6.3.Воздушная система
Воздушная система самолета обеспечивает запуск двигателя, уборку и выпуск шасси, управление посадочными щитками, а также управление тормозами колес шасси. Принципиальная схема воздушной системы приведена на рис. 7.
Воздушная система состоит из двух автономных систем: основной и аварийной, связанных общей магистралью зарядки сжатым воздухом на земле.
Питание сжатым воздухом каждой системы осуществляется от индивидуальных бортовых баллонов:
основной системы - от 11-литрового шарового баллона;
аварийной системы - от 3-литрового шарового баллона.
Рабочее давление воздуха в обеих системах 50 кгс/см2. В полете баллон основной системы подзаряжается от компрессора АК-50Т, установленного на двигателе. Давление в основной и аварийной системах контролируется по показаниям двухстрелочных манометров 2М-80, установленных на левых панелях приборных досок в обеих кабинах.
Основная воздушная система состоит из основного баллона, магистралей зарядки и подзарядки системы, крана сети, установленного на левом пульте в первой кабине, крана шасси, командного крана шасси, крана щитков, электропневмоклапана ЭК-48, редукционного клапана У 139 (ПУ-7), клапана растормаживания УП53/1М, дифференциала У135 (ПУ8) и цилиндра щитков с двумя аварийными клапанами.
При нажатии кнопки запуска двигателя в первой или во второй кабине срабатывает электропневмоклапан и воздух подается в распределитель для запуска двигателя.
При выпуске и уборке шасси сжатый воздух через краны шасси, установленные на левых панелях приборных досок в обеих кабинах, поступают в цилиндры замков и подъемников. Оба крана соединены между собой трубопроводами.
При установке командного крана во второй кабине в нейтральное положение можно убирать и выпускать шасси из первой кабины.
При ошибке в управлении шасси из первой кабины летчик во второй кабине, исправляя ошибку, устанавливает ручку командного крана в нужное положение, при этом одновременно отключается кран шасси в первой кабине. После чего управление шасси возможно только из второй кабины.
При выпуске и уборке щитков сжатый воздух через краны щитков поступает в цилиндр.
рис. 7 Принципиальная схема воздушной системы
1 - фильтр-отстойник ФТ; 2 - обратные клапаны, 3 - редукционный клапан, 4 - зарядный штуцер; 5 - баллон аварийной системы; 6 - баллон основной системы; 7 - фильтр 31ВФЗА; 8 - трехходовой кран 625300М; 9 - электропневмоклапан ЭК-48; 10 - командный кран шасси; 11, 12 - манометры 2М-80, 13 - кран 992АТ (зарядка сети); 14, 15 - краны 992АТ-3 аварийного выпуска шасси; 16 - стравливающий клапан 562300; 17 - подъемник, 18 - аварийные клапаны; 19 - цилиндр открытия замка передней опоры шасси; 20 - подъемник основных опор шасси; 21 - цилиндры открытия замков; 22 - редукционный клапан ПУ-7 (У 139); 23 - клапан УП53/1М; 24 - дифференциал ПУ-8 (У135); 25 - тормозные колеса основных опор шасси; 26, 27 - трехходовые краны 625300М; 28 - цилиндр уборки и выпуска посадочных щитков.
При торможении колес сжатый воздух через клапан У 139 (ПУ-7), где давление воздуха редуцируется с 50 кгс/см2 до 8+1 кгс/см2, через клапан растормаживания, который соединен с ручкой управления второй кабины, поступает в дифференциал, откуда распределяется в тормоза правого и левого колес основных опор шасси. Редукционный клапан и клапан растормаживания управляются от рычагов, установленных на ручках управления.
Стояночное торможение колес основных опор шасси осуществляется фиксацией рычагов торможения на ручках управления в нажатом положении.
Дифференциал, управляемый педалями ножного управления, обеспечивает раздельное торможение колес.
Аварийной воздушной системой пользуются в случае отказа основной системы. Аварийная система состоит из аварийного баллона, магистрали зарядки и подзарядки системы, двух кранов аварийного выпуска шасси, установленных на правых пультах обеих кабин, стравливающего клапана и аварийных клапанов.
