logo search
РЛЭ ЯК-52

6.3.Воздушная система

Воздушная система самолета обеспечивает запуск двигателя, уборку и выпуск шасси, управление посадочными щитками, а также управление тормозами колес шасси. Принципиальная схема воздушной системы приведена на рис. 7.

Воздушная система состоит из двух автономных систем: основной и аварийной, связанных общей магистралью зарядки сжатым воздухом на земле.

Питание сжатым воздухом каждой системы осуществляется от индивидуальных бортовых баллонов:

Рабочее давление воздуха в обеих системах 50 кгс/см2. В полете баллон основной системы подзаряжается от компрессора АК-50Т, установленного на двигателе. Давление в основной и аварийной системах контролируется по показаниям двухстрелочных манометров 2М-80, установленных на левых панелях приборных досок в обеих кабинах.

Основная воздушная система состоит из основного баллона, магистралей зарядки и подзарядки системы, крана сети, установленного на левом пульте в первой кабине, крана шасси, командного крана шасси, крана щитков, электропневмоклапана ЭК-48, редукционного клапана У 139 (ПУ-7), клапана растормаживания УП53/1М, дифференциала У135 (ПУ8) и цилиндра щитков с двумя аварийными клапанами.

При нажатии кнопки запуска двигателя в первой или во второй кабине срабатывает электропневмоклапан и воздух подается в распределитель для запуска двигателя.

При выпуске и уборке шасси сжатый воздух через краны шасси, установленные на левых панелях приборных досок в обеих кабинах, поступают в цилиндры замков и подъемников. Оба крана соединены между собой трубопроводами.

При установке командного крана во второй кабине в нейтральное положение можно убирать и выпускать шасси из первой кабины.

При ошибке в управлении шасси из первой кабины летчик во второй кабине, исправляя ошибку, устанавливает ручку командного крана в нужное положение, при этом одновременно отключается кран шасси в первой кабине. После чего управление шасси возможно только из второй кабины.

При выпуске и уборке щитков сжатый воздух через краны щитков поступает в цилиндр.

рис. 7 Принципиальная схема воздушной системы

1 - фильтр-отстойник ФТ; 2 - обратные клапаны, 3 - редукционный клапан, 4 - зарядный штуцер; 5 - баллон аварийной системы; 6 - баллон основной системы; 7 - фильтр 31ВФЗА; 8 - трехходовой кран 625300М; 9 - электропневмоклапан ЭК-48; 10 - командный кран шасси; 11, 12 - манометры 2М-80, 13 - кран 992АТ (зарядка сети); 14, 15 - краны 992АТ-3 аварийного выпуска шасси; 16 - стравливающий клапан 562300; 17 - подъемник, 18 - аварийные клапаны; 19 - цилиндр открытия замка передней опоры шасси; 20 - подъемник основных опор шасси; 21 - цилиндры открытия замков; 22 - редукционный клапан ПУ-7 (У 139); 23 - клапан УП53/1М; 24 - дифференциал ПУ-8 (У135); 25 - тормозные колеса основных опор шасси; 26, 27 - трехходовые краны 625300М; 28 - цилиндр уборки и выпуска посадочных щитков.

При торможении колес сжатый воздух через клапан У 139 (ПУ-7), где давление воздуха редуцируется с 50 кгс/см2 до 8+1 кгс/см2, через клапан растормаживания, который соединен с ручкой управления второй кабины, поступает в дифференциал, откуда распределяется в тормоза правого и левого колес основных опор шасси. Редукционный клапан и клапан растормаживания управляются от рычагов, установленных на ручках управления.

Стояночное торможение колес основных опор шасси осуществляется фиксацией рычагов торможения на ручках управления в нажатом положении.

Дифференциал, управляемый педалями ножного управления, обеспечивает раздельное торможение колес.

Аварийной воздушной системой пользуются в случае отказа основной системы. Аварийная система состоит из аварийного баллона, магистрали зарядки и подзарядки системы, двух кранов аварийного выпуска шасси, установленных на правых пультах обеих кабин, стравливающего клапана и аварийных клапанов.

При выпуске шасси сжатый воздух поступает в цилиндры замков и через аварийные клапаны - в подъемники шасси. Одновременно сжатый воздух поступает к редукционному клапану, обеспечивая торможение колес от аварийной системы.