logo
1 половина

2.1. Основные положения

Восприятием называют познавательный процесс, обу­словленный внешними воздействиями, в котором предметы и явления отражаются в виде образов или символов. От воздей­ствия раздражителей (стимулов) на органы чувств субъект испытывает слуховые, зрительные, осязательные, обонятель­ные, тепловые и другие ощущения. Созданный восприятием об­раз не есть простая совокупность ощущений. Предметы и яв­ления всегда воспринимаются целостно, и в обычной обста­новке субъект не различает, какие именно ощущения он испы­тал. Более того, иногда нужна "подсказка", чтобы субъект испы­тал ощущение от какого-либо раздражителя.

Образ можно описать, выделяя и рассматривая его от­дельные признаки, детали. Признаки образа - это конкретная форма реализации ощущений. Чистое ощущение выступает как абстрактное, отвлечённое от конкретных образов, но присущее многим из них общее свойство. Например, высота тона - абст­рактное понятие, извлечённое из множества звуковых образов свойство звуков представляться тонким, высоким или низким, "басистым".

Интенсивность ощущения характеризует силу воздейст­вия на субъекта. Интенсивность ощущения измерима. Субъект способен дать этому ощущению количественную оценку, по ко­торому каждому ощущению интенсивности приписать некоторое число согласно правилам эксперимента. В результате получа­ются шкалы ощущений или так называемые сенсорные харак­теристики. Например, громкость звука (параметр ощущения) находится в соответствии со звуковым давлением или интен­сивностью звука (физические величины). Высота тона (параметр ощущения) зависит от частоты акустического сигнала. Гром­кость звука зависит также от длительности звукового импульса, т.е. физической характеристики импульса.

Исследование соотношений между результатами чувст­венных экспериментов и физическими параметрами раздражи­телей - предмет психофизики. Раздел психофизики, занимаю­щийся соотношениями звуковых образов и акустическими сиг­налами, называется психоакустикой. Прохождение сигналов в процессе восприятия может быть представлено схемой рис. 2.1. В этой схеме, как и в модели системы связи, имеется вход и выход. Со стороны входа на субъекта действуют раздражите­ли {стимулы), имеющие физическую природу. Раздражителями или стимулами называют только те физические воздействия, которые могут быть восприняты органами чувств и вызвать ощу­щения. Слабый, ниже порога слышимости звук частоты 1 кГц считают слуховым стимулом, так как при увеличении его интен­сивности субъект воспримет его как звук, а ультразвуковое ко­лебание, какой бы интенсивности оно ни было, стимулом не считают (впрочем, можно заметить, что ультразвуковые коле­бания большой интенсивности вызывают ощущение ожога). Итак, оба физических воздействия не вызывают у субъекта слу­ховых ощущений, но первое вызовет их, если увеличить его ин­тенсивность, а второе - нет.

Рис.2.1. Прохождение сигналов в процессе восприятия

Множество входных сигналов, т.е. стимулов, называют по­лем восприятия (перцептивным полем). Приёмниками стимулов служат специализированные рецепторы - слуховые, зритель­ные, осязательные, обонятельные и другие. Их совокупность образует рецепторные поля - кортиев орган уха, сетчатку глаза и т.д. На выходе системы образуются реакции на воспринятые субъектом входные стимулы. Характер реакций может быть различным: созерцательным, мыслительным, речевым, двига­тельным. Совокупность реакций субъекта составляет ответ, на­зываемый поведением. В формировании воспринимаемого об­раза и ответного поведения занята память и внимание. В па­мяти хранятся образы и реакции, накопленные в результате жизненного опыта. Поэтому память участвует в распознавании образов и выработке модели поведения.

Определим понятие внимания. Внимание - создаваемое субъектом ограничение поля восприятия на его определённой части. Благодаря вниманию субъект способен выделить голос собеседника из шума толпы или звучание одного из инструмен­тов оркестра из общего ансамблевого звучания.

