logo
АТС

Организация групповой связи по диспетчерскому принципу

На сети железных дорог руководство движением поездов, регу­лировка пассажиро- и вагонопотоков, руководство подачей электро­энергии в контактную сеть и выполнение ряда других эксплуата­ционных операций осуществляются по диспетчерскому принципу. Этому принципу свойственно подчинение выделенной групповой связи одному командиру (диспетчеру), который должен всегда иметь воз­можность легко и быстро вызывать любую железнодорожную стан­цию, группу станций или одновременно все станции подчиненного ему участка. Исходя из особенностей работы в цепь диспетчерской связи включают телефоны только тех лиц, которые по роду своей деятельности связаны с тем или иным диспетчером.

По диспетчерскому принципу организуют цепи ПДС, ЭДС, ВДС, БДС, ИС и СЭМ. Для их организации используют двухпроводные физические кабельные пупинизированные и непупинизированные цепи. Всю сеть отделений железных дорог (рис. 16.4) делят на дис­петчерские участки (круги), работами на которых руководит дис­петчер. Для увеличения дальности связи в групповые цепи вклю­чают промежуточные дуплексные усилители или применяют обход­ные цепи по каналам низкой (НЧ) или высокой (ВЧ) частоты (с использованием аппаратуры разделения АР).

Для согласования двухпроводных цепей с каналами высокой частоты применяют переходные устройства ПУ. Соединительное устройство СУ обеспечивает дистанционное соединение и разъ­единение двух диспетчерских кругов и усиление разговорных токов.

Поездная диспетчерская связь ПДС необходима для обеспечения безопасности и выполнения графика движения поездов на участке железной дороги. Распорядителем на этой цепи является дежурный поездной диспетчер ДНЦ, а исполнителями — дежурные по станции ДСП, операторы, дежурные по локомотивным депо, локомотивные диспетчеры, дежурные по пунктам подмены локомотивных бригад» энергодиспетчеры и дежурные по тяговым подстанциям. На участках с диспетчерской централизацией стрелок и сигналов в цепь ПДС допускается включение телефонов дежурных по переездам.

Длина диспетчерских участков в среднем составляет 80—120 км и в зависимости от интенсивности движения может изменяться в большую или меньшую сторону (от 40 до 200 км). В цепь ПДС может быть включено до 20 промежуточных пунктов, расстояние между ними 10—12 км. Распорядительные станции (PC) размещают в отделениях дороги, а промежуточные пункты в помещениях ДСП, операторов и других ранее перечисленных лиц.

Цепь поездной диспетчерской связи соединяется с поездной радио­связью, благодаря чему ДНЦ имеет возможность переговорить с ма­шинистами локомотивов, которые находятся на его участке, маши­нисты локомотивов в свою очередь могут установить связь с ДНЦ и ДСП ближайших станций.

Энергодиспетчерскую связь ЭДС организуют на электрифициро­ванных железных дорогах. В групповую цепь этого вида связи вклю­чают аппараты, установленные у дежурных по станциям, на тяговых подстанциях, дистанциях контактной сети, в электродепо, на диспет­черских пунктах энергосистем, постах секционирования и т. д. Под ру­ководством энергодиспетчера осуществляется переключение нагруз­ки на тяговых подстанциях, восстановление поврежденных устройств электротяги. Протяженность участков ЭДС совпадает с границами энергоснабжения, длина которых составляет около 150 км. Распоря­дительные станции располагают в отделениях дорог.

Вагонную диспетчерскую связь ВДС организуют на участках с большой грузовой работой, ею могут пользоваться дежурные по станциям ДСП, маневровые диспетчеры станций, работники техни­ческих контор, станций с большим объемом грузовой работы. При по­мощи ВДС вагонный диспетчер руководит работами по своевремен­ной подаче вагонов под погрузку и выгрузку, а также освобожденных и загруженных вагонов на сортировочную или участковую станцию.

В отделении дороги обычно организуют одну цепь ВДС, при больших объемах грузовой работы — две или три цепи ВДС для различных направлений. Распорядительную станцию располагают в отделении дороги, а промежуточные пункты — на грузовых, участ­ковых и сортировочных станциях.

Информационную телефонную связь предусматривают в узлах с интенсивной грузовой работой, она предназначена для передачи сведения о подходе поездов и составе грузов на сортировочную станцию. Распорядительную станцию размещают в информационных центрах сортировочных станций, а промежуточные пункты — у де­журных по станциям и операторов грузовых станций.

