2.4. Негативные воздействия инфранизких звуковых частот
Инфразвуковые колебания вызывают у людей беспричинное, непонятное им и оттого еще более усиливающееся чувство страха. Инфразвуковые колебания с частотами ниже 16 Гц. очень эффективны при скрытом влиянии на человека, т.к. они не воспринимаются. Самым опасным здесь считается промежуток от 6 до 10 Гц. Значительные психические эффекты сильнее всего проявляются на частоте 7 Гц. В этом случае умственная работа делается невозможной, появляется чувство безудержного страха . Резонансные и критические частоты для человека приведены в таблице 2.4.
Таблица 2.4. Резонансные и критические для человека частоты
Частота, Гц | Положение (орган) тела | Вредные симптомы колебаний |
4-6 (4-9) | Стоящий человек | Ухудшение самочувствия |
20 (13-20) | Голова человека | Нарушение функций речи |
6-8 | Челюсти рта | Затруднение речи |
8 | Гортань горла | Сбой дыхания, пищеварения |
3 | Брюшная полость | Нарушение функционирования |
4 (4-10) | Желудок | Сбои пищеварения |
12 (10-18) | Тазовые органы | Позывы к извержениям |
40-100 | Глазные яблоки | Нарушение зрения |
Внутренние органы человека вибрируют с резонансными частотами в инфразвуковом диапазоне. Например, частота 5 Гц повреждает печень. Частота 6 Гц может вызвать ощущение усталости, тоски, морскую болезнь. Инфразвук с частотой 7 Гц способен остановить сердце. Другие низкие частоты способны вызвать приступ безумия. Мощные инфразвуки способны разрывать даже кровеносные сосуды особенно в мозгу.
В начале 1950-х годов французский исследователь Гавро, изучавший влияние инфразвука на организм человека, выявил, что при колебаниях порядка 6 Гц у добровольцев, участвовавших в опытах, возникает ощущение усталости, потом беспокойства, переходящего в безотчетный ужас, а при 7 Гц возможен паралич не только сердца, но и нервной системы.
Было выяснено, что интенсивность инфразвуков, генерируемых человеком в процессе речи, в том числе и передаваемой по каналам телерадиовещания, довольно значительна. В зависимости от ритма, содержащегося в информации, или определенных звукосочетаний, может иметь место различное расположение инфранизких частот.
Так, например, максимумы спектральной энергии располагаются: при счете - в области около 3 Гц, при периодическом повторении слогов - в области 6 Гц, при фонации Р - около 25 Гц. При пении в инфразвуковой области частот в основном преобладает частота порядка 5 Гц, которая хорошо синхронизирована с частотой вибрато голоса певца, проявляющегося в виде амплитудной модуляции звуковой осциллограммы.
Происхождение инфразвуков в процессе речи связано, главным образом, со слогоделением, т.е. частота инфразвука в этом случае соответствует средней частоте артикуляции слогов.
Происхождение инфразвуков в процессе пения имеет, по-видимому, иную природу. Дело в том, что в процессе пения у певцов часто наблюдаются заметные колебания диафрагмы и гортани, синхронизированные с частотой вибрато. Таким образом, происхождение вибрато певческого голоса, по-видимому, связано с генерацией инфразвука голосовым аппаратом певца. Наличие инфранизких частот в голосе используют опытные ораторы и дикторы телерадиовещания, строя ритмику своей речи таким образом, чтобы она была синхронизирована с соответствующим ритмом человеческого мозга. При этом неосознаваемое воздействие на людей оказывается очень сильным.
Для дополнительного усиления эффекта воздействия на мозг человека используется подача в каналы телерадиовещания дельта-шумов, которые способствуют неосознаваемой фиксации памяти на подаваемую одновременно информацию. Подача информации или музыки, в которой преобладают инфранизкие частоты, соответствующие тэта-ритму мозга, способствуют возникновению у людей эмоций страха, озабоченности, стресса.
- Часть 1 . Теоретические основы физической акустики
- Глава 1. Звуковые колебания и волны
- 1.1. Определения. Основные понятия.
