Жизненный цикл ис при её прототипном проектировании. Инструментальные средства прототипного проектирования, их классификация. Краткая характеристика классов.
Прототип - действующий программный код, реализующий функции и интерфейс программы.
Спиральная модель.
Используется подход к организации проектирования ЭИС «сверху-вниз», когда сначала определяется состав функциональных подсистем, а затем постановка отдельных задач. Соответственно сначала разрабатываются такие общесистемные вопросы, как организация интегрированной базы данных, технология сбора, передачи и накопления информации, а затем технология решения конкретных задач. В рамках комплексов задач программирование осуществляется по направлению от головных программных модулей к исполняющим отдельные функции модулям. При этом на первый план выходят вопросы взаимодействия интерфейсов программных модулей между собой и с базой данных, а на второй план - реализация алгоритмов.
В основе спиральной модели жизненного цикла лежит применение прототипной технологии или RAD-технологии (rapid application development - технологии быстрой разработки приложений) - J. Martin. Rapid Application Development. New York: Macmillan, 1991. Согласно этой технологии ЭИС разрабатывается путем расширения программных прототипов, повторяя путь от детализации требований к детализации программного кода. Естественно, что при прототипной технологии сокращается число итераций и меньше возникает ошибок и несоответствий, которые необходимо исправлять на последующих итерациях, а само проектирование ЭИС осуществляется более быстрыми темпами, упрощается создание проектной документации. Для более точного соответствия проектной документации разработанной ЭИС все большее значение придается ведению общесистемного репозитория и использованию CASE-технологий.
Жизненный цикл разработки программного продукта начинается с разработки плана проекта, затем выполняется быстрый анализ, после чего создаются база данных, пользовательский интерфейс и выполняется разработка необходимых функций. В результате этой работы получается документ, содержащий частичную спецификацию требований к программному продукту. Данный документ в дальнейшем является основой для итерационного цикла быстрого прототипирования.
В результате прототипирования разработчик демонстрирует пользователям готовый прототип, а пользователи оценивают его функционирование. После этого определяются проблемы, над устранением которых совместно работают пользователи и разработчики. Этот процесс продолжается до тех пор, пока пользователи не будут удовлетворены степенью соответствия программного продукта, поставленным перед ним требованиям. Затем прототип демонстрируют пользователям с целью получения предложений по его усовершенствованию, которые включаются в последовательные итерации до тех пор, пока рабочая модель не окажется удовлетворительной. После этого получают от пользователей официальное одобрение (утверждение) функциональных возможностей прототипа и выполняют его окончательное преобразование в готовый программный продукт.
Модель протипирования обладает целым рядом преимуществ:
Взаимодействие заказчика с разрабатываемой системой начинается на раннем этапе;
Благодаря реакции заказчика на прототип сводится к минимуму число неточностей в требованиях;
Снижается вероятность возникновения путаницы, искажения информации или недоразумений при определении требований к программному прдукту, что приводит к созданию более качественного программного продукта;
В процессе разработки всегда можно учесть новые, даже неожиданные требования заказчика;
Прототип представляет собой формальную спецификацию, воплощенную в программный продукт;
Прототип позволяет очень гибко выполнять проектирование и разработку, включая несколько итераций на всех фазах жизненного цикла разработки;
Заказчик всегда видит прогресс в процессе разработки программного продукта;
Возможность возникновения противоречий между разработчиками и заказчиками сведена к минимуму;
Уменьшается число доработок, что снижает стоимость разработки: возникающие проблемы решаются на ранних стадиях, что резко сокращает расходы на их устранение; заказчики принимают участие в процессе разработки на протяжении всего жизненного цикла и в конечном итоге в большей степени довольны результатом работы.
Кроме указанных достоинств модели прототипирования присущ и целый ряд недостатков:
Решение сложных задач может отодвигаться на будущее;
Заказчик может предпочесть получить прототип, а не законченную полную версию программного продукта;
Прототипирование может неоправданно затянуться;
Перед началом работы неизвестно, сколько итераций придется выполнить.
Модель прототипирования рекомендуется применять в следующих случаях:
Требования к программному продукту заранее неизвестны;
Требования не постоянны или неудачно сформулированы;
Требования необходимо уточнить;
Нужна проверка концепции;
Существует потребность в пользовательском интерфейсе;
Выполняется новая, не имеющая аналогов разработка;
Разработчики не уверены в том, какое решение следует выбрать.
Для реализации технологии прототипного проектирования необходимо применять высокоуровневые инструментальные средства, которые позволяют быстро преобразовать прототип системы в функционирующую версию и внести в нее в дальнейшем необходимые изменения.
Такие инструментальные средства можно условно разделить на два класса: инструменты быстрой разработки приложения в развитых СУБД - класс DEVELOPER и интегрированные инструменты быстрой разработки приложений - класс BUILDER.
