logo
otvety_na_bilety_PP_tanya

Прототипное проектирование ис (rad – технология). Понятие прототипа. Возможности и преимущества быстрой разработки прототипа ис.

Прототип - действующий программный код, реализующий функции и интерфейс программы.

Одним из условий обеспечения высокого качества создаваемых ЭИС является активное вовлечение конечных пользователей в процесс разработки предназначенных для них интерактивных систем, что нашло отражение в методологии прототипного проектирования. Ядром этой методологии является быстрая разработка приложений RAD (Rapid Application Development).

Данная технология обеспечивает создание на ранней стадии реализации действующей интерактивной модели системы, так называемой системы-прототипа, позволяющей наглядно продемонстрировать пользователю будущую систему, уточнить его требования, оперативно модифицировать интерфейсные элементы: формы ввода сообщений, меню, выходные документы, структуру диалога, состав реализуемых функций.

В процессе работы с системой-прототипом пользователь реально осознает возможности будущей системы и определяет наиболее удобный для него режим обработки данных, что значительно повышает качество создаваемых систем. Осуществляются проверка принципиальных проектных решений по составу и структуре ЭИС и оценка основных ее эксплуатационных характеристик.

Вовлечение пользователей в процесс проектирования и конструирования приложения позволяет получать замечания и дополнения к требованиям непосредственно в процессе проектирования приложения, сокращая время разработки. Представители заказчика получают возможность контролировать процесс создания системы и влиять на ее функциональное наполнение. Результатом является сдача в эксплуатацию системы, учитывающей большинство потребностей заказчиков. Согласованная система-прототип служит спецификацией для дальнейшей разработки ЭИС, что позволяет на ранних этапах проектирования выявить возможные ошибки проектирования и определить параметры будущей системы.

Все приемы для быстрой разработки приложений RAD служат одновременно для обеспечения высокого качества продукта и низкой стоимости разработки. К числу этих приемов относятся:

  1. разработка приложения итерациями;

  2. необязательность полного завершения работ на каждом из этапов жизненного цикла для начала работ на следующем;

  3. обязательное вовлечение пользователей в процесс проектирования и построения системы;

  4. высокая параллельность работ;

  5. повторное использование частей проекта;

  6. необходимое применение CASE-средств, обеспечивающих техническую целостность на этапах анализа и проектирования;

  7. применение средств управления конфигурациями, облегчающее внесение изменений в проект и сопровождение готовой системы;

  8. использование автоматических генераторов (мастеров);

  9. использование прототипирования, позволяющего полнее выяснить и удовлетворить потребности конечного пользователя;

  10. тестирование и развитие проекта, осуществляемые одновременно с разработкой нескольких версий прототипа.

Каждое из перечисленных положений в отдельности способствует повышению скорости, улучшению качества, но только их совместное применение вызывает качественные изменения в процессе разработки.

Неполное завершение работ на каждом этапе позволяет переходить на следующий этап, не дожидаясь полного завершения работы на текущем этапе. При итеративном способе разработки ЭИС недостающую работу можно будет выполнить на следующей итерации. Главная же задача - как можно быстрее показать пользователям системы работоспособный продукт, тем самым активизируя процесс уточнения и дополнения требований.

Основная проблема процесса разработки ЭИС по RAD-технологии заключается в определении момента перехода на следующий этап. Для ее решения необходимо ввести временные ограничения на каждый из этапов жизненного цикла. Переход осуществляется в соответствии с планом, даже если не вся запланированная работа закончена. План составляется на основе статистических данных, полученных в предыдущих проектах, и личного опыта разработчиков с использованием инструментов автоматизации процесса планирования. Средства автоматизации планирования являются важным элементом при разработке приложений по методологии RAD. Они применяются для определения состава и объема работ, необходимого числа разработчиков, распределения работ между участниками проекта, контроля за ходом выполнения работ и динамической корректировкой плана.

Для реализации технологии прототипного проектирования необходимо применять высокоуровневые инструментальные средства, которые позволяют быстро преобразовать прототип системы в функционирующую версию и внести в нее в дальнейшем необходимые изменения.

Такие инструментальные средства можно условно разделить на два класса: инструменты быстрой разработки приложения в развитых СУБД - класс DEVELOPER и интегрированные инструменты быстрой разработки приложений - класс BUILDER.

К инструментам этих классов можно отнести средства 4GL (генераторы компонентов приложений):

• генераторы таблиц базы данных;

• генераторы форм ввода-вывода;

• генераторы запросов;

• генераторы отчетов;

• генераторы меню.

Такие генераторы существуют почти во всех СУБД, как персональных Access, FoxPro, Paradox, так и в окружении промышленных серверов БД (Oracle, Informix, Adabas D и др.).

Отличительной чертой класса BUILDER является то, что инструменты данного класса легко интегрируются с CASE-средствами и представляют собой единую среду быстрой разработки приложения. К интегрированным инструментам класса BUILDER можно отнести такие, как Power Builder Enterprise (Power Soft), Delphi (Borland), Builder Си ++ и др.

Рассмотрим инструментальную среду быстрой разработки приложений СУБД Access, которая включает ряд мастеров (конструкторов).