Прямая и обратная связь управления
Система управления представляет собой совокупность объекта управления (например предприятия) и субъекта управления (управленческого аппарата) (рис. 1.3). Управленческий аппарат объединяет сотрудников, формулирующих цели, разрабатывающих планы, устанавливающих требования к принимаемым решениям, а также контролирующих их выполнение. В задачу объекта управления входит выполнение планов, разработанных управленческим аппаратом, т. е. реализация той деятельности, для которой создавалась система управления. Оба компонента системы связаны прямой и обратной связью. Прямая связь выражается потоком директивной информации, направляемой от управленческого аппарата к объекту управления. Обратная связь представляет собой поток отчетной информации о выполнении принятых решений, идущий в обратном направлении.
Р ис. 1.3. Структура системы управлений: П – прямая связь; О – обратная связь
Директивная информация формируется управленческим аппаратом в соответствии с целями управления и информацией о внешней среде, о сложившейся внешней ситуации. Отчетная информация формируется объектом управления и отражает внутреннюю ситуацию. Таким образом, внешняя среда влияет не только на объект управления, она поставляет информацию управленческому аппарату, решения которого зависят от внешних факторов.
Обратная связь, увеличивающая влияние входа системы на ее выход, называется положительной обратной связью, а уменьшающая это влияние - отрицательной. Отрицательная обратная связь – способ восстановления равновесия в системе, когда оно нарушается внешним воздействием, а положительная обратная связь вызывает большее отклонение, чем то, которое вызвало бы внешнее воздействие при отсутствии обратной связи.
Метод управления, основанный на использовании обратной связи нашел широкое применение как в системах управления техническими объектами, так и в организационно-административных системах. Одним из главных достоинств этого метода является работа элементов систем управления в условиях значительных изменений внешней среды, т. е. в условиях большого числа случайных воздействий различного вида.
Совокупность информационных потоков, средств обработки, передачи и хранения данных, а также сотрудников управленческого аппарата, выполняющих операции по переработке данных, составляет информационную систему управления объектом.
- 1. Информатизация общества, общие понятия информации и системы управления
- Понятие информации
- Количество и качество информации
- Понятие системы, ее свойства
- Основные признаки систем
- Понятие «черного ящика»
- Иерархическая система
- Управляющие системы
- Прямая и обратная связь управления
- Вопросы для самопроверки
- Практические задания
- 2. Структура автоматизированных информационных технологий и систем управления
- Состав информационной технологии управления
- Свойства, структура и классификация автоматизированных информационных технологий управления
- Понятие консалтинга
- Цели разработки консалтинговых проектов
- Этапы разработки консалтинговых проектов
- Внутреннее строение автоматизированных информационных технологий управления
- Понятие платформы как комплекса аппаратных и программных средств
- Понятие программного продукта
- Жизненный цикл программного продукта
- Приобретение программного продукта
- Показатели общественной эффективности автоматизированных информационных технологий управления
- Учет риска при оценке эффективности автоматизированной информационной технологии управления
- Материальные риски
- Риски для здоровья
- Вопросы для самопроверки
- Практическое задание
- Литература
- Оглавление
- 620002, Г. Екатеринбург, ул. Мира, 19
- 620002, Г. Екатеринбург, ул. Мира, 19