Прототипное проектирование ис (rad – технология). Понятие прототипа. Возможности и преимущества быстрой разработки прототипа ис.
Прототип - действующий программный код, реализующий функции и интерфейс программы.
Одним из условий обеспечения высокого качества создаваемых ЭИС является активное вовлечение конечных пользователей в процесс разработки предназначенных для них интерактивных систем, что нашло отражение в методологии прототипного проектирования. Ядром этой методологии является быстрая разработка приложений RAD (Rapid Application Development).
Данная технология обеспечивает создание на ранней стадии реализации действующей интерактивной модели системы, так называемой системы-прототипа, позволяющей наглядно продемонстрировать пользователю будущую систему, уточнить его требования, оперативно модифицировать интерфейсные элементы: формы ввода сообщений, меню, выходные документы, структуру диалога, состав реализуемых функций.
В процессе работы с системой-прототипом пользователь реально осознает возможности будущей системы и определяет наиболее удобный для него режим обработки данных, что значительно повышает качество создаваемых систем. Осуществляются проверка принципиальных проектных решений по составу и структуре ЭИС и оценка основных ее эксплуатационных характеристик.
Вовлечение пользователей в процесс проектирования и конструирования приложения позволяет получать замечания и дополнения к требованиям непосредственно в процессе проектирования приложения, сокращая время разработки. Представители заказчика получают возможность контролировать процесс создания системы и влиять на ее функциональное наполнение. Результатом является сдача в эксплуатацию системы, учитывающей большинство потребностей заказчиков. Согласованная система-прототип служит спецификацией для дальнейшей разработки ЭИС, что позволяет на ранних этапах проектирования выявить возможные ошибки проектирования и определить параметры будущей системы.
Все приемы для быстрой разработки приложений RAD служат одновременно для обеспечения высокого качества продукта и низкой стоимости разработки. К числу этих приемов относятся:
разработка приложения итерациями;
необязательность полного завершения работ на каждом из этапов жизненного цикла для начала работ на следующем;
обязательное вовлечение пользователей в процесс проектирования и построения системы;
высокая параллельность работ;
повторное использование частей проекта;
необходимое применение CASE-средств, обеспечивающих техническую целостность на этапах анализа и проектирования;
применение средств управления конфигурациями, облегчающее внесение изменений в проект и сопровождение готовой системы;
использование автоматических генераторов (мастеров);
использование прототипирования, позволяющего полнее выяснить и удовлетворить потребности конечного пользователя;
тестирование и развитие проекта, осуществляемые одновременно с разработкой нескольких версий прототипа.
Каждое из перечисленных положений в отдельности способствует повышению скорости, улучшению качества, но только их совместное применение вызывает качественные изменения в процессе разработки.
Неполное завершение работ на каждом этапе позволяет переходить на следующий этап, не дожидаясь полного завершения работы на текущем этапе. При итеративном способе разработки ЭИС недостающую работу можно будет выполнить на следующей итерации. Главная же задача - как можно быстрее показать пользователям системы работоспособный продукт, тем самым активизируя процесс уточнения и дополнения требований.
Основная проблема процесса разработки ЭИС по RAD-технологии заключается в определении момента перехода на следующий этап. Для ее решения необходимо ввести временные ограничения на каждый из этапов жизненного цикла. Переход осуществляется в соответствии с планом, даже если не вся запланированная работа закончена. План составляется на основе статистических данных, полученных в предыдущих проектах, и личного опыта разработчиков с использованием инструментов автоматизации процесса планирования. Средства автоматизации планирования являются важным элементом при разработке приложений по методологии RAD. Они применяются для определения состава и объема работ, необходимого числа разработчиков, распределения работ между участниками проекта, контроля за ходом выполнения работ и динамической корректировкой плана.
Для реализации технологии прототипного проектирования необходимо применять высокоуровневые инструментальные средства, которые позволяют быстро преобразовать прототип системы в функционирующую версию и внести в нее в дальнейшем необходимые изменения.
Такие инструментальные средства можно условно разделить на два класса: инструменты быстрой разработки приложения в развитых СУБД - класс DEVELOPER и интегрированные инструменты быстрой разработки приложений - класс BUILDER.
К инструментам этих классов можно отнести средства 4GL (генераторы компонентов приложений):
• генераторы таблиц базы данных;
• генераторы форм ввода-вывода;
• генераторы запросов;
• генераторы отчетов;
• генераторы меню.
Такие генераторы существуют почти во всех СУБД, как персональных Access, FoxPro, Paradox, так и в окружении промышленных серверов БД (Oracle, Informix, Adabas D и др.).
Отличительной чертой класса BUILDER является то, что инструменты данного класса легко интегрируются с CASE-средствами и представляют собой единую среду быстрой разработки приложения. К интегрированным инструментам класса BUILDER можно отнести такие, как Power Builder Enterprise (Power Soft), Delphi (Borland), Builder Си ++ и др.
Рассмотрим инструментальную среду быстрой разработки приложений СУБД Access, которая включает ряд мастеров (конструкторов).
Мастер (конструктор) таблиц предназначен для быстрого создания структуры/таблиц БД и их взаимосвязей.
