logo
1 половина

2.2. Понятия, относящиеся к восприятию звука

Прежде всего, определим, термины - слуховой и звуковой объекты, поскольку в литературе их нередко смешивают. Поня­тие слуховой объект относится к области ощущений, к воспри­ятию, понятие звуковой объект - к источнику звука, к стимулам.

Познакомимся еще с одним понятием, называемым слу­ховым образом. Каждый слуховой образ со­держит информацию о направлении на источник звука, объект, и его удаленности ( т.е. в совокупности, о местонахождении ис­точника), о громкости звука, высоте тона, если таковая подда­ется определению ( бывают атональные звуки), и тембре звука.

Громкость - отображение интенсивности акустического колебания, зависит от значения звукового давления или интен­сивности звука.

Высота тона определяется частотой колебаний. При­нимают, что между высотой тона и частотой синусоидального акустического сигнала существует взаимно однозначное соот­ветствие: каждому значению частоты в герцах соответствует единственное значение высоты тона по той или иной психоаку­стической шкале и каждому значению высоты тона соответст­вует единственное значение частоты. Для любого другого аку­стического сигнала подбирают на слух синусоидальный сигнал, эквивалентный ему по высоте тона, измеряют его частоту и об­ращаются к сенсорной характеристике в координатах "частота -высота тона". Сигналы, которым можно приписать определен­ное значение высоты тона, называют тональными. Простейший тональный сигнал - синусоидальное колебание. Несинусои­дальные тональные сигналы не обязаны быть периодическими функциями, бывают также хаотические или импульсные то­нальные сигналы. В спектре тонального сигнала может не быть составляющей с частотой, эквивалентной по высоте тона сину­соидальному сигналу.

Тембр - нечетко очерченное понятие, которое включает в себя все признаки звукового образа, кроме громкости, длитель­ности и высоты тона. Этим объясняется, что специалисты раз­личных профессий - музыканты, звукорежиссеры, инженеры - звукотехники - вкладывают в это понятие разное содержание и описывают его в разных терминах.

Качество звуковой аппаратуры и звукового вещания (ЗВ) определяется тем, насколько точно передаются и воспроизво­дятся тембральные характеристики звуков: не появляются ли посторонние призвуки и хрипы, сохраняется ли звонкость, объ­емность и полнота звучания. От такого описания тембра пере­ходят к искажениям сигналов - частотным, фазовым, нелиней­ным - и к техническим показателям (параметрам качества) зву­ковой аппаратуры. В музыкальной акустике тембр звучания пев­ческих голосов и музыкальных инструментов описывают иначе: говорят о составе обертонов, атаке и затухании звука, модуля­ции (вибрато и тремоло). От такого описания удобно перехо­дить к особенностям возбуждения звука голосом, особенностям музыкальных инструментов, приемам извлечения звука.

Основным источником формирования звуковых образов является слух. Нельзя отрицать влияния других органов чувств, в первую очередь, зрения. Выше уже указывалось на участие зрения в создании установки на престижную фирму при прослу­шивании звучания роялей. Такова же роль установки на имя и облик исполнителя при оценке его исполнения.

Зрительные или иные стимулы могут маскировать те при­знаки звукового образа, для наблюдения которых нужны внима­ние и оперативная память. Эти обстоятельства учитывают при проектировании звукотехнической аппаратуры и особенно при организации испытаний методом экспертных оценок качества.