2.1. Основные положения
Восприятием называют познавательный процесс, обусловленный внешними воздействиями, в котором предметы и явления отражаются в виде образов или символов. От воздействия раздражителей (стимулов) на органы чувств субъект испытывает слуховые, зрительные, осязательные, обонятельные, тепловые и другие ощущения. Созданный восприятием образ не есть простая совокупность ощущений. Предметы и явления всегда воспринимаются целостно, и в обычной обстановке субъект не различает, какие именно ощущения он испытал. Более того, иногда нужна "подсказка", чтобы субъект испытал ощущение от какого-либо раздражителя.
Образ можно описать, выделяя и рассматривая его отдельные признаки, детали. Признаки образа - это конкретная форма реализации ощущений. Чистое ощущение выступает как абстрактное, отвлечённое от конкретных образов, но присущее многим из них общее свойство. Например, высота тона - абстрактное понятие, извлечённое из множества звуковых образов свойство звуков представляться тонким, высоким или низким, "басистым".
Интенсивность ощущения характеризует силу воздействия на субъекта. Интенсивность ощущения измерима. Субъект способен дать этому ощущению количественную оценку, по которому каждому ощущению интенсивности приписать некоторое число согласно правилам эксперимента. В результате получаются шкалы ощущений или так называемые сенсорные характеристики. Например, громкость звука (параметр ощущения) находится в соответствии со звуковым давлением или интенсивностью звука (физические величины). Высота тона (параметр ощущения) зависит от частоты акустического сигнала. Громкость звука зависит также от длительности звукового импульса, т.е. физической характеристики импульса.
Исследование соотношений между результатами чувственных экспериментов и физическими параметрами раздражителей - предмет психофизики. Раздел психофизики, занимающийся соотношениями звуковых образов и акустическими сигналами, называется психоакустикой. Прохождение сигналов в процессе восприятия может быть представлено схемой рис. 2.1. В этой схеме, как и в модели системы связи, имеется вход и выход. Со стороны входа на субъекта действуют раздражители {стимулы), имеющие физическую природу. Раздражителями или стимулами называют только те физические воздействия, которые могут быть восприняты органами чувств и вызвать ощущения. Слабый, ниже порога слышимости звук частоты 1 кГц считают слуховым стимулом, так как при увеличении его интенсивности субъект воспримет его как звук, а ультразвуковое колебание, какой бы интенсивности оно ни было, стимулом не считают (впрочем, можно заметить, что ультразвуковые колебания большой интенсивности вызывают ощущение ожога). Итак, оба физических воздействия не вызывают у субъекта слуховых ощущений, но первое вызовет их, если увеличить его интенсивность, а второе - нет.
Рис.2.1. Прохождение сигналов в процессе восприятия
Множество входных сигналов, т.е. стимулов, называют полем восприятия (перцептивным полем). Приёмниками стимулов служат специализированные рецепторы - слуховые, зрительные, осязательные, обонятельные и другие. Их совокупность образует рецепторные поля - кортиев орган уха, сетчатку глаза и т.д. На выходе системы образуются реакции на воспринятые субъектом входные стимулы. Характер реакций может быть различным: созерцательным, мыслительным, речевым, двигательным. Совокупность реакций субъекта составляет ответ, называемый поведением. В формировании воспринимаемого образа и ответного поведения занята память и внимание. В памяти хранятся образы и реакции, накопленные в результате жизненного опыта. Поэтому память участвует в распознавании образов и выработке модели поведения.
Определим понятие внимания. Внимание - создаваемое субъектом ограничение поля восприятия на его определённой части. Благодаря вниманию субъект способен выделить голос собеседника из шума толпы или звучание одного из инструментов оркестра из общего ансамблевого звучания.
Различают передачу информации в прямом и обратном направлениях. Прямыми являются пути передачи сигналов от рецепторов и из памяти на входы блока обработки, а также канал передачи управляющих сигналов внимания.
Обратные связи обеспечивают корректирование сигналов рецепторов, перебор извлеченных из памяти вариантов реакций и управление вниманием. Содержание образов и, следовательно, поведение зависит не только от стимулов, но и от исходного психического состояния субъекта. Для обозначения этого состояния пользуются термином "установка".
