5.3. Транспортные шумы
В населенных пунктах источники шума могут быть подразделены на две группы:
1) стационарные – это трансформаторные подстанции, вентиляционные и компрессорные установки, стационарные строительные машины и механизмы; промышленные объекты, спортивные площадки, громкоговорители, торговые объекты, почтовые предприятия и др.
2) передвижные – это все вида транспорта автомобили, трамваи, электропоезда метро, строительные машина (экскаваторы и др), водный транспорт, авиационный транспорт.
Источники городского транспортного шума для целей расчета снижения уровня шума от них до санитарных норм следует характеризовать эквивалентными уровнями звука в децибелах. В дальнейшем излагаются необходимые сведения об акустических характеристиках источников городского шума, дается анализ причин, определяющих их, а также общая методика санитарно-гигиенической оценки шумности различных источников.
Акустические характеристики отдельных транспортных средств могут иметь значение, однако для целей борьбы с уличными шумами основной интерес представляют данные о шумовых параметрах тех или иных транспортных потоков, о шуме магистральных улиц, городских скоростных дорог непрерывного движения, а также жилых улиц.
Уровни звукового давления в октавных полосах, создаваемые автомобилями разного назначения, показаны на рис. 5.2.
Из графика рис. 5.2. видно, что легковые автомобили имеют резко выраженный низкочастотный характер, в то время как в спектре шума грузовика с мощностью мотора 200 л.с. на средних и высоких частотах имеют место также высокие уровни.
Автобус и грузовой автомобиль с двигателем в 60 л.с. имеют в основном шум низкочастотного характера. Большинство действующих автобусов излучают шум в пределах 82 – 89 дБА и выше, иными словами, характеризуются высокой шумностью в отношении санитарной оценки.
Таким образом, шум от автобусов, а также от грузовых автомобилей значительно превышает допустимые санитарные нормы уровня звука для жилых зданий и территорий жилой застройки. Это превышение составляет 25 – 35 дБА, а для участков больниц, санаториев и т.п. это превышение достигает 40 – 45 дБА.
Р ис. 5.2. Уровень звукового давления в октавных полосах частот шума автомобилей, замеренных на расстоянии 7,5 м от осевой линии движущегося автомобиля при разгоне 1 - легковой автомобиль, 2 - грузовой автомобиль с двигателем малой мощности, 3 - автобус, 4 - грузовой автомобиль с мощным двигателем.
При увеличении скорости движения в 2 раза уровень звука повышается в среднем на 8 – 10 дБА. Шум от троллейбусов близок по уровню звука к легковым автомобилям и по спектру имеет низкочастотный характер. Шум от трамваев значительно ) выше и его уровень аналогичен уровню от грузового транспорта, а в спектре он имеет высокие уровни на средних частотах.
Городской шум по месту возникновения подразделяется на транспортный, квартальный, квартирный (жилищно-бытовой). Каждый вид шума порождается определенными источниками и имеет свои особенности по уровню, спектральному составу, времени и продолжительности действия.
Так, транспортный шум является непостоянным по уровню, зависит от плотности транспортного потока и способен сильно изменятся за короткие промежутки времени. Колебания уровня между шумовым фоном и максимальными значениями в момент прохождения тяжелых грузовых автомашин, трамвая, железнодорожных составов, электропоездов могут достигать 30—50 дБ. Спектр транспортного шума широкополосный, с преобладанием энергии в области низких и средних частот.
Квартальный шум может быть постоянным, непостоянным и прерывистым. Источники его крайне разнообразны – детские и спортивные площадки, хозяйственные дворы, гаражи, торговые и обслуживающие учреждения и сама жизнедеятельность населения. Уровень шума носит случайный характер и может достигать 95 дБА. Спектр может содержать средне- и высокочастотные компоненты, что усугубляет раздражающее действие шума.
- Часть 1 . Теоретические основы физической акустики
- Глава 1. Звуковые колебания и волны
- 1.1. Определения. Основные понятия.