Различают передачу информации в прямом и обратном направлениях. Прямыми являются пути передачи сигналов от рецепторов и из памяти на входы блока обработки, а также ка­нал передачи управляющих сигналов внимания.

Обратные связи обеспечивают корректирование сигналов рецепторов, перебор извлеченных из памяти вариантов реак­ций и управление вниманием. Содержание образов и, следо­вательно, поведение зависит не только от стимулов, но и от ис­ходного психического состояния субъекта. Для обозначения этого состояния пользуются термином "установка".

Установка - подсознательная готовность субъекта к оп­ределенной совокупности реакций на раздражители. Обычно установки вырабатываются и закрепляются в результате нако­пления жизненного опыта, но могут также создаваться под воз­действием средств массовой информации (СМИ), внушения, гипноза, тренировок, запоминания определенных инструкций и наставлений. Установки формируются действием рекламы, действительного или воображаемого авторитета близких лю­дей, артистов, общественных деятелей и т.д. Влияние устано­вок бывает временным или долговременным и стабильным: субъект, находящийся под действием установки, зачастую не осознает этого.

Обсудим понятие "иллюзия". Иллюзия - это несоответ­ствие образа объекту восприятия. Прямое сравнение образа и объекта, как правило, невозможно. Образ описывается в тер­минах поведения, объект - в терминах физики.

Иллюзию нельзя объяснить обманом чувств, т.е. по­грешностью преобразования стимулов в ощущения. Экспери­менты показали, что в цепочке объект - стимул - образ по­следний оказывается адекватным стимулу, т.е. органы чувств действуют правильно, но не адекватно объекту - источнику сти­мулов. Возникают иллюзии, вообще не связанные с органами чувств. Такова известная иллюзия, называемая deja vu, когда субъекту кажется, что наблюдаемое им событие уже когда-то было в его жизни.

Еще пример неадекватного восприятия, когда в цепочке объект - стимул - образ последний не адекватен стимулу, но адекватен объекту. Это так называемая константность вос­приятия. Человек правильно оценивает размеры предметов, независимо от их удаленности, хотя размеры изображения на сетчатке глаза различны. Точно также громкость источника зву­ка оценивают правильно, независимо от расстояния до ис­точника звука, хотя звуковое давление, действующее на ухо, уменьшается с увеличением расстояния.

Константность восприятия обеспечивается установкой, и человек подсознательно вносит поправки в воспринимаемые зрительный или слуховой образы.

Никакой стимул не вызывает реакции, пока его интен­сивность не достигнет определенного порога восприятия. Су­ществуют пороги яркости, слышимости, концентрации вкусовых или пахучих веществ. Значения порогов не постоянны. Порог заметности стимула данной физической природы зависит от воздействия на субъект других стимулов той же или иной физи­ческой природы. Совместное действие стимулов может быть:

В последнем случае говорят о явлении маскировки одного стимула другим. Один из раздражителей называют стимулом, второй - маскером. Если во время демонстрации изображения на кино- или телевизионном экране подсветить его посторонним источником, то детали изображения в тенях пропадут, а общая контрастность изображения уменьшится. Точно так же слабые звуки маскируются другими, более интенсивными звуками - за­метная в паузе помеха становится незаметной в присутствии сигнала. Если же стимул и маскер имеют различную физиче­скую природу, то действие маскера можно объяснить отвлече­нием внимания. Например, акустические шумы менее заметны в кинематографе или телевизионном вещании, чем в звуковом вещании, в котором отвлекающего действия изображения нет. Наряду с маскировкой, существует противоположное ей явление - демаскировка. В простейшем случае демаскировка наступает при устранении маскера, например, при отключении второго источника. Иногда демаскировку рассматривают как психический процесс, выражающийся в сканировании или рас­ширении поля восприятия.

Сканирование поля восприятия - это перевод внимания с одних раздражителей на другие. Расширение поля восприятия достигают двумя путями: введением дополнительных стимулов, например, переключением воспроизводящего устройства из ре­жима "моно" в режим "стерео", либо целенаправленной трени­ровкой субъекта, развитием у него музыкального вкуса.