logo search
otvety_na_bilety_PP_tanya

Диаграмма активности, ее назначение и принципы построения. Конструктивные элементы диаграммы, их назначение. Связь с другими диаграммами

См. 21 вопрос

Диаграммы пакетов

В объектно-ориентированном подходе пакет содержит множество взаимосвязанных классов объектов и соответствует понятию подсистема функционально-ориентированного подхода. Один прецедент использования может требовать классы объектов из разных пакетов. Класс объектов обычно назначается одному пакету, но с позиции достижения разных подцелей может входить в состав разных пакетов.

Пакетная технология группирования классов объектов позволяет упростить:

Обычно ЭИС разбивается на функциональные и обеспечивающие пакеты

Функциональные пакеты, соответствующие решаемым проблемам (задачам), объединяются в один общий пакет «Проблемная область». Каждый пакет, в свою очередь, может быть разбит на подпакеты в соответствии с семантической близостью и теснотой взаимодействия классов объектов. Обычно пакеты проблемной области содержат иерархии обобщения и агрегации. Классы объектов, требуемые в нескольких подсистемах, выделяются в самостоятельные пакеты. В одном пакете, как правило, определяется не более 20 компонентов, обычно 5-15.

С обеспечивающей точки зрения ЭИС разбивают на пять основных пакетов:

Диаграммы компонентов и размещения

Д иаграмма компонентов отображает зависимости программных компонентов, которые представляются в виде исходных, откомпилированных и исполняемых программных кодов объектов. Один компонент, как правило, соответствует программному коду одного пакета классов объектов.

Компонент в своем составе имеет интерфейсный класс объектов, через который осуществляется доступ к остальным классам объектов компонента. На рис. 3.18 интерфейс обозначен маленьким кружком, присоединенным к пиктограмме компонента. С помощью интерфейса объекты других компонентов обращаются не к конкретным объектам рассматриваемого компонента, а к его интерфейсному объекту. Таким образом упрощается взаимодействие компонентов между собой, когда при доступе к компоненту из других компонентов не требуется знать внутреннюю структуру этого компонента. Компонент, к которому осуществляется обращение, может быть не объектно-ориентированным. Достаточно, чтобы у такого компонента был только один интерфейсный класс объектов, который транслирует запросы к компоненту в вызовы обычных процедур. У компонентов может быть несколько интерфейсов.

В модели размещения отображается топология расположения компонентов по узлам вычислительной сети. Отдельный компонент всегда располагается на одном компьютере-сервере. На одном компьютере-сервере может располагаться несколько компонентов.

Диаграммы состояний (Statechart diagram)

Входная точка

Состояние

Переход состояний

Выходная точка

Диаграмма состояний отображает поведение объектов одного класса в динамике, связь состояний объектов с событиями и определяет:

Ниже представлены используемые в диаграмме состояний понятия и их графическое обозначение:

Входная точка определяет событие, которое образует начальное состояние объекта. В точку входа нельзя перейти из состояния объекта.

Выходная точка определяет завершение существования объекта. Из точки выхода нет перехода состояния.

Состояние представляет ситуацию, в течение которой выполняется непрерывная деятельность или объект находится в стационарном положении. Состояние определяется как набор значений атрибутов и отношений, связанных с объектом. Имя состояния должно быть уникальным только внутри класса объекта, для которого оно определяется.

С каждым состоянием связано одно событие или более, которые могут его изменить. Для состояния задаются имена всех связанных с ним переходов в другие состояния.

Переход состояний определяет изменение в состоянии объекта, которое происходит в результате события, возникшего в то время, когда объект находился в данном состоянии. Каждый пе­реход состояний должен иметь уникальное имя.

Переход состояний описывается следующими атрибутами:

Назначение - состояние объекта, в которое перейдет объект после перехода состояния.

В ызов - имя события, которое вызывает переход состояний. Имена событий должны быть идентичными в определении класса и состояния. Вызываемые события могут быть либо внешними, осуществляемыми актерами, либо внутренними, связанными с поведением других объектов, либо временными, связанными с истечением заданного интервала времени.

Условие перехода - это логическое выражение, связанное с атрибутами объекта, которое должно быть проверено для выбора перехода состояния. Условие перехода задается в том случае, если происходит событие, в результате которого может произойти неоднозначный переход состояний. Условия переходов для одного исходного состояния должны быть взаимоисключающими.

Действие - атрибут, информационно описывающий сущность действия, которое должно выполняться при переходе состояний. Этому действию будет соответствовать некоторая процедура, реализующая метод класса объектов.

Переход состояний графически помечается меткой линии, на которой задается по крайней мере один из следующих атрибутов:

Вызов, Условие перехода, Действие.