Мастер (конструктор) форм ввода-вывода позволяет быстро создать экраны ввода информации в БД различного типа (ленточные, в столбец, табличные).
Мастер (конструктор) запросов позволяет создавать запросы различной сложности.
Мастер (конструктор) отчетов позволяет создавать отчеты на базе нескольких таблиц или запросов.
Мастер (конструктор) кнопочных форм позволяет разрабатывать управляющие интерфейсные объекты, которые используются для управления работой приложения.
- Организационные методы управления проектирование ис, их классификация. Краткая характеристика классов.
- Методы планирования и контроля проектирования ис. Их назначение и классификация.
- Проектные организации: принципы работы.
- 1 . Если заказ имеет небольшие размеры по стоимости и по продолжительности работ, то принимают первую схему, в которой в одном лице выступают заказчик, разработчик и администратор.
- 2 . Для больших и сложных заказов применяют схему, согласно которой функции разработчика отделяются от функций заказчика и администратора и выполняются другой организацией
- 3 . В том случае, если заказчик - большая организация, которая курирует разработку нескольких проектов эис, применяют следующую схему
- Методика управления проектированием с использованием метода спу.
- Инструментальные средства автоматизации управления проектированием.
- 1. Средства описания комплекса работ проекта, связей между работами и их временных характеристик.
- 2. Средства поддержки информации о ресурсах и затратах по проекту и назначения ресурсов и затрат по отдельным работам над проектом.
- 3. Средства контроля за ходом выполнения проекта.
- 4. Графические средства представления структуры проекта, средства создания различных отчетов по проекту.
- Система управления проектами и ее компоненты.
- Автоматизированное проектирование ис. Методы и средства автоматизированного проектирования.
- Инструментальные средства автоматизированного проектирования ис, их классификация. Краткая характеристика классов.
- Основные параметры case - средств и их сравнительные характеристики.
- Критерии выбора case - средств для проектирования ис.
- Функционально-ориентированные case - средства и их характеристика.
- Понятие словаря данных, его назначение и использование при автоматизированном проектировании ис. Контроль модели ис.
- Объектно-ориентированные case - средства и их характеристика.
- Case системы различных классов: tools, toolkit, workbenсh. Краткая характеристика инструментов.
- Диаграмма «сущность – связь», ее назначение и принципы построения. Конструктивные элементы диаграммы, их назначение и изображения в различных нотациях. Связь с другими диаграммами.
- Диаграмма бизнес функций, ее назначение и принципы построения. Конструктивные элементы диаграммы, их назначение и изображения в различных нотациях. Связь с другими диаграммами.
- Диаграмма переходов состояний, ее назначение и принципы построения. Конструктивные элементы диаграммы, их назначение и изображения в различных нотациях. Связь с другими диаграммами.
- Диаграмма потоков данных, ее назначение и принципы построения. Конструктивные элементы диаграммы, их назначение и изображения в различных нотациях. Связь с другими диаграммами.
- Системная структурная диаграмма, ее назначение и принципы построения. Конструктивные элементы диаграммы, их назначение и изображения в различных нотациях. Связь с другими диаграммами.
- Диаграмма прецедентов, ее назначение и принципы построения. Конструктивные элементы диаграммы, их назначение. Связь с другими диаграммами.
- Д иаграмма деятельности, ее назначение и принципы построения. Конструктивные элементы диаграммы, их назначение. Связь с другими диаграммами.
- Диаграмма классов, ее назначение и принципы построения. Конструктивные элементы диаграммы, их назначение. Связь с другими диаграммами.
- Диаграмма взаимодействия объектов, ее назначение и принципы построения. Конструктивные элементы диаграммы, их назначение. Связь с другими диаграммами
- Диаграмма активности, ее назначение и принципы построения. Конструктивные элементы диаграммы, их назначение. Связь с другими диаграммами
- Жизненный цикл ис при ее автоматизированном проектировании.
- Жизненный цикл ис при её прототипном проектировании. Инструментальные средства прототипного проектирования, их классификация. Краткая характеристика классов.
- Ппп его назначение и структура. Краткая характеристика подсистем и контуров
- Функциональный ппп, его структура и назначение
- Критерии оценки и выбора функционального ппп. Проектирование ис с помощью функционального ппп.
- Настройка и адаптация ппп их назначение и классификация.
- Типовое проектирование ис. Классификация методов типового проектирования. Краткая характеристика классов.
- Понятие типового проектного решения (тпр), типового элемента ис. Тпр класса «задача».
- Тпр класса «подсистема».
- Тпр класса «система».
- Основные понятия и сущность подсистемного типового метода проектирования.
- Основные понятия и сущность элементного типового метода проектирования.
- Сравнительный анализ элементного и подсистемного методов типового проектирования.
- Прототипное проектирование ис (rad – технология). Понятие прототипа. Возможности и преимущества быстрой разработки прототипа ис.
- Характеристика design idef. Генерация схемы бд средствами design idef.
- Характеристика power designer .. Генерация схемы бд средствами power designer . Функционально-ориентированные схемы.
- Характеристика power designer .. Генерация схемы бд средствами power designer .Объектно-ориентированные схемы.
- Основные госТы и международные стандарты для проектирования ис
- Задача №1
- Задача №2
- Задача №3
- Задача №4
- З адача №5