logo search
сборка всех методичек2010-7 ужато200

1 Теоретические сведения

Электрическое сопротивление балласта и шпал рельсовых цепей следует измерять в теплую погоду и после дождя, т. е. когда грунт имеет минимальное сопротивление. Электрическое сопротивление балласта и шпал рельсовых цепей определяют прибором ИСБ-1 (измеритель сопротивления балласта), который позволяет измерять удель­ное сопротивление изоляции с достаточной степенью точности без отключения действующих приборов рельсовой цепи. Прибор ИСБ-1 подключают к рельсовой цепи не менее чем за 100 - 150м от изолиру­ющих стыков и проводят измерения на участке протяженностью в 200—300 м.

В схему измерительного прибора (рис.1) входят генератор G получающий питание от сухой батареи и вырабатывающий ток частотой 5000 Гц, резистор RB, включенный последовательно с ге­нератором. Внутреннее сопротивление генератора вместе с сопро­тивлением резистора значительно выше входного сопротивления рельсовой цепи, поэтому при подключении прибора ИСБ-1 даже при самом низком сопротивлении изоляции ток на выходе генератора остается постоянным. При этом между точками а и б появляется напряжение, пропорциональное напряжению на нагрузке R/2. Через защитный фильтр ZQ, и трансформатор Т это напряжение подается на индикатор И. По показаниям индикатора, пользуясь градуировочной таблицей, определяют удельное сопротивление изоляции рельсовой цепи.

Рис.1 измерения сопротивления балласта рельсовой цепи прибором ИСБ – 1

Фильтр, включенный в схему, защищает измерительный прибор от источника тока рельсовой цепи, а также от гармоник тягового тока, чем исключается неточное показание прибора. На лицевой стороне прибора имеется кнопка SB для включения прибора в режим кали­бровки или измерения и переключатель SA для переключения эталон­ных резисторов R1, R10. Перед началом измерения прибор калибру­ют, для чего переключатель SА устанавливают в одно из положений в зависимости от значения удельного сопротивления балласта (1— 10 Ом-км). После чего кнопкой SB генератор подключают к эталонно­му резистору R1 или R10. Затем, подключая резистор Rp, добиваются того, чтобы стрелка прибора максимально отклонялась по шкале из­мерения. После калибровки нажатием кнопки SB генератор включают в рельсовую цепь.

Прибор измеряет сопротивление изоляции на участке длиной 250—300 м в пределах полной длины рельсовой цепи. По полученным значениям этих замеров находят участки рельсовой цепи с понижен­ным сопротивлением изоляции.

После всех замеров определяют среднее значение сопротивления изоляции рельсовой цепи

где n – число измерений; RИП – показание прибора в точках измерений, Ом*км. Число измерений n = L / (200 - 300), где L – длина рельсовой цепи, м.

 

Таблица.1

  

Показания прибора, мкА

Удельное сопротивле­ние изо­ляции, Ом км

Показания прибора. мкА

Удельное сопротивле­ние изоляции, Ом-км

Показания прибора, мкА

Удельное сопротив­ление изоляции Ом-км

Показания прибора. мкА

Удельное сопротивле­ние изоляции, Ом-км

20

55

0,05

95

0,19

130

0,39

25

60

0,07

100

0,22

140

0,46

30

0,01

65

0,09

105

0,24

150

0.53

35

0,15

70

0,1

110

0,27

160

0,62

40

0,02

75

0,11

115

0,3

170

0,71

45

0,03

80

0,13

120

0,33

180

0,8

50

0,04

85

0,15

125

0,36

190

0,9

 

 

90

0,17

 

 

200

1,0

Порядок пользования прибором ИСБ-1 следующий: кнопкой "Вкл" включить питание; перевести переключатель в положение "10 Ом·км"; пружинные контакты подключить к рельсам; поворотом ручки "Ка­либр" установить стрелку прибора на максимальное показание 200 мкА; нажать кнопку "Измер.", снять показание индикатора и по градуировочной таблице определить сопротивление балласта.

При показании индикатора менее 30 мкА перевести переключатель SA в положение "1 Ом-км" и выполнить вышеуказанные действия.

Окончив измерения, выключить питание, нажав кнопку "Вкл". Затем прибор отключить от рельсов.

Норма удельного сопротивления балласта составляет для двухниточных рельсовых цепей 1 Ом-км, для однониточных 0,5 Ом-км.

В случае заниженного сопротивления балласта необходимо со­вместно с дорожным мастером дистанции пути проверить состояние рельсовых скреплений и балласта. Загрязненные рельсовые скрепле­ния должны быть очищены, а загрязненный балласт удален работни­ками дистанции пути.

Верхняя поверхность балластного слоя на участках железных дорог с железобетонными шпалами должна быть на одном уровне с верхней постелью средней части шпал.

На участках железных дорог с деревянными шпалами поверхность балластного слоя на всем промежутке между шпалами должна быть ниже подошвы рельса на 30 мм.

Результаты проверки на станции электромеханик записывает в Журнал технической проверки устройств СЦБ (форма ШУ-64), а при обнаруженных отступлениях от утвержденных норм электромеханик совместно с дорожным мастером делают запись в Журнале осмотра. Результаты проверки на перегоне электромеханик записывает в кар­точку сигнальной установки (форма ШУ-62), а при наличии отступле­ний совместно с дорожным мастером оформляют результаты провер­ки актом и представляют его начальнику дистанции пути и начальни­ку дистанции сигнализации и связи.