logo
лекции и лабы по Автоматика 2009

Введение

Чтобы различные технические устройства выполняли требуемые функции, необходимо организовать тот или иной процесс управления. Процесс управления может быть реализо­ван "ручным" способом или с помощью совокупности технических средств, которые, в общем случае, называют системами автомати­ческого управления,

Системы автоматического управления в сельскохозяйственном производстве и переработке продукции призваны управлять режимами работы оборудования, теплиц, холодильных установок и т.п. Особенностью этих систем является ­работа с биологическими объектами, животными, растениями и продуктами их переработки.

Необходимость внедрения и развитие систем автоматического управления способствовали созданию отдельного научно-технического направления, которое включает элементную базу, теоретические вопросы анализа и синтеза, вопросы проектирования и обеспечения требуемой надёжности. Вместе с тем это отдельное направление имеет тесную связь с электроникой, электротехникой, математикой и другими разделами науки и техники. В развитие систем автоматики внесли вклад ученые Н.Н.Боголюбов, И.Ф.Бородин, Н.Винер, Н.Е.Жуковский, А.Н.Колмогоров, Н.М.Крылов, А.В.Михайлов, Г.Найквист, В.Д.Шеповалов, С.А.Чаплыгин, и многие другие ученые.

Предметом дисциплины “Автоматика” является – теоретические основы и технические средства автоматики. Она базируется на общенаучных и общетехнических дисциплинах: математике, физике, химии, электротехнике. Изучение дисциплины является составной частью изучения общепрофессиональных дисциплин.

Цель дисциплины – активно закрепить, обобщить, углубить и расширить знания, полученные при изучении базовых дисциплин, приобрести новые знания и сформировать умения и навыки, необходимые для изучения специальных инженерных и технологических дисциплин и для последующей инженерной деятельности.

Задачи дисциплины заключаются в изучении основ теории автоматического управления и регулирования сельскохозяйственными и промышленными объектами, принципов построения технических средств для автоматизации процессов.

Студент, изучивший курс "Автоматика", должен знать общие сведения о системах и элементах автоматики, принципы построения систем автоматического управления, датчиков, усилительных и исполнительных элементов, регуляторов, архитектуру микропроцессорных систем, основы теории автоматического управления.

Студент по окончании изучения курса должен уметь владеть методами расчетов параметров датчиков; собрать и отладить автоматическое устройство, включающее источник энергопитания, устройство управления и исполнительный механизм.

Целью данного учебного пособия является изучение круга вопросов, которые представляют собой теории автоматического управления и регулирования, а также технические средства реализации систем управления, включая микропроцессорные приборы и наиболее употребляемые схемы автоматики.

Учебное пособие создано в соответствии со стандартом второго поколения по дисциплине “Автоматика” для направления 660300 «Агроинженерия». Оно состоит из двух частей – Основы теории автоматического управления и Технические средства автоматики, включающих в себя 14 глав.