- 1.2 Линейные характеристики звукового поля
- 1.3. Энергетические характеристики звукового поля
- 1.4. Акустические уровни
- 1.5. Плоская волна
- 1.6. Сферическая волна
- 1.7. Цилиндрическая волна
- 1.8. Интерференция волн
- 1.9. Отражение волн
- 1.10. Преломление звука
- 1.11. Дифракция волн
- 1.12. Затухание волн
- Контрольные вопросы к разделу 1
- Глава 2. Основы психологии восприятия звука
- 2.1. Основные положения
- 2.2. Понятия, относящиеся к восприятию звука
- 2.3. Физиология действия слуховой системы
- 2.3.1. Строение органов слуха
- 2.3.2. Передача слуховых раздражений в мозг
- 2.3.3. Физиологические характеристики слуха
- 2.5. Восприятие чистых тонов
- 2.6. Пространственные свойства слуха
- 2.3. Восприятие акустических шумов.
- 2.4. Негативные воздействия инфранизких звуковых частот
- 2.5. Влияние ненормированных параметров акустических сигналов и шумов на человека
- Глава 3. Восприятие и распознавание речевых образов
- 3.1 Роль речевого общения
- 3.2. Речевое сообщение и речевой сигнал
- 3.4. Фонемы
- 3.5. Значение эмоциональной составляющей речи
- 3.6. . Понятность и разборчивость речи
- 3.7. Измерение разборчивости речи.
- Контрольные вопросы
- Глава 4. Акустические характеристики помещений
- 4.1. Основные характеристики помещений и студий. Время реверберации
- 4.2. Акустическое отношение . Радиус гулкости
- 4. Контрольные вопросы
- Глава 5. Акустические шумы
- 5.1. Основные физические характеристики шума
- 5.2. Акустические расчёты при борьбе с шумами
- 5.3. Транспортные шумы
- 5.3. Шум в жилых домах
- 5.4. Общие методы по борьбе с шумом в жилых помещениях
- Борьба в приемнике
- Борьба в источнике
- Мероприятия по защите от городского транспортного шума
- 5.6. Измерение акустических шумов, сигналов и их анализ.
- 5.7. Контрольные вопросы.
- Глава 6. Запись звука
- Общие сведения о записи
- Микрофоны. Классификация и основные параметры
- 6.3. Устройство и принцип действия микрофонов
- 6.4. Основы механической звукозаписи
- 6.5. Особенности записи стереосигналов
- 6.6. Основы фотографической звукозаписи
- 6.7.Основы магнитной аналоговой записи
- 6.8. Общие сведения о цифровой записи
- 6.9. Основы магнитной цифровой записи.
- 6.10. Основы лазерной звукозаписи на компакт-диск
- 6.12. Основы магнитооптической записи
- 6.13 Запись на флэш – память
- 6.13.1.Общие понятия
- 6.13.2. Форматы флеш-карт
- 6.13.3. Организация памяти
- 1.12.4. Общий принцип работы ячейки флэш-памяти.
- 6.13.5. Виды ячеек памяти
- 6.14. Контрольные вопросы
- 7.2. Громкоговорители. Классификация и основные параметры
- 7.3. Системная модель громкоговорителя
- 7.4. Электродинамические
- 7.5. Электростатичекие
- 7.6. Рупорные
- 2.7. Типы акустических оформлений
- 2.7.1. Плоский экран
- 7.7.2. Открытый корпус
- 7.7.3. Закрытый корпус
- 7.7.4.Корпус с фазоинвертором
- 7.7.5. Корпус с лабиринтом
- 7.8. Рупорные системы
- 7.9. Специализация головок
- 7.9.1. Вч головки
- 7.9.2. Сч головки
- 7.9.2. Нч головки
- 7.10. Специализация ас
- 7.10.1. Двухполосные ас
- 7.10.2. Многополосные
- 7.11. Фильтры и корректирующие цепи
- 7.12. Переходная и импульсная характеристики. Искажения.
- 7.13. Сабвуферы
- 7.14. Проигрыватели грампластинок
- 7.15. Проигрыватели компакт-кассет
- 7.16. Проигрыватели компакт-дисков
- 7.17. Моно и стерео воспроизведение звука
- 7.18. Передаче звука
- 7.19. Контрольные вопросы