К инструментам этих классов можно отнести средства 4GL (генераторы компонентов приложений):
* генераторы таблиц базы данных;
* генераторы форм ввода-вывода;
* генераторы запросов;
* генераторы отчетов;
* генераторы меню.
- Организационные методы управления проектирование ис, их классификация. Краткая характеристика классов.
- Методы планирования и контроля проектирования ис. Их назначение и классификация.
- Проектные организации: принципы работы.
- 1 . Если заказ имеет небольшие размеры по стоимости и по продолжительности работ, то принимают первую схему, в которой в одном лице выступают заказчик, разработчик и администратор.
- 2 . Для больших и сложных заказов применяют схему, согласно которой функции разработчика отделяются от функций заказчика и администратора и выполняются другой организацией
- 3 . В том случае, если заказчик - большая организация, которая курирует разработку нескольких проектов эис, применяют следующую схему
- Методика управления проектированием с использованием метода спу.
- Инструментальные средства автоматизации управления проектированием.
- 1. Средства описания комплекса работ проекта, связей между работами и их временных характеристик.
- 2. Средства поддержки информации о ресурсах и затратах по проекту и назначения ресурсов и затрат по отдельным работам над проектом.
- 3. Средства контроля за ходом выполнения проекта.
- 4. Графические средства представления структуры проекта, средства создания различных отчетов по проекту.
- Система управления проектами и ее компоненты.
- Автоматизированное проектирование ис. Методы и средства автоматизированного проектирования.
- Инструментальные средства автоматизированного проектирования ис, их классификация. Краткая характеристика классов.
- Основные параметры case - средств и их сравнительные характеристики.
- Критерии выбора case - средств для проектирования ис.
- Функционально-ориентированные case - средства и их характеристика.
- Понятие словаря данных, его назначение и использование при автоматизированном проектировании ис. Контроль модели ис.
- Объектно-ориентированные case - средства и их характеристика.
- Case системы различных классов: tools, toolkit, workbenсh. Краткая характеристика инструментов.
- Диаграмма «сущность – связь», ее назначение и принципы построения. Конструктивные элементы диаграммы, их назначение и изображения в различных нотациях. Связь с другими диаграммами.
- Диаграмма бизнес функций, ее назначение и принципы построения. Конструктивные элементы диаграммы, их назначение и изображения в различных нотациях. Связь с другими диаграммами.
- Диаграмма переходов состояний, ее назначение и принципы построения. Конструктивные элементы диаграммы, их назначение и изображения в различных нотациях. Связь с другими диаграммами.
- Диаграмма потоков данных, ее назначение и принципы построения. Конструктивные элементы диаграммы, их назначение и изображения в различных нотациях. Связь с другими диаграммами.
- Системная структурная диаграмма, ее назначение и принципы построения. Конструктивные элементы диаграммы, их назначение и изображения в различных нотациях. Связь с другими диаграммами.
- Диаграмма прецедентов, ее назначение и принципы построения. Конструктивные элементы диаграммы, их назначение. Связь с другими диаграммами.
- Д иаграмма деятельности, ее назначение и принципы построения. Конструктивные элементы диаграммы, их назначение. Связь с другими диаграммами.
- Диаграмма классов, ее назначение и принципы построения. Конструктивные элементы диаграммы, их назначение. Связь с другими диаграммами.
- Диаграмма взаимодействия объектов, ее назначение и принципы построения. Конструктивные элементы диаграммы, их назначение. Связь с другими диаграммами
- Диаграмма активности, ее назначение и принципы построения. Конструктивные элементы диаграммы, их назначение. Связь с другими диаграммами
- Жизненный цикл ис при ее автоматизированном проектировании.
- Жизненный цикл ис при её прототипном проектировании. Инструментальные средства прототипного проектирования, их классификация. Краткая характеристика классов.
- Ппп его назначение и структура. Краткая характеристика подсистем и контуров
- Функциональный ппп, его структура и назначение
- Критерии оценки и выбора функционального ппп. Проектирование ис с помощью функционального ппп.
- Настройка и адаптация ппп их назначение и классификация.
- Типовое проектирование ис. Классификация методов типового проектирования. Краткая характеристика классов.
- Понятие типового проектного решения (тпр), типового элемента ис. Тпр класса «задача».
- Тпр класса «подсистема».
- Тпр класса «система».
- Основные понятия и сущность подсистемного типового метода проектирования.
- Основные понятия и сущность элементного типового метода проектирования.
- Сравнительный анализ элементного и подсистемного методов типового проектирования.
- Прототипное проектирование ис (rad – технология). Понятие прототипа. Возможности и преимущества быстрой разработки прототипа ис.
- Характеристика design idef. Генерация схемы бд средствами design idef.
- Характеристика power designer .. Генерация схемы бд средствами power designer . Функционально-ориентированные схемы.
- Характеристика power designer .. Генерация схемы бд средствами power designer .Объектно-ориентированные схемы.
- Основные госТы и международные стандарты для проектирования ис
- Задача №1
- Задача №2
- Задача №3
- Задача №4
- З адача №5