Установка - подсознательная готовность субъекта к определенной совокупности реакций на раздражители. Обычно установки вырабатываются и закрепляются в результате накопления жизненного опыта, но могут также создаваться под воздействием средств массовой информации (СМИ), внушения, гипноза, тренировок, запоминания определенных инструкций и наставлений. Установки формируются действием рекламы, действительного или воображаемого авторитета близких людей, артистов, общественных деятелей и т.д. Влияние установок бывает временным или долговременным и стабильным: субъект, находящийся под действием установки, зачастую не осознает этого.
Обсудим понятие "иллюзия". Иллюзия - это несоответствие образа объекту восприятия. Прямое сравнение образа и объекта, как правило, невозможно. Образ описывается в терминах поведения, объект - в терминах физики.
Иллюзию нельзя объяснить обманом чувств, т.е. погрешностью преобразования стимулов в ощущения. Эксперименты показали, что в цепочке объект - стимул - образ последний оказывается адекватным стимулу, т.е. органы чувств действуют правильно, но не адекватно объекту - источнику стимулов. Возникают иллюзии, вообще не связанные с органами чувств. Такова известная иллюзия, называемая deja vu, когда субъекту кажется, что наблюдаемое им событие уже когда-то было в его жизни.
Еще пример неадекватного восприятия, когда в цепочке объект - стимул - образ последний не адекватен стимулу, но адекватен объекту. Это так называемая константность восприятия. Человек правильно оценивает размеры предметов, независимо от их удаленности, хотя размеры изображения на сетчатке глаза различны. Точно также громкость источника звука оценивают правильно, независимо от расстояния до источника звука, хотя звуковое давление, действующее на ухо, уменьшается с увеличением расстояния.
Константность восприятия обеспечивается установкой, и человек подсознательно вносит поправки в воспринимаемые зрительный или слуховой образы.
Никакой стимул не вызывает реакции, пока его интенсивность не достигнет определенного порога восприятия. Существуют пороги яркости, слышимости, концентрации вкусовых или пахучих веществ. Значения порогов не постоянны. Порог заметности стимула данной физической природы зависит от воздействия на субъект других стимулов той же или иной физической природы. Совместное действие стимулов может быть:
индифферентным, когда один стимул не влияет на порог заметности другого;
синергичным, когда пороги заметности обоих стимулов или одного из них понижаются относительно порогового значения единственного стимула (стимул воспринимается лучше, заметнее);
антагонистическим, когда значения порога возрастают, т.е. когда чувствительность к данному стимулу понижается.
В последнем случае говорят о явлении маскировки одного стимула другим. Один из раздражителей называют стимулом, второй - маскером. Если во время демонстрации изображения на кино- или телевизионном экране подсветить его посторонним источником, то детали изображения в тенях пропадут, а общая контрастность изображения уменьшится. Точно так же слабые звуки маскируются другими, более интенсивными звуками - заметная в паузе помеха становится незаметной в присутствии сигнала. Если же стимул и маскер имеют различную физическую природу, то действие маскера можно объяснить отвлечением внимания. Например, акустические шумы менее заметны в кинематографе или телевизионном вещании, чем в звуковом вещании, в котором отвлекающего действия изображения нет. Наряду с маскировкой, существует противоположное ей явление - демаскировка. В простейшем случае демаскировка наступает при устранении маскера, например, при отключении второго источника. Иногда демаскировку рассматривают как психический процесс, выражающийся в сканировании или расширении поля восприятия.
Сканирование поля восприятия - это перевод внимания с одних раздражителей на другие. Расширение поля восприятия достигают двумя путями: введением дополнительных стимулов, например, переключением воспроизводящего устройства из режима "моно" в режим "стерео", либо целенаправленной тренировкой субъекта, развитием у него музыкального вкуса.
- Часть 1 . Теоретические основы физической акустики
- Глава 1. Звуковые колебания и волны
- 1.1. Определения. Основные понятия.
