7.17. Моно и стерео воспроизведение звука
В самом общем виде структурная схема звуковой системы независимо от ее назначения (радиовещание, телевидение, грамзапись, кинематограф и т.д.) изображена на рис. 7.24,а. Здесь: 1, 2, 3, ..., N - входные каналы первичных звуковых сигналов xi(t), получаемых непосредственно от микрофонов, устройств воспроизведения магнитной записи, ревербераторов и т.д.; Ф - совокупность устройств, с помощью которых звукорежиссер формирует из множества первичных исходных сигналов n канальных сигналов (1, 2, 3, ..., n), подлежащих передаче на выходную сторону системы. Ф может включать в себя коммутационные и смесительные устройства, разнообразные по назначению регуляторы уровня (индивидуальные, групповые, общие), панорамно-кодирующие устройства ПКУ, служащие для синтеза стереопанорамы, корректоры формы АЧХ, ревербераторы; обычно N>>n; В - совокупность устройств, посредством которых на приемной стороне системы из n канальных сигналов получают сигналы 1, 2, 3, ..., N1, воспроизводимые громкоговорителями N1 и NГр1, Гр2, ..., Гр N1 системы воспроизведения. Обычно n>>N1. Кроме того, вся совокупность устройств, входящих в состав Ф, исключая ревербераторы, объединена в пульте звукорежиссера. Последний наряду с системой воспроизведения, цифровыми ревербераторами, магнитофонами устанавливается в аппаратной студийного блока. Совокупность же устройств В расположена в жилой комнате (радиовещание, телевидение, грамзапись) или кинозале (кинематограф). В состав электроакустической системы не входят тракты первичного и вторичного распределения программ, а также высокочастотные части радиоприемной и телевизионной аппаратуры.
Рис. 7.24. Структурные схемы электроакустических систем звукопередачи: а) обобщенная б) обычной стереофонической системы.
Электроакустические системы разделяют прежде всего по числу каналов передачи (n) и воспроизведения (N1). Рассмотрим структурные схемы двух систем: монофонической (n=N1=1) и обычной (традиционной) стереофонической (n=N1=2). Монофонической называется система, в которой передающая и приемная стороны связаны одним каналом передачи (n=1). Число каналов воспроизведения (N1) также равно 1, а В представляет собой одноканальный усилитель низкой частоты УНЧ, система воспроизведения содержит только один громкоговоритель (акустическую систему). В отличие от этого в обычной стереофонической системе (рис.7.24 б) из исходного множества {xi(t)}N первичных сигналов xi(t) формируются левый Л и правый П сигналы стереопары. Их передача осуществляется по двум независимым (раздельным) каналам (n=2). На приемной стороне звуковоспроизведение сигналов Л и П может осуществляться с помощью:
разнесенной системы воспроизведения СВ, состоящей из двух одинаковых громкоговорителей Гр1 и Гр2, устанавливаемых перед слушателем на некотором расстоянии друг от друга (рис. 7.25., а);
совмещенной СВ; здесь громкоговорители левого и правого каналов объединены в одном корпусе с телевизионным или радиоприемником, магнитофоном (рис. 7.25, б);
комбинированной системы воспроизведения; при этом возможны два варианта построения: в первом объединены низкочастотные звенья левого и правого громкоговорителей, излучающие сигнал Л+П (Гр3), а среднечастотные и высокочастотные звенья Гр1 и Гр2 выполнены в виде отдельных выносных громкоговорителей Гр1 и Гр2, имеющих малые габариты; во втором варианте объединяются как низкочастотные, так и высокочастотные звенья (также излучают сигнал Л+П), а выносные громкоговорители Гр1 и Гр2 работают в диапазоне частот 300 ... (8000 ... 10000) Гц и воспроизводят соответственно сигналы Л и П.
Признаками качества, характеризующими стереофоническое звучание, являются:
пространственное впечатление, т.е. разнесенность компонентов стереофонической панорамы как по фронту вдоль линии, соединяющей громкоговорители, так и в глубину от нее, причем местоположения источников звука в этой области пространства могут быть четко локализованы;
прозрачность звучания, благодаря чему легко выделяются и раздельно воспринимаются инструменты или их группы на фоне звучащего ансамбля;
правильность передачи тембров инструментов и голосов, высокая естественность тембра инструмента как в момент удара молоточком по струнам (нестационарный процесс), так и во время звучания струн;
передача "басовых" звуков оркестра без излишней "гулкости", свойственной монофоническому звучанию;
лучшее, чем при монофонической передаче, восприятие "акустической атмосферы" первичного помещения.
Рис. 7.25. Варианты построения системы воспроизведения при традиционной стереофонической системе звукопередачи: а) разнесенная; б) совмещенная.
Весьма важной особенностью, свойственной стереовоспроизведению, является появляющаяся возможность воздействия на слушателя направленностью прихода звуков, что позволяет подчеркнуть конфликтность различных тем, их объединение, сопоставление, противопоставление и т.д.
