4.2.Взлет
4.2.1. Отпустить рычаг управления тормозами, не допуская изменения выбранного направления для взлета, и, плавно увеличивая частоту вращения коленчатого вала двигателя, начать разбег, удерживая ручку управления в нейтральном положении. На разбеге, удерживая самолет от разворотов, довести частоту вращения до полной. В процессе разбега самолет имеет тенденцию к развороту в правую сторону. Разворот парируется отклонением левой педали. Разбег самолета непродолжителен, скорость нарастает быстро.
При разбеге внимание распределяется:
на выдерживание направления на заранее выбранный ориентир;
на плавную и полную дачу газа и проверку работы двигателя на слух;
на определение момента подъема колеса передней опоры.
4.2.2. По достижении скорости 90 км/ч (определяется беглым взглядом на указатель скорости) плавным движением ручки управления на себя поднять колесо передней опоры до взлетного положения.
При установке на самолет лыж вместо колес подъем передней лыжи выполнять на скорости 95-100 км/ч. Во время разбега с поднятым колесом передней опоры внимание распределяется:
на сохранение взлетного положения самолета;
на выдерживание направления;
на проверку работы двигателя на слух;
на определение момента отрыва самолета от земли. С начала разбега до момента отрыва самолета необходимо смотреть вперед, вдоль капота, на горизонт, имея в поле зрения землю.
Отрыв самолета происходит на скорости 120 км/ч.
4.2.3. После отрыва перевести взгляд на землю влево от продольной оси самолета на 25-30° и вперед на 25-30 м, следить за высотой, направлением, отсутствием крена и не допускать повторного касания колесами (особенно передним) о землю.
4.2.4. Выдерживание самолета над землей производится с постепенным отходом от земли до скорости 160 км/ч.
При выдерживании внимание распределяется:
на сохранение направления;
на недопущение крена и сноса.
Снос определяется по характеру набегания земли:
при сносе вправо земля «выходит» из-под самолета, при сносе влево земля «убегает» под самолет.
При достижении скорости 160 км/ч плавно перевести самолет в набор высоты и одновременно перевести взгляд вперед на горизонт и капот, имея в поле зрения ориентир для сохранения направления взлета. Набор высоты производится на скорости 170 км/ч.
4.2.5. На высоте не менее 20 м убрать шасси, для чего необходимо:
отвести защелку рычага крана шасси влево;
перевести рычаг крана шасси из положения «Выпущено» в положение «Убрано», минуя нейтральное положение;
проверить уборку шасси по механическим указателям и по загоранию красных сигнальных ламп, при этом зеленые сигнальные лампы «Выпущено» должны погаснуть;
снять триммером руля высоты нагрузку с ручки управления.
4.2.6. После уборки шасси установить первый номинальный режим работы двигателя, для чего сначала уменьшить наддув двигателя до 800 мм рт. ст., а затем плавным движением рычага управления шагом довести частоту вращения коленчатого вала двигателя до 82 %.
Примечание. Взлет с грунтовых полос, имеющих ровную поверхность и достаточную прочность, по сравнению со взлетом с бетонированных полос особенностей не имеет.
Взлет с боковым ветром
4.2.7. При взлете с боковым ветром с самого начала разбега ручку управления необходимо отклонить в сторону, откуда дует ветер, с целью сохранения равномерной нагрузки на основные опоры шасси. Направление при взлете с боковым ветром, особенно на разбеге при поднятой передней опоре, необходимо удерживать, не допуская разворота самолета против ветра, фюзеляж при поднятой передней опоре играет роль флюгера, способного вращать самолет вокруг точек опоры - колес шасси. Не следует заранее нажимать на педаль, противоположную отклонению ручки управления, так как это может вызвать разворот самолета по ветру. Но при малейшем развороте самолета необходимо действовать рулем поворота без замедления, точно и энергично.
По мере нарастания скорости и возрастания эффективности элеронов ручка управления постепенно убирается ближе к нейтральному положению с тем, чтобы не допустить отрыва самолета от земли с одного колеса.
4.2.8. После отрыва самолета, чтобы не допустить сноса, необходимо удерживать ручку управления отклоненной против ветра (сохранять крен для парирования сноса), а стремление самолета к развороту парировать нажимом на педаль, обратную крену. Крен самолета после отрыва должен быть таким, чтобы только погашать снос, но не больше.
После набора высоты 50 м бороться со сносом изменением курса самолета. В остальном техника выполнения взлета и порядок распределения внимания такие же, как и при обычном взлете против ветра.
Особенности взлета самолета с лыжным шасси
4.2.9. Эффективность тормозов и управляемость самолета на рулении удовлетворительны. Вблизи препятствий необходимо рулить осторожно, так как самолет может продолжать движение даже при полностью выпущенных тормозных гребенках лыж.
4.2.10. Самолет удерживается на месте одними тормозами в зависимости от состояния снежного покрова до частоты вращения коленчатого вала двигателя 75- 90%.
