logo
1 половина

5.3. Транспортные шумы

В населенных пунктах источники шума могут быть подразделены на две группы:

1) стационарные – это трансформаторные подстанции, вентиляционные и компрессорные установки, стационарные строительные машины и механизмы; промышленные объекты, спортивные площадки, громкоговорители, торговые объекты, почтовые предприятия и др.

2) передвижные – это все вида транспорта автомобили, трамваи, электропоезда метро, строительные машина (экскаваторы и др), водный транспорт, авиационный транспорт.

Источники городского транспортного шума для целей расчета снижения уровня шума от них до санитарных норм следует характеризовать эквивалентными уровнями звука в децибелах. В дальнейшем излагаются необходимые сведения об акустических характеристиках источников городского шума, дается анализ причин, определяющих их, а также общая методика санитарно-гигиенической оценки шумности различных источников.

Акустические характеристики отдельных транспортных средств могут иметь значение, однако для целей борьбы с уличными шумами основной интерес представляют данные о шумовых параметрах тех или иных транспортных потоков, о шуме магистральных улиц, городских скоростных дорог непрерывного движения, а также жилых улиц.

Уровни звукового давления в октавных полосах, создаваемые автомобилями разного назначения, показаны на рис. 5.2.

Из графика рис. 5.2. видно, что легковые автомобили имеют резко выраженный низкочастотный характер, в то время как в спектре шума грузовика с мощностью мотора 200 л.с. на средних и высоких частотах имеют место также высокие уровни.

Автобус и грузовой автомобиль с двигателем в 60 л.с. имеют в основном шум низкочастотного характера. Большинство действующих автобусов излучают шум в пределах 82 – 89 дБА и выше, иными словами, характеризуются высокой шумностью в отношении санитарной оценки.

Таким образом, шум от автобусов, а также от грузовых автомобилей значительно превышает допустимые санитарные нормы уровня звука для жилых зданий и территорий жилой застройки. Это превышение составляет 25 – 35 дБА, а для участков больниц, санаториев и т.п. это превышение достигает 40 – 45 дБА.

Р ис. 5.2. Уровень звукового давления в октавных полосах частот шума автомобилей, замеренных на расстоянии 7,5 м от осевой линии движущегося автомобиля при разгоне 1 - легковой автомобиль, 2 - грузовой автомобиль с двигателем малой мощности, 3 - автобус, 4 - грузовой автомобиль с мощным двигателем.

При увеличении скорости движения в 2 раза уровень звука повышается в среднем на 8 – 10 дБА. Шум от троллейбусов близок по уровню звука к легковым автомобилям и по спектру имеет низкочастотный характер. Шум от трамваев значительно ) выше и его уровень аналогичен уровню от грузового транспорта, а в спектре он имеет высокие уровни на средних частотах.

Городской шум по месту возникновения подразделяется на транспортный, квартальный, квартирный (жилищно-бытовой). Каждый вид шума порождается определенными источниками и имеет свои особенности по уровню, спектральному составу, времени и продолжитель­ности действия.

Так, транспортный шум является непостоянным по уровню, зависит от плотности транспортного потока и способен сильно изменятся за корот­кие промежутки времени. Колебания уровня между шумовым фоном и максимальными значениями в момент прохождения тяжелых грузовых автомашин, трамвая, железнодорожных составов, электропоездов могут достигать 30—50 дБ. Спектр транспортного шума широкополосный, с преоблада­нием энергии в области низких и средних частот.

Квартальный шум может быть постоянным, непостоянным и прерывистым. Источники его крайне разнообразны – детские и спортивные площадки, хозяйственные дворы, гаражи, торговые и обслуживающие учреждения и сама жизнедеятельность населения. Уровень шума носит случайный характер и может достигать 95 дБА. Спектр может содержать средне- и высокочастотные компоненты, что усугубляет раздражающее действие шума.