Всю площадь прослушивания, где наблюдается предпочтительность стереовоспроизведения, можно разделить на две части, назвав их соответственно зонами полного и частичного стереоэффекта. Зоной полного стереоэффекта называется площадь (обозначена цифрой 1 на рис. 7.26), в пределах которой предпочтительность превышает 85%, а искажения локализации звуковых образов стереопанорамы не превышают 0,1 В. В пределах зоны полного стереоэффекта возможны качественно правильная локализация звуковых образов стереопанорамы, их уверенное пространственное разделение. Размер этой зоны невелик, центром ее является точка оптимального слушания (точка А). Зоной частичного стереоэффекта называется площадь (обозначена цифрой 2), в пределах которой предпочтительность стереовоспроизведения составляет 60 ... 85%, а число раздельно воспринимаемых направлений не менее трех.
Рис. 7.26. Зоны полного (кривая 1) и частичного (кривая 2) стереоэффекта
.
- Часть 1 . Теоретические основы физической акустики
- Глава 1. Звуковые колебания и волны
- 1.1. Определения. Основные понятия.
- 1.2 Линейные характеристики звукового поля
- 1.3. Энергетические характеристики звукового поля
- 1.4. Акустические уровни
- 1.5. Плоская волна
- 1.6. Сферическая волна
- 1.7. Цилиндрическая волна
- 1.8. Интерференция волн
- 1.9. Отражение волн
- 1.10. Преломление звука
- 1.11. Дифракция волн
- 1.12. Затухание волн
- Контрольные вопросы к разделу 1
- Глава 2. Основы психологии восприятия звука
- 2.1. Основные положения
- 2.2. Понятия, относящиеся к восприятию звука
- 2.3. Физиология действия слуховой системы
- 2.3.1. Строение органов слуха
- 2.3.2. Передача слуховых раздражений в мозг
- 2.3.3. Физиологические характеристики слуха
- 2.5. Восприятие чистых тонов
- 2.6. Пространственные свойства слуха
- 2.3. Восприятие акустических шумов.
- 2.4. Негативные воздействия инфранизких звуковых частот
- 2.5. Влияние ненормированных параметров акустических сигналов и шумов на человека
- Глава 3. Восприятие и распознавание речевых образов
- 3.1 Роль речевого общения
- 3.2. Речевое сообщение и речевой сигнал
- 3.4. Фонемы
- 3.5. Значение эмоциональной составляющей речи
- 3.6. . Понятность и разборчивость речи
- 3.7. Измерение разборчивости речи.
- Контрольные вопросы
- Глава 4. Акустические характеристики помещений
- 4.1. Основные характеристики помещений и студий. Время реверберации
- 4.2. Акустическое отношение . Радиус гулкости
- 4. Контрольные вопросы
- Глава 5. Акустические шумы
- 5.1. Основные физические характеристики шума
- 5.2. Акустические расчёты при борьбе с шумами
- 5.3. Транспортные шумы
- 5.3. Шум в жилых домах
- 5.4. Общие методы по борьбе с шумом в жилых помещениях
- Борьба в приемнике
- Борьба в источнике
- Мероприятия по защите от городского транспортного шума
- 5.6. Измерение акустических шумов, сигналов и их анализ.
- 5.7. Контрольные вопросы.
- Глава 6. Запись звука
- Общие сведения о записи
- Микрофоны. Классификация и основные параметры
- 6.3. Устройство и принцип действия микрофонов
- 6.4. Основы механической звукозаписи
- 6.5. Особенности записи стереосигналов
- 6.6. Основы фотографической звукозаписи
- 6.7.Основы магнитной аналоговой записи
- 6.8. Общие сведения о цифровой записи
- 6.9. Основы магнитной цифровой записи.
- 6.10. Основы лазерной звукозаписи на компакт-диск
- 6.12. Основы магнитооптической записи
- 6.13 Запись на флэш – память
- 6.13.1.Общие понятия
- 6.13.2. Форматы флеш-карт
- 6.13.3. Организация памяти
- 1.12.4. Общий принцип работы ячейки флэш-памяти.
- 6.13.5. Виды ячеек памяти
- 6.14. Контрольные вопросы
- 7.2. Громкоговорители. Классификация и основные параметры
- 7.3. Системная модель громкоговорителя
- 7.4. Электродинамические
- 7.5. Электростатичекие
- 7.6. Рупорные
- 2.7. Типы акустических оформлений
- 2.7.1. Плоский экран
- 7.7.2. Открытый корпус
- 7.7.3. Закрытый корпус
- 7.7.4.Корпус с фазоинвертором
- 7.7.5. Корпус с лабиринтом
- 7.8. Рупорные системы
- 7.9. Специализация головок
- 7.9.1. Вч головки
- 7.9.2. Сч головки
- 7.9.2. Нч головки
- 7.10. Специализация ас
- 7.10.1. Двухполосные ас
- 7.10.2. Многополосные
- 7.11. Фильтры и корректирующие цепи
- 7.12. Переходная и импульсная характеристики. Искажения.
- 7.13. Сабвуферы
- 7.14. Проигрыватели грампластинок
- 7.15. Проигрыватели компакт-кассет
- 7.16. Проигрыватели компакт-дисков
- 7.17. Моно и стерео воспроизведение звука
- 7.18. Передаче звука
- 7.19. Контрольные вопросы