Билетную диспетчерскую связь БДС организуют на участках с интенсивным пассажиропотоком для связи диспетчера по продаже билетов с кассирами. Для этого вида связи используют групповой НЧ канал с типовой аппаратурой телефонной связи с тональным избирательным вызовом.

Информационную телеграфную связь по продаже билетов орга­низуют между Центральным железнодорожным бюро (ЦЖБ) и до­рожными бюро (ЛЖБ) и последних между собой. ЛЖБ имеют связь с бюро отделений дорог, которые могут вызвать друг друга. Между бюро отделений и линейными пунктами (билетными кассами) орга­низуется билетная диспетчерская телефонная связь. В этом случае распорядительную станцию размещают в отделении дороги, а проме­жуточные пункты — у кассиров пассажирских станций.

Служебная связь электромехаников СЭМ необходима для опера­тивного руководства линейными электромеханиками и монтерами. Распорядительная станция находится в здании дистанций, а проме­жуточные пункты — у дежурных по станциям в релейных помеще­ниях, квартирах линейных электромехаников и ремонтных колоннах. СЭМ чаще всего организуют по диспетчерскому принципу, но в неко­торых случаях возможен совмещенный принцип организации связи (диспетчерский и постанционный).

Связь охраняемого переезда предназначена для связи дежурного по охраняемому переезду с дежурным ближайшей станции и поезд­ным диспетчером для переговоров по обеспечению безопасности движения на железной дороге и контроля внешнего состояния поездов.

Все рассмотренные виды связи используют однотипное оборудо­вание с тональным избирательным вызовом.

Для организации диспетчерской связи с тональным вызовом вы­пускают распорядительные станции на одно, два и четыре направ­ления РСДТ-1-М, РСДТ-2-61 или РСДТ-4-61. На промежуточных пунктах устанавливают аппаратуру ППТ-66Д или комплект аппара­туры станционной связи КАСС. Рабочее место диспетчера (рис. 16.5) и распорядительная станция состоят из переговорных устройств и устройств посылки сигналов избирательного вызова. К переговорным приборам относятся микрофон М, усилитель пере­дачи Ус Прд, усилитель приема Ус Прм и громкоговоритель Гр. В групповую цепь постоянно (при свободной линии) включен уси­литель приема, благодаря чему диспетчер имеет возможность слы­шать вызывные сигналы (речь), приходящие с линий от исполни­телей. К устройствам посылки сигналов избирательного вызова относятся кнопочный пульт КП и датчик избирательного вызова ДИВ. В аппаратуру промежуточных пунктов входит приемник изби­рательного вызова ПИВУ в качестве которого может быть исполь­зован приемник тонального избирательного вызова ПТИВ, датчик сигналов контроля вызова ДКВ и переговорные приборы ПП (аппа­рат ТДС-52).

Рассмотрим работу схемы диспетчерской связи. При вызове диспетчера абонент промежуточного пункта снимает микротелефон с рычажного переключателя РПУ при этом замыкаются пружины РП и он голосом вызывает диспетчера. Разговорные токи с линии по­ступают на вход усилителя приема Ус Прм, усиливаются и вос­производятся в громкоговорителе Гр. При ответе диспетчер нажи­мает ножную педаль ЯЯ, которая подает питание на усилитель передачи Ус Прд и снимает его с усилителя приема Ус Прм. Разго­ворные токи с выхода микрофона М усиливаются усилителем пере­дачи Ус Прд и поступают в групповую цепь и переговорные приборы ПП промежуточного пункта.

Для вызова одного промежуточного пункта, группы или всех промежуточных пунктов диспетчер нажимает соответствующую вы­зывную кнопку на кнопочном пульте Л77, срабатывают приборы датчика избирательного вызова ДИВ и в линию поступает избира­тельный вызов, который на промежуточном пункте принимает приемник избирательного вызова ПИВ. Последний включает звонок и датчик контроля вызова Д/СВ, который посылает в линию дис­петчеру сигнал контроля приема вызова во время работы звонка.

Так как диспетчерская связь является командной связью, то пре­имущество ведения переговоров отдано диспетчеру, т. е. диспетчер при необходимости имеет право перебить промежуточный пункт нажатием педали,от линии отключается усилитель приема Ус Прм и подключается усилитель передачи Ус Под.

Билет№88