- 1.2 Линейные характеристики звукового поля
- 1.3. Энергетические характеристики звукового поля
- 1.4. Акустические уровни
- 1.5. Плоская волна
- 1.6. Сферическая волна
- 1.7. Цилиндрическая волна
- 1.8. Интерференция волн
- 1.9. Отражение волн
- 1.10. Преломление звука
- 1.11. Дифракция волн
- 1.12. Затухание волн
- Контрольные вопросы к разделу 1
- Глава 2. Основы психологии восприятия звука
- 2.1. Основные положения
- 2.2. Понятия, относящиеся к восприятию звука
- 2.3. Физиология действия слуховой системы
- 2.3.1. Строение органов слуха
- 2.3.2. Передача слуховых раздражений в мозг
- 2.3.3. Физиологические характеристики слуха
- 2.5. Восприятие чистых тонов
- 2.6. Пространственные свойства слуха
- 2.3. Восприятие акустических шумов.
- 2.4. Негативные воздействия инфранизких звуковых частот
- 2.5. Влияние ненормированных параметров акустических сигналов и шумов на человека
- Глава 3. Восприятие и распознавание речевых образов
- 3.1 Роль речевого общения
- 3.2. Речевое сообщение и речевой сигнал
- 3.4. Фонемы
- 3.5. Значение эмоциональной составляющей речи
- 3.6. . Понятность и разборчивость речи
- 3.7. Измерение разборчивости речи.
- Контрольные вопросы
- Глава 4. Акустические характеристики помещений
- 4.1. Основные характеристики помещений и студий. Время реверберации
- 4.2. Акустическое отношение . Радиус гулкости
- 4. Контрольные вопросы
- Глава 5. Акустические шумы
- 5.1. Основные физические характеристики шума
- 5.2. Акустические расчёты при борьбе с шумами
- 5.3. Транспортные шумы
- 5.3. Шум в жилых домах
- 5.4. Общие методы по борьбе с шумом в жилых помещениях
- Борьба в приемнике
- Борьба в источнике
- Мероприятия по защите от городского транспортного шума
- 5.6. Измерение акустических шумов, сигналов и их анализ.
- 5.7. Контрольные вопросы.
- Глава 6. Запись звука
- Общие сведения о записи
- Микрофоны. Классификация и основные параметры
- 6.3. Устройство и принцип действия микрофонов
- 6.4. Основы механической звукозаписи
- 6.5. Особенности записи стереосигналов
- 6.6. Основы фотографической звукозаписи
- 6.7.Основы магнитной аналоговой записи
- 6.8. Общие сведения о цифровой записи
- 6.9. Основы магнитной цифровой записи.
- 6.10. Основы лазерной звукозаписи на компакт-диск
- 6.12. Основы магнитооптической записи
- 6.13 Запись на флэш – память
- 6.13.1.Общие понятия
- 6.13.2. Форматы флеш-карт
- 6.13.3. Организация памяти
- 1.12.4. Общий принцип работы ячейки флэш-памяти.
- 6.13.5. Виды ячеек памяти
- 6.14. Контрольные вопросы
- 7.2. Громкоговорители. Классификация и основные параметры
- 7.3. Системная модель громкоговорителя
- 7.4. Электродинамические
- 7.5. Электростатичекие
- 7.6. Рупорные
- 2.7. Типы акустических оформлений
- 2.7.1. Плоский экран
- 7.7.2. Открытый корпус
- 7.7.3. Закрытый корпус
- 7.7.4.Корпус с фазоинвертором
- 7.7.5. Корпус с лабиринтом
- 7.8. Рупорные системы
- 7.9. Специализация головок
- 7.9.1. Вч головки
- 7.9.2. Сч головки
- 7.9.2. Нч головки
- 7.10. Специализация ас
- 7.10.1. Двухполосные ас
- 7.10.2. Многополосные
- 7.11. Фильтры и корректирующие цепи
- 7.12. Переходная и импульсная характеристики. Искажения.
- 7.13. Сабвуферы
- 7.14. Проигрыватели грампластинок
- 7.15. Проигрыватели компакт-кассет
- 7.16. Проигрыватели компакт-дисков
- 7.17. Моно и стерео воспроизведение звука
- 7.18. Передаче звука
- 7.19. Контрольные вопросы