logo search
Лекции по цифровым системам / Транкковые сети / 402096_A4705_lekcii_seti_svyazi_i_sistemy_kommutacii

11.5.1 Модель управления телекоммуникациями

Конкуренция и существенное расширение номенклатуры услуг связи на рынке привело к тому, что пользователя привлекает не столько наличие технической возможности организации связи, сколько качественные и количественные показатели, такие как гарантированное качество услуги, мобильность, универсальность оборудования доступа, гарантия совместимости различных стандартов, развитая и удобная система расчета. Поэтому эффективные решения в области управления телекоммуникациями являются ключевыми компонентами сетей связи любого масштаба – от локальных сетей до национальных и международных. Оператор сети должен иметь центр управления сетями и/или услугами связи, который позволит ему реализовывать следующие функции:

Для решения задачи разработки и внедрения системы управления телекоммуникациями Международный союз электросвязи (МСЭ) рекомендует использовать концепцию TMN - модели (Telecommunications Management Network),являющейся способом логического описания системы (сети) управления телекоммуникациями. Данная концепция предполагает многоуровневую иерархическую структуру управления телекоммуникациями (рисунок 11.8).

Рисунок 11.8 – Базовая модель сети управления телекоммуникациями 19

В составе модели выделяется пять уровней:

  1. уровень сетевых элементов, к которому относится сетевое оборудование: каналы, коммутационные системы, мультиплексоры, каналообразующая аппаратура и т. д.;

  2. уровень управления элементами сети – представляет собой элементарные системы управления, которые управляют отдельными элементами сети (данный уровень изолирует верхние уровни системы управления от деталей и особенностей управления конкретным оборудованием);

  3. уровень управления сетью – координирует работу систем управления предыдущего уровня, контролирует конфигурацию составных каналов, согласует работу транспортных подсетей разных технологий и т. п. (с помощью этого уровня сеть начинает работать как единое целое, передавая сообщения между пользователями);

  4. уровень управления услугами – охватывает те аспекты функционирования сети, с которыми непосредственно сталкиваются абоненты или другие поставщики услуг и выполняет следующие функции: контроль качества сервиса, контроль выполнения условий контрактов на обслуживание, управление регистрационными записями абонентов и услуг, добавление или удаление пользователей, присвоение адресов, организация автоматизированных систем расчетов, взаимодействие с внешними управляющими системами;

  5. уровень бизнес-управления – осуществляет стратегическое управление сетью с учетом финансовых аспектов деятельности организации, владеющей сетью.

Задачи управления сетью подразделяются на функциональные области:

  1. Управление конфигурацией сети и именованием - устанавливает и модифицирует параметры элементов сети и всей сети в целом. С помощью этой группы задач определяются сетевые адреса, идентификаторы, географическое положение таких элементов как коммутационные станции, маршрутизаторы, интерфейсы «пользователь-сеть» и другие. Конфигурация сети обычно отображается на карте реальными связями между ее элементами. Управление конфигурацией сети и ее элементов может быть реализовано автоматически, полуавтоматически и вручную. В эту же группу функций входит и настройка маршрутизаторов корпоративных сетей для поддержки маршрутов и виртуальных путей «из конца в конец».

  2. Управление устранением последствий отказов – в эту группу функций входит обнаружение и устранение последствий отказов и сбоев в работе сети (регистрация сообщений об ошибках, их фильтрация по заданному признаку, анализ причин отказов), маршрутирование потоков сообщений об ошибках к требуемому объекту системы управления, выявление проблем, для решения которых требуется привлечение специалистов. В телекоммуникационных сетях общего пользования управление устранением последствий отказов может быть реализовано как автоматически, так и полуавтоматически. В полуавтоматическом режим система управления оформляет документы, контролирует этапы восстановительных работ, а операции восстановления работоспособности отказавших элементов выполняют люди.

  3. Управление производительностью и надежностью – специфические функции этих задач:

- контроль выполнения соглашения об уровне обслуживания пользователей (SLA–ServicesLevelAgreement);

- контроль интенсивности трафика направлений связи или виртуальные соединения;

- определение коэффициента готовности элемента сети (системы передачи, коммутационной станции, виртуального соединения «из конца в конец» в сети с пакетной коммутацией);

- анализ производительности и надежности сети для целей планирования и оперативного управления.

  1. Управление безопасностью –в конкретной системе управления сетью функции управления безопасностью могут отсутствовать. Оператор телекоммуникационной сети может приобрести специальный продукт управления безопасностью, который обеспечит аутентификацию пользователей, управление полномочиями, назначение и проверку прав доступа к ресурсам сети, если эти функции не реализуются уже функционирующими операционными системами элементов сети.

  2. Учет работы сети –в эту группу включены функции регистрации использования таких ресурсов сети, как тракты, соединения, каналы, службы, начисление платы за использование этих и других ресурсов.