На взлете для подъема лыжи передней опоры к ручке управления самолетом необходимо прикладывать несколько большие тянущие усилия, чем при взлете с колесным шасси.
Подъем лыжи передней опоры выполнять на скорости 95-100 км/ч. В остальном техника выполнения взлета не отличается от взлета с колесным шасси.
Характерные ошибки при взлете
4 2.11. На разбеге:
не полностью дается наддув - увеличивается длина разбега самолета;
резко дается наддув - возможен разворот самолета;
не удерживается самолет от разворачивания вправо;
излишняя перестраховка от разворачивания вправо - самолет разворачивается влево;
начало подъема колеса передней опоры производится на скорости больше 90 км/ч - самолет отрывается от земли с трех колес;
ручка управления берется на себя раньше, чем скорость достигнет 90 км/ч, переднее колесо энергично поднимается - возможен отрыв самолета на малой скорости;
излишне поднято переднее колесо - отрыв происходит на малой скорости, возможно сваливание самолета на крыло.
4.2.12. На выдерживании:
низкое выдерживание без набора высоты - возможен удар колесом передней опоры о землю;
выдерживание с креном, вследствие чего создается снос;
выдерживание на скорости более 160 км/ч - переход в набор высоты на увеличенной скорости.
- Руководство по лётной эксплуатации самолёта Як-52
- 1. Общие сведения
- 1.1. Основные геометрические, регулировочные весовые и центровочные данные самолета
- 1.1.1.Основные геометрические данные
- 1.1.2.Основные регулировочные данные
- 1.1.3.Весовые и центровочные данные
- 1.1.4.Емкости систем самолета, применяемые топливо и масло
- 1.2.Основные летно-технические данные самолета (приведенные к стандартным атмосферным условиям)
- 1.3.Эксплуатационные ограничения
- 2. Основные технические данные двигателя
- 2.1.Режимы и эксплуатационные параметры работы двигателя
- 2.2.Данные по расходу топлива на этапах полета (с колесным и лыжным шасси)
- 2.3.Максимальная практическая дальность и соответствующая ей продолжительность полета (высота полета 500 м, обороты двигателя 55%)
- 3. Подготовка к полёту
- 3.1.Осмотр самолета
- 3.2.Действия летчика перед посадкой в кабину самолета
- 3.3.Действия летчика после посадки в кабину самолета
- 3.4.Запуск, прогрев и опробование двигателя на земле
- 3.5.Включение и проверка авиагоризонта аги-1
- 3.6.Включение и проверка радиостанции
- 3.7.Выполнение полетов одним летчиком
- 4. Выполнение полета
- 4.1.Подготовка к выруливанию и руление
- 4.2.Взлет
- 4.3.Полет по кругу
- Первый разворот
- Характерные ошибки при выполнении разворота
- Полет от первого до второго разворота
- Второй разворот
- Полет от второго до третьего разворота
- Третий разворот
- Полет от третьего до четвертого разворота
- Четвертый разворот
- Снижение после четвертого разворота
- Исправление расчета
- Уход на второй круг
- Характерные ошибки при заходе и расчете на посадку, при исправлении расчета и уходе на второй круг
- 4.4.Посадка Выравнивание
- 4.5.Остановка двигателя
- 4.6.Набор высоты
- 4.7.Горизонтальный полет и снижение
- 4.8.Пилотаж
- 4.9. Выполнение полетов со снятыми авиагоризонтами и гироагрегатом
- 5. Особые случаи в полете
- 5.1.Действия летчика при отказе двигателя в полете
- 5.2. Действия летчика при падении давления масла в двигателе
- 5.3.5.3. Действия летчика при падении давления бензина
- 5.4.Действия летчика при появлении тряски двигателя
- 5.5.5.5. Действия летчика при раскрутке винта
- 5.6.Действия летчика при возникновении пожара в воздухе
- 5.7.Аварийный выпуск шасси
- 5.8.Посадка с убранными посадочными щитками
- 5.9.Действия летчика при отказе радиосвязи
- 5.10.Действия летчика при отказе радиокомпаса арк-15м
- 5.11.Действия летчика при отказе генератора
- 5.12.Действия летчика при отказе указателя скорости
- 5.13.Действия летчика при отказе высотомера
- 5.14.Действия летчика при отказе вариометра
- 5.15. Действия летчика при отказе обогрева датчика срыва дс-1
- 5.16.Действия летчика при вынужденном покидании самолета с парашютом
- 5.17.Особенности выполнения посадки самолета с отказавшим двигателем
- 6. Эксплуатация систем
- 6.1.Управление
- 6.2.Шасси
- 6.3.Воздушная система
- 6.4.Силовая установка
- 6.5.Электрооборудование самолета
- 6.6.Курсовая система гмк-1а
- 6.7.Магнитный компас ки-13
- 6.8.Система сигнализации критических углов атаки сскуа-1
- 6.9.Радиостанция «баклан-5» («ландыш-5»)
- 6.10.Самолетное переговорное устройство спу-9
- 6.11.Автоматический радиокомпас арк-15м