- 1.2 Линейные характеристики звукового поля
- 1.3. Энергетические характеристики звукового поля
- 1.4. Акустические уровни
- 1.5. Плоская волна
- 1.6. Сферическая волна
- 1.7. Цилиндрическая волна
- 1.8. Интерференция волн
- 1.9. Отражение волн
- 1.10. Преломление звука
- 1.11. Дифракция волн
- 1.12. Затухание волн
- Контрольные вопросы к разделу 1
- Глава 2. Основы психологии восприятия звука
- 2.1. Основные положения
- 2.2. Понятия, относящиеся к восприятию звука
- 2.3. Физиология действия слуховой системы
- 2.3.1. Строение органов слуха
- 2.3.2. Передача слуховых раздражений в мозг
- 2.3.3. Физиологические характеристики слуха
- 2.5. Восприятие чистых тонов
- 2.6. Пространственные свойства слуха
- 2.3. Восприятие акустических шумов.
- 2.4. Негативные воздействия инфранизких звуковых частот
- 2.5. Влияние ненормированных параметров акустических сигналов и шумов на человека
- Глава 3. Восприятие и распознавание речевых образов
- 3.1 Роль речевого общения
- 3.2. Речевое сообщение и речевой сигнал
- 3.4. Фонемы
- 3.5. Значение эмоциональной составляющей речи
- 3.6. . Понятность и разборчивость речи
- 3.7. Измерение разборчивости речи.
- Контрольные вопросы
- Глава 4. Акустические характеристики помещений
- 4.1. Основные характеристики помещений и студий. Время реверберации
- 4.2. Акустическое отношение . Радиус гулкости
- 4. Контрольные вопросы
- Глава 5. Акустические шумы
- 5.1. Основные физические характеристики шума
- 5.2. Акустические расчёты при борьбе с шумами
- 5.3. Транспортные шумы
- 5.3. Шум в жилых домах
- 5.4. Общие методы по борьбе с шумом в жилых помещениях
- Борьба в приемнике
- Борьба в источнике
- Мероприятия по защите от городского транспортного шума
- 5.6. Измерение акустических шумов, сигналов и их анализ.
- 5.7. Контрольные вопросы.
- Глава 6. Запись звука
- Общие сведения о записи
- Микрофоны. Классификация и основные параметры
- 6.3. Устройство и принцип действия микрофонов
- 6.4. Основы механической звукозаписи
- 6.5. Особенности записи стереосигналов
- 6.6. Основы фотографической звукозаписи
- 6.7.Основы магнитной аналоговой записи
- 6.8. Общие сведения о цифровой записи
- 6.9. Основы магнитной цифровой записи.
- 6.10. Основы лазерной звукозаписи на компакт-диск
- 6.12. Основы магнитооптической записи
- 6.13 Запись на флэш – память
- 6.13.1.Общие понятия
- 6.13.2. Форматы флеш-карт
- 6.13.3. Организация памяти
- 1.12.4. Общий принцип работы ячейки флэш-памяти.
- 6.13.5. Виды ячеек памяти
- 6.14. Контрольные вопросы
- 7.2. Громкоговорители. Классификация и основные параметры
- 7.3. Системная модель громкоговорителя
- 7.4. Электродинамические
- 7.5. Электростатичекие
- 7.6. Рупорные
- 2.7. Типы акустических оформлений
- 2.7.1. Плоский экран
- 7.7.2. Открытый корпус
- 7.7.3. Закрытый корпус
- 7.7.4.Корпус с фазоинвертором
- 7.7.5. Корпус с лабиринтом
- 7.8. Рупорные системы
- 7.9. Специализация головок
- 7.9.1. Вч головки
- 7.9.2. Сч головки
- 7.9.2. Нч головки
- 7.10. Специализация ас
- 7.10.1. Двухполосные ас
- 7.10.2. Многополосные
- 7.11. Фильтры и корректирующие цепи
- 7.12. Переходная и импульсная характеристики. Искажения.
- 7.13. Сабвуферы
- 7.14. Проигрыватели грампластинок
- 7.15. Проигрыватели компакт-кассет
- 7.16. Проигрыватели компакт-дисков
- 7.17. Моно и стерео воспроизведение звука
- 7.18. Передаче звука
- 7.19. Контрольные вопросы