область устойчивости системы по коэффициенту усиления (рис. 5.21).
- 6 Анализ качества систем радиоавтоматики
- 6.1 Постановка задачи исследования качества работы систем радиоавтоматики
- 6.2 Показатели качества переходного процесса
- 6.3 Частотные показатели качества
- 6.4 Анализ точности работы систем радиоавтоматики
- 7Основы Проектирования систем радиоавтоматики
- 7.1 Постановка задачи
- 7.2 Синтез передаточной функции разомкнутой системы радиоавтоматики
- 7.3 Определение передаточных функций корректирующих устройств
- 7.4 Синтез систем с неполной информацией о воздействиях
- 7.5 Комплексные системы
- Литература