При выпуске шасси сжатый воздух поступает в цилиндры замков и через аварийные клапаны - в подъемники шасси. Одновременно сжатый воздух поступает к редукционному клапану, обеспечивая торможение колес от аварийной системы.
- Руководство по лётной эксплуатации самолёта Як-52
- 1. Общие сведения
- 1.1. Основные геометрические, регулировочные весовые и центровочные данные самолета
- 1.1.1.Основные геометрические данные
- 1.1.2.Основные регулировочные данные
- 1.1.3.Весовые и центровочные данные
- 1.1.4.Емкости систем самолета, применяемые топливо и масло
- 1.2.Основные летно-технические данные самолета (приведенные к стандартным атмосферным условиям)
- 1.3.Эксплуатационные ограничения
- 2. Основные технические данные двигателя
- 2.1.Режимы и эксплуатационные параметры работы двигателя
- 2.2.Данные по расходу топлива на этапах полета (с колесным и лыжным шасси)
- 2.3.Максимальная практическая дальность и соответствующая ей продолжительность полета (высота полета 500 м, обороты двигателя 55%)
- 3. Подготовка к полёту
- 3.1.Осмотр самолета
- 3.2.Действия летчика перед посадкой в кабину самолета
- 3.3.Действия летчика после посадки в кабину самолета
- 3.4.Запуск, прогрев и опробование двигателя на земле
- 3.5.Включение и проверка авиагоризонта аги-1
- 3.6.Включение и проверка радиостанции
- 3.7.Выполнение полетов одним летчиком
- 4. Выполнение полета
- 4.1.Подготовка к выруливанию и руление
- 4.2.Взлет
- 4.3.Полет по кругу
- Первый разворот
- Характерные ошибки при выполнении разворота
- Полет от первого до второго разворота
- Второй разворот
- Полет от второго до третьего разворота
- Третий разворот
- Полет от третьего до четвертого разворота
- Четвертый разворот
- Снижение после четвертого разворота
- Исправление расчета
- Уход на второй круг
- Характерные ошибки при заходе и расчете на посадку, при исправлении расчета и уходе на второй круг
- 4.4.Посадка Выравнивание
- 4.5.Остановка двигателя
- 4.6.Набор высоты
- 4.7.Горизонтальный полет и снижение
- 4.8.Пилотаж
- 4.9. Выполнение полетов со снятыми авиагоризонтами и гироагрегатом
- 5. Особые случаи в полете
- 5.1.Действия летчика при отказе двигателя в полете
- 5.2. Действия летчика при падении давления масла в двигателе
- 5.3.5.3. Действия летчика при падении давления бензина
- 5.4.Действия летчика при появлении тряски двигателя
- 5.5.5.5. Действия летчика при раскрутке винта
- 5.6.Действия летчика при возникновении пожара в воздухе
- 5.7.Аварийный выпуск шасси
- 5.8.Посадка с убранными посадочными щитками
- 5.9.Действия летчика при отказе радиосвязи
- 5.10.Действия летчика при отказе радиокомпаса арк-15м
- 5.11.Действия летчика при отказе генератора
- 5.12.Действия летчика при отказе указателя скорости
- 5.13.Действия летчика при отказе высотомера
- 5.14.Действия летчика при отказе вариометра
- 5.15. Действия летчика при отказе обогрева датчика срыва дс-1
- 5.16.Действия летчика при вынужденном покидании самолета с парашютом
- 5.17.Особенности выполнения посадки самолета с отказавшим двигателем
- 6. Эксплуатация систем
- 6.1.Управление
- 6.2.Шасси
- 6.3.Воздушная система
- 6.4.Силовая установка
- 6.5.Электрооборудование самолета
- 6.6.Курсовая система гмк-1а
- 6.7.Магнитный компас ки-13
- 6.8.Система сигнализации критических углов атаки сскуа-1
- 6.9.Радиостанция «баклан-5» («ландыш-5»)
- 6.10.Самолетное переговорное устройство спу-9
- 6.11.Автоматический радиокомпас арк-15м